Наше очередное занятие выросло, как это обычно бывает, из пустяка. Прочитали с дочей замечательно иллюстрированную тоненькую книжку со стихотворением А.Усачёва
Как ёжик нашел дорогу домой, Незамысловатая история, как ёжонок потерялся, а потом смог найти дорогу домой по тем листикам, которые накололись на его иголочки. И настолько хорошо в книге нарисованы были листочки, что мне сразу захотелось "тему деревьев" с дочей "углубить и расширить". Тут как раз вспомнились мне засушенные с осени листики, которые мы набрали в парке, а также жёлуди и шишки. Гербарий пока лежал без дела, а тут - время пришло!
"...Вихрем летели из новой "перины"
Листья берёзы
и листья осины,
кисти рябины,
ладошка кленовая,
дуба листочек
да шишка сосновая..."
Понятно, что деревьев на свете ОЧЕНЬ много, поэтому я решила ограничиться только перечисленными в стихотворении :))) Садово-фруктовую тему разберём как-нибудь в следующий раз, а ёлочки заденем только мимоходом, т.к. за новогодний период нам эта "еловая" тема в поделках, книжках, песенках и т.п. порядком поднадоела с дочей :)))
Все необходимые листочки-шишечки у нас в налии были. Если вы с осени не обзавелись таким гербарием - не беда, насушите в следующий раз и вспомните наше занятие. А пока можно повырезать листочки из разукрашек или нарисовать и раскрасить вместе с малышом.
Первым делом мы с дочей поиграли в своеобразное "лото". У меня есть обучающие карточки, наподобие таких
Расскажите детям о деревьях. или таких
Обучающие карточки. Деревья.
Выбрала карточки с теми деревьями, которые нам нужны для занятия, и разложила их на столике. А потом начали с дочей разбирать наш гербарий, и смотреть/сравнивать, куда какой листик подходит:
Пока листочки были ещё целы ( :)) ), мы решили вспомнить "танец с листиками", который танцевали осенью на развивалках. У этой песенки очень простая, запоминающаяся мелодия, которая так нравится малышам. "Листики кленовые, листики дубовые...". А под слова песенки надо соответственно кружится, приседать, поднимать ручки вверх и качать листиками, и т.п. В коллективе деток это выглядит примерно вот так:
http://www.youtube.com/watch?v=1xTYyt_iyrsТекст песенки и действия:
1. Покачайся надо мной,
Мой листочек золотой.
Листики дубовые,
Листики кленовые.
(малыш и мама кружатся, подняв ручки вверх и качая листочками)
2. Мы за листиком сидим,
Из-за листика глядим.
Листики дубовые,
Листики кленовые.
(малыш и мама приседают, прячут личико за листиками)
3. Вдруг веселый ветерок
Хочет вырвать мой листок.
Листики дубовые.
Листики кленовые.
(поднимаемся, кружимся, плавно машем ручками из стороны в сторону)
4. Мы листочек на дадим,
Пригодится нам самим.
Листики дубовые.
Листики кленовые.
(прячем листики за спину).
Для этой песенки здорово вырезать из картона большие красные и жёлтые кленовые листья, и периодически танцевать. Например, вместо зарядки по утрам :))
Сухой рябиновый листик был самым непрочным :))) Пока он совсем не растерял листочки-пальчики, мы скорее взяли книгу
Прогулки по лесу и отправились на прогулку седьмую - "Ягодную", почитали и рассмотрели прекрасные иллюстрации. Для 2,5-летки пока сделаем акцент на том, что эту ягодку клюют зимой птички, и от мороза она становится сладкой. (Помните мультик "Зимняя сказка"? Снегирь (в озвучке Г.Вицина) принёс Ёжику кисть рябины: "Я вот тебе рябинки принёс... Сладкая. С мороза!")
Мультик можно здесь посмотреть:
http://vk.com/search?c%5Bq%5D=%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0&c%5Bsection%5D=auto&z=video-48978_162813942.
Мне очень нравится весь цикл мультиков про Ёжика и Медвежонка -
Сборник мультфильмов "Трям! Здравствуйте!" (DVD). Шедевр.
А мамам эта умная книжка сообщает, что витамина С в рябине больше, чем в лимоне. Из рябины варят варенье, пастилу, компоты... Возьмём на заметку? :)))
Терпения у нас хватило рассмотреть ещё только одно дерево - клён. Это уже прогулка третья "Древесная - тоже интересная". А потом мы поскакали по комнате, изображая лошадку. Наверное, чтобы утрясти новые знания:))
Спустив пары, уселись за столик - "печь ЛЕСНОЙ пирог", с желудями, для игрушек-зверюшек. Материалы:
-жёлуди (гуляли осенью в парке и собирали в ведёрко - чудесное занятие!),
-масса для лепки. У нас такая -
Масса для лепки. От 2 лет.-кукольная посудка
Цель - развитие мелкой моторики (а значит - и речевого центра!!!).
