Я пришла снова рассказать о моей пуговке.
Как же моя крошка танцует! Вы бы только видели! На прошлом занятие я не могла оторвать от нее глаз!
Во-первых, она моя большая помощница. Как только мы приходим в студию, она кидается к моему чемодану с платками и помогает его открыть, а потом раздает платки другим ученикам. Хотя нет, сначала она выбирает платок себе и просит, чтобы я надела его ей. Потом платок для меня, а уже потом для всех остальных...
Она помогает включить музыку и вообще командует, если вдруг музыки нет - "Танцы!", мол, врубай, мам! А потом делает тише или громче (чаще, конечно, громче) и очень радуется музыке.
Мишка танцует! Она танцует всем телом, и руками, и плечами, и бедрами, и ногами, и даже головой. Я смотрю на нее и восхищаюсь. Как же искренне она танцует. Дай Бог каждому так...
Мишка начала играть ритмы! Как же это удивительно. Кричит "дум-тек", стучит по полу, по себе (это я делаю такое упражнение). И даже попадает в правильный "дум" (иногда).
На уроках мамы спрашивают меня: "А когда мой ребенок будет так танцевать?". Раньше меня спрашивали: "А когда Я буду танцевать, как ТЫ?", а сейчас уже про Мишку спрашивают.
И я каждый раз отвечаю всем одно и тоже - "Я не знаю!".
Да, Мишка танцевала еще в утробе. И да, она с рождения видит танцы, ходит на занятия. Возможно, у нее даже есть врожденный талант... Конечно. Возможно.
Но кроме всего этого, есть вот еще что.
Постоянство и последовательность. Consistency.
Я понимаю, что обязаться ходить на урок, даже раз в неделю с маленьким ребенком на руках - это очень трудно. То ты не спала ночью, то вдруг ребенок уснул, когда надо выходить, то ребенок болеет, то просто лень выходить из дома... Я все это понимаю и не осуждаю. Но это не наш с Мишкой вариант. Танцы по вторникам и пятницам - религиозно. В любую погоду, после любой ночи, не смотря ни на что. Танцы по вторникам и пятницам. Всегда.
Я знаю, как важно деткам в таком возрасте вот эта самая рутина. Когда точно знаешь, куда ты идешь (приходишь) и что мы там будем делать.
В новых местах Мишке нужно время. Она не побежит на новой площадке далеко от меня. Она посидит возле меня, понаблюдает и только потом пойдет. Я не буду ее торопить. Ей нужно время.
Мамы, которые приходят ко мне на занятия, и видят, что ребенок "не заинтересован" (ниже напишу, почему использую кавычки), начинают ходить через раз. Или берут перерыв под предлогом "ребенок еще не готов", а когда возвращаются на 2-3 занятия, все происходит точно так же.
Что такое не заинтересован?
Часто на уроках, поверх того, что говорю я, мамы пытаются "командовать" процессом тоже.
Например:
Я: - Трясем правой рукой!
Мама ребенку: - Давай! Тряси! Покажи, как ты умеешь! Ну давай же.
Не надо этого делать. Ребенок все слышит и все видит, и если он почему-то, пока, так не делает - значит так надо. Дайте время своему ребенку на знакомство со всем - со студией, зеркалами, другими мамами и детьми... На то, что рядом с ним вообще люди двигаются! Он будет трясти рукой. И ногой. И попой. Только дайте ему время. Не командуйте процессом и не ожидайте "результатов". Танец - это вообще не результат. Это Здесь и Сейчас. Это чувство. Это эмоции. Я не дрессирую никого. Я помогаю услышать себя и танцевать...
А бывает, что ребенок заинтересован. Но не танцами. А музыкой (колонкой), тканью (шалью), матрасом (для йоги). И мама тоже мечется. Ей хочется, чтобы ребенок танцевал, а он - "глупостями занимается".
Мама танцует, а малыш в углу играет на мини-барабане. Мама подходит, прерывает его поток мыслей и занятие, хватает малыша и говорит:
- Давай потанцуем!
А малыш плачет. Ведь он был занят и увлечен, а мама что-то хочет от него, заставляет его!... Тогда расстраивается сама мама и выносит вердикт:
- Видимо, танцы - это не для нас/мы еще не готовы.
Мамы, оставьте своего ребенка. Дайте ему узнавать и познавать в его собственном ритме и нужде. Не надо его "учить" - что замечать, чем сейчас трясти и как сейчас играть. Он все сам видит, он все сам слышит. Но Сейчас ему интереснее другое. Не вмешивайтесь в процесс перво-открывания. Дайте ему время понять и увидеть самому, что еще есть в студии или что еще он может делать со своим телом.
Я, как религиозный фанатик, прошу мам - не перебивайте, не прерывайте, не вмешивайтесь, где не нужно...
Сидеть в углу и стучать по барабану, трогать шаль или наблюдать за танцующими людьми - это тоже важно. Это - часть процесса и пути.
Мы почему-то всегда хотим результатов. Показательных результатов. Чтоб дети, как дрессированные обезьянки, танцевали по нашему велению. Однажды, меня попросили:
- Катя, сделай так, чтобы Мишель танцевала, я хочу посмотреть.
- Я не могу этого сделать, - сказала я.
Танец идет изнутри. Я вообще ЗА ВСЕ, чтобы шло изнутри - будь то танцы, извинения, объятия, увлечения... Что угодно. Я не могу, не хочу и не буду заставлять своего ребенка танцевать, обнимать кого-то (пусть даже родную бабушку), даже кушать не буду заставлять. И никому не советую.
Мамы хотят, чтобы все вокруг было образовательным и развивающим, а иначе не надо.
- Это рука, а это нога. Надо вот так.
Удивительно то, что даже, если мы будем молчать и не говорить этих очевидных вещей, дети все равно научаться отличать руки от ног. Они все очень быстро впитывают, видят и замечают. Потом копируют. Я не стремлюсь сделать каждый свой урок "образовательным и развивающим", в том понимание этого слова, каким его видят многие. Все вокруг - образовательное. Музыка, цвета, ткани, люди, улыбки, танцы, опыт, контакт... Не надо добавлять лишнего, чепухи, шелуши... Как можно много рассказать (научить, если хотите), посредством тела и движения! Не надо постоянно гнаться за "образовательным и развивающим". Образовательное и развивающее уже есть, здесь и сейчас, без нашего вмешательства.
Танцуйте! Включайте музыку и танцуйте. Для своих детей, со своими детьми. Наблюдайте и следуйте за ними. И вы увидите, что они танцуют вместе с вами! Честно честно. Просто дайте им время и возможность.