Моя бабушка умела прясть и у неё было три веретена. Два больших и одно маленькое. Но, как она прядет я видела лишь однажды. То ли от того, что чесаную шерсть в магазине не купишь, то ли от того, что она, соскучилась по прядению лишь однажды и все таки раздобыла овечью шерсть.
Работа эта не трудная - не спеша вытягивай волокна из пучка и скручивай их пальцами в нитку. Она получается рыхлая, немного неровная, но в целом вполне пригодная для того, чтобы связать носки.
Носки бабушка тоже вязала своим сыновьям. У неё были тонкие стальные спицы для этого. Носки получались плотными и очень теплыми. В ту часть, где пятка, она добавляла простую нитку для прочности.
Самым сложным и интересным моментом была хитрость, с которой нитка закреплялась на веретене. Я не переняла этот способ, могу только примерно описать - на веретено наматывался конец нити, а потом делалась петля, благодаря которой нить не разматывалась с веретена. Подними руку с нитью, и веретено повиснет на ней. крутани веретено с силой, оно встанет, закружится и нитка намотается, а узелок снова сверху. Вот так.
При случае я научилась прясть на прялке с колесом и педалью. Ловко и быстро получается, нитка тоньше и ровнее. А уж какое настроение, когда прядешь - не передать!) Бывает, попадеся в пряже кусочек соломинки. Вот досада! Вытянешь и опять крутить-вертеть. Радость)
Об обыденных (будничных, рабочих) посиделках.
С Покрова (14 октября) начинались постоянные молодёжные посиделки. А с Филиппова заговенья (27 ноября) - начиналась самая пора обыденных (рабочих) посиделок, кудельница (см. публикацию от 27 ноября).
Приводим часть Главы "Посиделки" о обыденных, будничных посиделках из книги Клары Евгеньевны Кореповой "Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья"
Будничные посиделки. Место проведения.
В сводном обзоре русских молодёжных посиделок М. М. Громыко называет три вида их в зависимости от места проведения:
1) посиделки, организуемые по очереди в домах девушек («из избы в избу»);
2) посиделки в специально снятом, «откупленном» доме («у солдатки») и
3) тип, не выделяемый М. М. Громыко особо, но названный ею, - посиделки в бане.
Посиделки, не имевшие постоянного места и проводимые участницами в своих домах по очереди, характерны преимущественно для Заволжья, правобережьных приволжских районов, но известны и на Русском Севере. Очерёдность проведения обычно соответствовала порядку домов в деревне: «в своей деревне гуляли по ряду: неделю у однех, неделю у другех - кто ходит, тот и держит вечор» (Тонк. д. Большие Зеленые поляны); «беседки повечорно устраивали, идут споряду» (Урен., д. Карпуниха).
Если родители очередницы по каким-либо причинам не могли или не хотели принять у себя беседу, они откупали на положенный срок (вечер или неделю) дом у «какой-либо старухи». «Вечоринку проводили дома. Начинали поочереде. У кого родители не позволяли или дома не дозволяли, тогда дом откупали, чтобы провести очередь» (Коверн., архив автора, рукопись Е. Дыгановой). В этом случае расходы по найму несли родители очередницы. Во время беседы родители или хозяева дома, принимавшие беседу, оставались в избе с молодёжью, они сидели в упечи или лежали на полатях, наблюдая за всем и по-своему на всё реагируя.
При очерёдном проведении посиделок хозяйственных проблем не возникало. Угощение в этом случае не устраивалось, готовила избу и затем наводила в ней порядок сама девушка-хозяйка, подруги могли помогать ей. Иначе было, если дом снимался на весь сезон. В ряде восточнославянских традиций было принято, что дом снимали и платили за него парни. В нижегородском крае для будничных посиделок дом откупали только девушки, плату за него они собирали в складчину. Как рассказывает одна бабушка: «А парни, оне в разных кильях, оне не платили - оне и туда пойдут и сюда пойдут. А у нас вроде как тут нанимали (келью). А если он друг дивки - в этой килье, а бросил дивку - в другую пошёл, там пребывает. Что ему платить-то?!» (Арз., с. Пустынь). Парни только старались приходить с гостинцами: «полными карманами семечков, орехов, пряников» (Лукоян., с. Шандрово).
