Про цензуру

Oct 28, 2016 13:31

Оригинал взят у cleofide в Про цензуру
Намедни была в архиве. Конкретно - в РГАЛИ.
Там, чтобы сделать заказ, нужно сначала точно посмотреть опись и убедиться, что это именно тот фонд и тот номер, который тебе нужен (в принципе, приходишь уже с готовой информацией из электронного каталога, но мало ли что).
Иногда самими описями можно зачитаться и найти в них то, что сперва не собирался заказывать, но тоже нужно для дела. Так что занятие это совсем не бесполезное и не такое уж формальное.

Принесли мне стопку описей.
Большинство папок нормальные, тоненькие или средней толщины. Даже если это описи архивов государственных учреждений типа дирекции императорских придворных театров.
А две описи оказались... Ууу! Фолианты огромного веса. Больше двух сразу и не унесёшь.

Знаете, что в них?
Описи архивов Главреперткома. По-простому, советского цензурного ведомства.
В электронном каталоге РГАЛИ - вот тут:

ф.656: Главное управление по контролю за репертуаром при Комитете по делам искусств при СНК СССР (Главрепертком)
(Москва, 1923-1952)


Там таких фолиантов шесть штук.
Конечно, исследователи искусства советского периода с этими материалами знакомы. А я - не очень, поскольку занимаюсь, к своему счастью, совершенно другими веками и вообще больше зарубежной музыкой.
Собственно, по этому поводу я туда и залезла - нужно было посмотреть кое-что относительно постановок опер Верди в СССР.
Нужные дела заказала.

Но увиденное очень меня впечатлило.
Шесть томов одних только описей. И в каждом - цензурные резолюции по поводу абсолютно всего, что издавалось, ставилось, предлагалось к постановке и публикации, произнесению и публичному распространению на просторах нашей родины.
Оперные либретто, романы, драмы - ну, это даже отчасти как-то понятно.
Однако подлежали предварительному утверждению также тексты реприз цирковых клоунов, весёлые шутки мастеров эстрады, какие-то детские книжки и передачки про зайчишек-хвастунишек, все программы и афиши концертов...

Эстрадные произведения разных авторов (скетчи, сценки, рассказы, стихи, песни, куплеты, либретто цирковых представлений), присланные в Главрепертком на утверждение; репертуар исполнителей - артистов эстрады, чтецов, певцов, танцоров, сатириков, клоунов и артистов других жанров, присланный для визирования (1926 - 1945).

Одна запись позабавила особенно. Теперь жалею, что я её не зафиксировала в своих заметках - дескать, зачем оно мне. Там речь шла о резолюции Комитета по науке по поводу каких-то церковных дел. Ха-ха-ха, советские цензоры ныне пляшут качучу на своих сковородках... Маятник качнулся ровнёхонько в обратную сторону.

И как представишь себе весь этот процесс, овеществлённый в спрессованых томах архивных описей...
Сколько их было, этих цензоров, просеивавших через идеологическое ситечко всю советскую культуру? Сколько было ими занято кабинетов, изведено бумаги, копирки, чернил, сожжено электричества? Сколько денег государство щедро выплатило им, их секретаршам, водителям, уборщицам?
Собственно, в царской России тоже цензурировалось всё, включая нотные издания. Кто из нас не видел на старых нотах штамп "дозволено цензурой"? Но тогда объём печатной и публично исполнявшейся продукции был в разы меньше. И цензура честно именовала себя именно так, а не каким-то "главреперткомом".

Те, кто ныне мечтает о цензуре и находит, что в ней ничего дурного не было и быть не может - включите мозги, представьте себе, что цензурироваться будет тотально всё. Или, вы думаете, не всё? Ну-ну. Как говорится, заставь дурака богу молиться.

В нашей нынешней ситуации хуже только одно. Функцию цензуры присваивают себе не строгие дяденьки (или тётеньки) в серых костюмах, сидящие в начальственных кабинетах с секретаршами. По крайней мере, те дяденьки и тётеньки, имён которых мы не знаем, хотя бы читали и смотрели присланные им материалы и обладали некоторой компетенцией, чтобы вынести вердикт и составить письменную резолюцию.
Ныне "искусствоведом в штатском" становится любая шваль. Оголтелые околоцерковные кликуши со своими неадекватными пастырями, ряженые как на карнавал так называемые "казаки", какие-то бравые молодчики в чёрном, великовозрастные любители быстрой езды на мотоциклах, псих с ножиком или с баночкой собственных испражнений... Эти ни во что не вникают. Просто приходят, громят, глумятся, угрожают, ибо кто-то им сказал или они себе внушили, будто некое явление искусства "оскорбляет" их эстетические и прочие чувства.

А государство стоит в сторонке и с ухмылкой крутого пахана издевательски потирает руки: нет, нет, у нас нет никакой цензуры, эти люди свободно выражают своё мнение... Театр добровольно убрал спектакль из афиш - он не нравится публике, выставка закрылась по инициативе музея - у неё низкий художественный уровень, фестиваль отменили по представлению пожарных, режиссёра уволили по причине пенсионного возраста, директора библиотеки посадили в тюрьму за несоответствие фондов каталогам...
А? Что?.. Цензуру хотите?.. Лучше штамп Главреперткома, чем маргиналы с нагайками и хоругвями?.. Предложение стоит обдумать, на то у нас и Дума...
И главное, теперь на этой госцензуре можно будет распилить такие деньжищи - советским аскетам, у которых идеалом благополучия был набор "квартира-дача-машина-спецпаёк" даже не снились.

Надежда  только одна: в эпоху цифровой цивилизации отцензурировать всё - физически невозможно.

propagandum est, (под-)теКсты, Общество, прочитанное

Previous post Next post
Up