Валерий Афанасьев В БЗФ 2 октября 2010 года.

Oct 03, 2010 01:32



Пианист и писатель Валерий Афанасьев по праву может считать себя последним из могикан: ученик Зака и Гилельса, он тонко сочетает в себе традиции, заложенные своими великими учителями, и ярчайшую самобытность, которая, что редкость, еще и не переступает рамок хорошего вкуса. Впрочем, хороший вкус, говорят некоторые, дается от рождения. Но не об этом.
Программа концерта составлена была с такой тонкостью, что дирекция филармонии (и об этом кидались реплики среди белых колонн БЗФ) боялась, что на концерт никто не придет. "Детские сцены" и Три пьесы Шумана, 118-й и 119-й опусы Брамса. Конечно, Афанасьев мог добавить несколько хитовых номеров, например, из Листа или Шопена, и тогда на концерт подтянулось бы N-ное количество любителей акробатики, которым на сегодня не достались билеты в цирк. Но Афанасьеву ценна цельность и доскональная продуманность программы, в которой нет и быть не может ничего случайного.
Выбор произведений сам пианист поясняет в кратком вкладыше в программке: в данном случае объединяющим звеном между двумя такими разными композиторами выступает женщина, а именно пианистка Клара Вик. И Роберт, и Йоганнес питали к ней более чем нежные чувства, и любящей женой первого она была. В общем, история известная из курса музыкальной школы.
Когда зазвучали первые ноты из шумановского "детского" цикла, то сразу волей-неволей вспомнил себя за роялем в "музыкалке". Но на этом воспоминания быстро закончились, и далее нарастало лишь волнительное удивление от того, что эта до боли знакомая музыка звучит для тебя словно впервые, распускаясь такими красками и крошечными нюансами, о которых ты даже не мог подумать.
В перерыве между отделениями я не пошел гулять. Музыка так пленила, что не хотелось ни с кем общаться, не хотелось ничего говорить, высказывать свое мнение, подыскивать нужные слова. Я сидел и думал о том, что такие произведения по-настоящему и оживают под пальцами таких музыкантов. "Детский альбом" Чайковского под пальцами Плетнева, "Инвенции" Баха под пальцами Гульда, "Детские сцены " Шумана под пальцами Горовица и вот теперь, при тебе, под пальцами Афанасьева.
Во втором отделении звучала музыка Брамса. Поздний Брамс--это музыка, любовь к которой приходит лишь со временем. Во всяком случае у меня было именно так. Возможно, что причиной тому является то, что просто не нашлось до поры исполнителя, способного заставить тебя эту музыку не просто оценить, но полюбить.
Я редко посещаю концерты, потому что тяжело с профессиональным ухом получить от них настоящее, безусловное удовольствие. Когда же ты через несколько мгновений спустя, как зазвучал рояль, понимаешь, что ты уже ничего не понимаешь, а просто уносишься в стихию необъяснимого музыкального космоса--это великое счастье.

Валерий Афанасьев, Большой зал филармонии, концерты

Previous post Next post
Up