Во-первых, Оля, которая с детьми играла, проводила для взрослых в лагере хорошие такие, качественные занятия пением. Эти занятия мне хочется запомнить.
1. В начале каждого занятия делали дыхательную гимнастику Стрельниковой.
2. Быстрый вдох носом, медленный выдох "через трубочку". Оля потом рекомендовала вспоминать это ощущение выдоха и стараться петь с этим ощущением. Для меня это стало открытием: это помогало петь "наружу" (мой собственный термин)), выпускать звук, петь вслух, а не мурлыкать/бормотать себе под нос, чтобы никто не услышал. Обычно я именно так "пою" - с подавляемым желанием остаться неуслышанной, со стеснением и зажатостью. Ничего хорошего из этого не выходит. Хотя вообще-то я могу быть громкой, даже очень громкой, когда зову кого-нибудь или на детей кричу. Контролировать громкость и зажатость плохо получается. Там, в лесу, среди адекватных людей, принимающих чужие недостатки (в том числе плохую координацию слуха и голоса), и покричать можно, и попеть в полный голос получалось. Сейчас, дома, когда рядом дети, которым моё пение - только помеха, а за стеной соседи, которым все мои ошибки слышны, у меня расслабиться и петь громко не получается.
3. Различные распевки. Чувствую сейчас, как это важно. После вокальной разминки поётся совсем по-другому и вообще поётся! Сейчас на гитаре начала практиковать нечто вроде "до-ре-ми-ре-до", повышая каждый раз на ноту и стараясь попасть голосом в частоту, а потом возвращаюсь вниз так же по ноте.
4. Упражнения на чувство ритма. У меня с ним плохо, там опять в это ткнулась. Изображаем музыкальный квадрат так: топ правой ногой, топ левой ногой, хлопок руками, хлопок руками. Это всё соответствует четырём музыкальным долям. Дальше Оля произносит имя (для начала своё) на определённую долю (например, на третью - первый хлопок руками), и все топают и хлопают без перерыва, а мы по очереди должны были произнести имена (для начала тоже свои) на ту же самую долю. Я оказалась "счастливой" обладательницей имени с ударением не на первый слог, и это было мучением - сказать вовремя, попасть ударным слогом в нужную долю. А проблема-то знакомая: когда я учила "Звезду по имени Солнце", там с первой же строчки было несоответствие ударных слогов первым долям, то есть вот это "белый снег, серый лёд" надо было начать петь чуть заранее, до аккорда, чтобы на первую долю попало слово "снег", ну и дальше почти во всей песне так, кроме редких строк. Тренируюсь.
5. Народные песни. Я вообще-то не любитель фольклора, но хором со всеми это и правда приятно поётся.
Одна из песен, которые там пели:
Click to view
И хоровод такой вместе с песней водить пробовали, и над словами размышляли, есть там странности.
Во-вторых, костёр плюс гитара ночью и без детей.
Атмосфееера! Уложить детей и прийти к тем самым прекрасным взрослым, которые каким-то чудом собираются в таких лагерях. Смотреть на огонь, слушать гитару и красивое пение чужого детского папы, открывать для себя новые песни (и тексты!) и подпевать уже известным любимым. Это был первый год, когда я пела вслух "на людях". Хорошоооо!
Оказывается, у гитары есть эффект, о котором я не знала: с её помощью можно контролировать и регулировать ход разговора. В одну из ночей к нашему костру пришёл какой-то посторонний мужик, говорящий не то и не о том и вообще неприятный мне (как потом выразился Дима, папа с гитарой, "заметно же было, что он с другого энергетического уровня", хехе)). Когда он слишком много говорил, Дима начинал играть и петь или спрашивал нас, что бы дальше спеть. Потом я этому мужику сказала, что мы были бы не против без него посидеть, и в какой-то момент чуть не нагрубила - вот эту готовую сорваться с моего языка грубость тоже Дима поймал песней и не дал высказаться.
Собираю теперь себе плейлист из тех песен, что там пели. Вспоминать и наслаждаться. Наконец "распробовала" Высоцкого. Пою-напеваю дома разное. Когда пою, ругаюсь меньше и почти не кричу - отличный побочный эффект от уже имеющегося счастья.
Вдохновилась и по возвращении домой схватила скорее гитару вспоминать забытое и учить-учить-учить новое. Нелюбимую гитару схватила, с металлическими струнами, потому что на любимой струна лопнула, а настроение было неподходящим для поиска отговорок, настроение было - играть! Пристала к Саше, чтобы он напомнил мне то, что я когда-то играла. И в тот же день любимый муж струну принёс и поставил. Теперь я с любимой гитарой, любимыми мозолями на пальцах, любимой учёбой... Очень мне хорошо!
Не могу не написать здесь. Начала по второму кругу проходить
курс по координации слуха с голосом. Вдруг ещё кто захочет - классная штука. У меня после первого раза заметный сдвиг произошёл. Я вообще-то лет десять назад совсем ничего со своим голосом сделать не могла, на одной ноте только гудела всё подряд и говорила тоже монотонно. Я пока не слышала никого, кто пел бы хуже, чем я тогда, и это действительно реалистичная оценка. Я даже резонанс поймать не могла, просто не слышала попадания в нужную ноту, даже пять лет назад, когда немного научилась регулировать высоту звука, не слышала. Диссонантных сочетаний звуков тоже не слышала, не распознавала. В общем, плохо всё было. Сейчас, если потренироваться, очень даже ничего звучу. Записала на диктофон вспомненную песню, которую когда-то и играть, и петь училась долго, ту самую первую, и мне даже достаточно приятно её слышать.