В плату обязательно входило отопление и освещение дома - девушки как бы содержали его. «Сами отапливают и освещают всю зиму те домики бобылок, солдаток, вдов и старых дев, где они ежедневно собираются» (Зеленин 1915, с.764). Керосин приносили по очереди, парни - «гости поцётные, без керосину». С дровами решали по-разному: договаривались, что каждая, идя в беседку, захватит с собой несколько поленьев (»два полена с человека») или, что было чаще, определяли норму за весь сезон - воз с участницы. Кроме того, девушки оказывали некоторую помощь хозяйке в работе, прежде всего в прядении и помогали с осени в уборке урожая. Некоторая часть платы могла идти продуктами (зерном, мукой, хлебом). Родители, как правило, вполне благосклонно относились к «сидению» дочери, таков был обычай: посиделки способствовали замужеству. И требуемую плату выделяли. Дрова обычно привозили хозяйке сами отцы.
Но бывали случаи, когда родителям плата казалась чрезмерной, тогда девушке приходилось прибегать к хитрости и воровству. красть дрова помогали парни. Брать что-то тайком от отца помогала и мать. В случаях подобного воровства возможно сохранялось и ритуальное воровство, широво сохранившееся в Нижегородском Повольжье (кража соломы для костра в масленицу, кур на свадьбе, тайный вынос икон из церкви при опахивании и т. п.). В счёт платы за снятый в святки дом шли деньги и угощение, полученное при обходах домов с таусенями/колядками.
В складчину так же устраивали угощение для ребят и собственный ужин.
Поскольку на некоторое время «откупленный дом» становился для девушек вторым домом, то они старались содержать его в чистоте и сделать уютным: «каждую субботу мыли полы, а то и середь недели» (Шатк., с Хирино).
В «откупном доме девушкам разрешалось ночевать. В этом случае они заранее приносили каждая свою «постельку». «Прямо в келье и спали, на полу или на полатях. Рогожу стелешь себе и спишь» (Перв., с. Успенское). «Ребята уходили в 3, а мы на полу ложились. Полог постелишь, пологом и оденешься» (Серг., с. Толба). «Ночевали на полатях. Утром уходили домой. Вечером собирались в келье» (Шатк., с. Хирино). В ряде мест обычаем разрешалось ночевать и парням. «Когда я была медсестрой, нас посылали в командировку туды за станцию Суроватиху: в Мигалиху, в Муравьиху - там девки спали с парнями, с парнями спали. А у нас этого не было. И там уж так делали: ты спишь с этим парнем, ты за него и замуж выходишь» (Д.-Конст., с. Помра). «Парень ложился рядом с той девчонкой, которая нравилась» (Перв., д. Аксел). «В кельях ночевали девчонки, мальчишки - все ночевали вместе. Неужели домой пойдём в час ночи?! Кто с кем дружил, и спали вместе» (Сеч., с. Бахаревка).
Третий вид посиделок - посиделки в бане. Сведения о них содержатся только в материалах середины 19 века из Арзамасского и Нижегородского уездов, это территория, где вместе с русскими проживала мордва, что возможно способствовало консервации архаики. Подобное же характерно и там, где совместно с русскими проживает финно-угорское население, например на территории республики Марий Эл. Впрочем проведение посиделок в бане известно и в Калужской губернии, на Брянщине, у карелл, широко распростарнено у угрофиннов Поволжья, например у удмуртов, в том числе у этнической группы Бессермян.
Сидение по баням и в откупленном доме, вероятно, форма более архаичная, чем проведение посиделок «по ряду», в ней можно видеть отголоски инициальных обычаев. Здесь происходит временное отчуждение девушек от своего дома, условная временная их изоляция на чужом пространстве. А баня, тем более стоящая обычно у реки, всегда осознавалось как место «чужое». то же значение имеет и келья из келейного ряда, расположенного на границе деревни, в мифологическом смысле - на границе миров, где живут люди, находящиеся за кругом общества.
По книге Кореповой К. Е. "Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья", СПб.: Тропа Троянова, 2009.
http://www.livelib.ru/book/1000533716 Пряхи. 1899 г.
Казако́в Ива́н Семёнович (1873-1935)
Оригинал:
http://academic.ru/pictures/wiki/files/75/Kazakov_-Priakhi-_1899.jpg