Apr 20, 2010 20:28
Очень часто задаюсь таким вопросом: если бы я сначала, много лет назад, слушал бы клавирного Баха и, скажем, Скарлатти и Куперена в аутентичном исполнении на чембало, на клавесине? Меня потом тошнило бы от музыки этих любимых мною композиторов исполненной на современном фортепиано? Или нет? Или я в одинаковой степени любил бы ХТК на клавесине и на рояле? Увы, теперь уж не узнать мне ответа на сей вопрос.
Любому, самому прекрасному аутентичному исполнению на чембало я предпочту исполнение на современном рояле. Другой вопрос--кто играет. Конечно, есть такие исполнения Баха и Скарлатти на рояле, что вместо них даже я стану слушать клавесин.
Дело не в том, что я не люблю клавесина. Дело в том, что лично для меня звучание и красочные возможности клавесина абсолютно несравнимы с тембровыми возможностями рояля. То есть я хочу сказать, что клавесин физически не способен передать всю богатую палитру баховского ХТК или сонат Скарлатти.
Ведь даже Гульд, который постоянно ругал фортепиано и был вечно недоволен его звучанием в итоге все равно предпочитал именно современный рояль, а не клавесин. Вероятно, Гульд просто не мог вместить свой гениальный музыкальный мозг в скромные звуковые возможности чембало.
музыка,
барокко,
мысли,
фортепиано