Христианская позиция

Jan 17, 2014 18:53

Абсолютно блестящая речь протоиерея Всеволода Чаплина, обличающая диакона Андрея Кураева. Там в посте есть расшифровка, но лучше все-таки прослушать. Всего 17 минут, душеполезных любому христианину.

Там, в этой речи, собраны все те ходы мысли, которые в совокупности являются подоплекой практически любой земной церковно-административной властной вертикали. И бескомпромиссное тождество этой вертикали с Церковью с большой буквы, то есть с Церковью Небесной, Телом Христовым, частью которого является всякий праведник. И дальнейшее не менее бескомпромиссное тождество между Писанием и жизнью этой вертикали (через тождества Писание = Предание и Предание = жизнь вертикали). И вывод о том, что если ты идешь против этой вертикали, ты автоматом не веришь в Христа = идешь к Антихристу. (Тут у меня возникает простой вопрос, о ком же сказано знаменитое "ибо многие придут под именем Моим".) И утверждение ультимативного авторитета "соборного тела Церкви", выражаемого через иерархов, которые поставлены Христом (назначены буквально), а значит, их суждения, то есть творимое Предание, не могут расходиться с Писанием. То есть мы имеем тут уже обратную связь: каковы иерархи, таково и Писание. И наоборот. Взаимооднозначное тождество.

Ну и по мелочи - то, что у нас ассоциируется по историческим причинам с комсомольскими собраниями и товарищескими судами, а на деле было всегда: обвиняемый был мерзок с младых ногтей, угодничал, пресмыкался, интриговал, добивался власти, возгордился и теперь мстит. Стандартный прием "это потому что он плохой" - и минимальная попытка ответить на обвинения. И примерное отождествление поведения обвиняемого с поведением тех, кто впоследствии ушел в раскол. И, до кучи, предостережение против всяких перемен, потому что даже лучшие перемены не раз приводили к худшим последствиям.

И весьма пелевинский слоган "надо слушать Бога, а не блоги".

Я достаточно настороженно отношусь к о. Андрею Кураеву и понятия не имею, что за игру он ведет. Проблема в том, что в этом пространстве любая игра заведомо проигрышна. Это неважно, каким из предписанных протоиереем путей - уходить в раскол или каяться в том, чего не совершал (и в дальнейшем закрывать глаза на то и это). Это всё - тупик, потому что такова система, и не только эта конкретная система, но и вообще любая система большой власти.

Ну и - я вижу тут единственно верный для себя как христианина выход: не играть по правилам. То есть: не идти в церковную власть и не идти в раскол - вообще в это чудовищное пространство не ходить. Христианство, как ни крутите, не может быть централизованным. Есть Церковь, но туда принимают даже не по конфессии, а по праведности. Надеяться принадлежать к Церкви можно всегда. Гарантий никто не даст (но кто и кому их дает в таком тонком деле, как спасение души?). А вот если пойти в систему - это практически гарантия, что никакой Церкви тебе не светит, будь ты сто тысяч раз в церкви.

Это, видимо, банальность, причем жутко еретическая с точки зрения церковно-административных структур (еще бы), но, возможно, ее стоит сформулировать: в духовном смысле нельзя доверять ни единой властной структуре как таковой. Исключения возможны, но легче верблюду протиснуться сквозь известные ворота в стене Иерусалима. Есть прекрасный низовой уровень, есть рядовые священники, и если они не рвутся никуда, вероятность, что они нормальные ребята, существенно повышается; есть храм, куда можно ходить всегда; есть Новый Завет и книжки. Всё. Здесь можно искать христианство в себе и других. Выше по властной линии - нельзя. Там начинается фарисейско-саддукейское пространство. Don't even think of it, если хочешь остаться в известном смысле цел. Аксиома.

"Но все в себя вмещает человек, который любит мир и верит в Бога".

Не знаю, как оно было раньше, а сейчас децентрализованное христианство - это, видимо, единственно возможный путь. В таком виде ты им не принадлежишь, ты от них не зависишь - и они ничего не могут с тобой сделать. Вообще, как только кто-то заговорит от имени Христа, - надо бежать в мыслях прочь. И как только кто-то объявит себя причастным Телу Христову - тоже надо бежать. Это точно не Он. Он такими глупостями не занимается. У Него совсем другое мерило.
Previous post Next post
Up