Мария Всеволодовна Крестовская родилась в 1862 г. в семье известного писателя В. В. Крестовского, автора романа «Петербургские трущобы».
Муж - Евгений Эпафродитович Картавцев, экономист, промышленник, банкир.
Была дружна с Т. Л. Щепкиной-Куперник.
Готовила себя к сцене и с успехом играла в частных театрах.
На литературное поприще выступила в 1886-1887, поместив в «Русском вестнике»:
«Уголки театрального мира»
очерк «Иса» (1885)
очерк «Лёля» (1885)
«Ранние Грозы» (1886) - повесть
«Испытание»
«Вне жизни»,
«Сын» (1893)
«Исповедь Мытищева» (1901) и др.
С конца 1880-х чаще всего помещала свои произведения в «Вестнике Европы» («Артистка») и в «Северном вестнике» («Женская жизнь»).
Отдельно вышли романы «Артистка» и повести (два изд. 1889 и 1892).
После её смерти «Вестнике Европы» (1912, в номерах Х и XI) опубликованы отрывки её воспоминаний.
Её «Дневник» (хранится в ЦГАЛИ) не был опубликован, по крайней мере, до 1991 года.
Имя Марии Крестовской упоминается в книге «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн.
Начало публикаций самой Марии Всеволодовны относится к 1885 г. в «Русском вестнике» за подписью «М. Кр.»
Первое крупное ее выступление - роман
«Ранние грозы» (1886) вызвал одобрительные отзывы критики, заговорившей о недюжинном таланте автора. Это впечатление подтвердили дальнейшие произведения: «Вне жизни» (1889), «Ревность» (1892), «Сын» (1893), «Артистка» (1896). В этот же период издается четырехтомное собрание сочинений М. В. Крестовской - Спб. 1889-1896 гг.
Критик Е. А. Колтоновская так характеризовала творческую манеру писательницы: «Перо ее, при женской гибкости, часто отличается почти мужской сдержанностью. У нее не бывает того хаотического наплыва необдуманных чувств, которыми обыкновенно страдают женские произведения. Она не любит лирических отступлений и предоставляет своим героям говорить и действовать самим за себя. Тон ее в самых драматических местах остается сдержанным. В постановке женских проблем у нее всегда чувствуется широкая общечеловеческая основа и совсем нет той женской узости, ограниченности и тенденциозности, которые вносят в них идейные феминистки» (Женские силуэты. Спб, 1912. С. 82).
Творческая работа была прервана ранней смертью, настигшей М. В. Крестовскую в 1910 г. во время ее пребывания в Финляндии, в имении
«Мариоки». Имение Мариоки находиось в Метсякюля и было названо мужем в честь Марии Всеволодовны. Стараниями семьи имение было превращено в цветущий сад. После смерти жены Евгений Эпафродитович Картавцев воздвиг в имении, рядом с могилой жены, церковь «Всех скорбящих радости» (архитектор И. А. Фомин). Позже на могиле был установлен памятник работы В. В. Лишева.
Повесть
«Вопль» публикуется по первому изданию в журнале «Русская мысль», 1900 №№1-2.
"СЧАСТЬЕ"
Причудливо смешались свет и тени,
Вдали аллея солнцем залита.
Ищу я "счастье" в лепестках сирени,
Привычною мечтою занята.
Узором странным теневые пятна
Меняются на золотом песке...
Вся белоснежна, дивно ароматна,
Сирень в пылающей руке.
- А "счастья" нет! - шепчу я безнадежно.
Ужель найти его не суждено?
И вдруг... сирень отброшена небрежно:
Шаги - ты здесь...
О счастье! вот оно.
Т. Л. Щепкина-Куперник
Стихотворение написано в имении "Мариоки"
* * *
"НАШИ БАЛКОНЫ"
(Памяти М.В. Крестовской)
У нас с тобою были два балкона,
И между ними-крытый переход.
С них далеко видна была вперёд
Вся необъятность небосклона.
Когда в закате воздух недвижим
И точно полон розоватой пыли-
То над моим летать стрижи любили,
А ласточки селились над твоим.
Перекликались часто мы, бывало,
В вечерние часы одна с другой;
И звал меня твой голос дорогой,
Звучавший нежно и устало.
Теперь давно балкон соседний пуст,
И ласточки уж не летят под крышу,
И из твоих навек умолкших уст
Я зова нежного не слышу.
Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874-1952).
* * *
"ТОЙ, КОТОРОЙ УЖЕ НЕТ"
М.В. Крестовской
Я вас люблю за всё: люблю за хрупкость стана,
За выраженье глаз, за бледность нежных щёк...
Люблю за то, что в вас-всё тайна, всё намёк,
Всё дышет сказкою рассветного тумана;
Я вас люблю за то, что вы, подобно мне,
Витаете подчас в надзвёздной стороне,
Что упиваетесь цветов мы ароматом,
И трепетно мечтать способны над закатом...
Что звуки музыки в вас будят ту же грусть,
Одни и те ж стихи мы помним наизусть.
Я вас люблю за всё-за смелые сужденья,
За утончённый ум, ловящий на лету
И слово каждое, и каждую мечту;
За сердце, что в любви не знает охлажденья.
Я вас люблю за то, что цели бытия
Познали глубже вы и поняли, чем я;
Что струны радости и страсти, и печали
Для вас прекраснее, для вас полней звучали;
За то, что тайну жизнь открыла вам свою;
Я вас люблю за то, что я хоть так люблю.
Татьяна Львовна Щепкина-Куперник