Потом доча побежала "накрывать на стол" (поставила игрушечный диванчик, стол - крышку от обувной коробки). Раз у нас лесной пикник, то доча решила почему-то не кукольные тарелочки расставить, как обычно, а разноцветные стаканчики. У нас они из набора-пирамидки, примерно такого
Пирамидка из стаканчиков. . (Подобная игрушка обязательно должна быть у любого малыша месяцев с 8. Изучаем цвета, размеры, вкладываем, строим башенки... Или вот, под посуду приспосабливаем, развиваем фантазию :) ).
Ещё с такими стаканчиками можно попутно придумать много игр/занятий. Если для 2-2,5летки, то, например:
-расставить стаканчики по убыванию, по размеру: большому дракончику-гостю - БОЛЬШОЙ стаканчик, маленькому котику - МАЛЕНЬКИЙ стакачик.
-разложить угощение-жёлуди во все стаканчики ПОРОВНУ. Например, по 3 штуки (повторяем счёт).
-акцентировать внимание, что сначала стаканчики были ПУСТЫЕ, а теперь они ПОЛНЫЕ.
-Дракончик "скушал" все желуди - ой, смотри, не осталось НИ ОДНОГО. А у мышки ещё МНОГО в стаканчике, не хочет пока есть, чай пьёт. А котик ест с удовольствием - у него уже МАЛО осталось. Давай ещё дадим желудей дракончику и котику, да?
Пока доча хлопотала вокруг "гостей", я порылась по книгам. И хотя вербы у нас в программе не было, но обойти свои любимые "Яркие уроки" вниманием мы не могли.
Заодно и стих. А.Фета про вербу нашли в
Хрестоматии для дошкольников .
-"Формы и фигуры" книга из серии "Яркие уроки", изд.Росмэн.
И хотя стихов именно про деревья в этой Хрестоматии в разделе на 1-3 года нашлось не так много, но зато по разделам составлены замечательные вопросы, которые надо задавать малышу, обсуждая времена года, явления природы...
Полюбовались на вербу, обсудили цепочку "почка-пушистик-листик", рассказали, какие деревья сейчас (зимой) - без листиков, без пушистиков... Слезли с дивана, и поскакали вести "гостей" гулять и спать:
Нам тоже было пора собираться на прогулку. Пока одевались, успели немного повозиться с книгой с картонными окошками
100 слов о природе. . КЛАССНАЯ развивающая книга, доча её просто обожает. Снчала посмотрели, как сажают деревья, как появляется росток. Пригодилось и
Как появляется цветок - тоже хорошо показан путь от семечка (у нас, например, под рукой был жёлудь) до целого дерева:
Потом посмотрели, как из почек появляются листочки и побежали на кухню смотреть на нашу веточку, которую мы 3-4 дня назад принесли домой и поставили в воду:
В книге ещё масса всего интересного, рассматривать и играть с ней можно часами:
На прогулке испекли снежный "куличик", украсили рябиновыми ягодками. Мне всегда вспоминается нежная потешка-песенка про рябину:
-Ты рябинушка, раскудрявая,
Ты когда взошла, когда выросла...
-Я весной взошла,
Летом выросла,
По зарям цвела,
Солнцем вызрела...
Конечно, эта песенка совсем не про рябину, а про вашего малыша, который растёт не по дням, а по часам... Надо тихонько её петь, и малыша ласкать-гладить, удивлясь нежно, как же быстро он растёт...
А по пути мы домой завернули в скверик около дома. Там у нас растёт ВЫСОКАЯ сосна и МАЛЕНЬКАЯ ёлочка. Вспомнили вторую милую потешку с диска
Детям от 0 до 3 лет: сказки, потешки, колыбельные:
Сосна, сосна,
Отчего ты красна?
От того я красна,
Что под солнышком росла!
Дома мы сравнивали еловую и сосновую шишки. Первая из них ДЛИННАЯ, а вторая КОРОТКАЯ. А на улице мы сравнили еловые и сосновые иголочки. Тут дело обстоит как раз НАОБОРОТ.
После обеда, перед дневным сном почитали добрую сказку С.Прокофьевой "Сказка про маленький дубок" из книги
Маша и Ойка с чудесными иллюстрациями:
Ненавязчиво учим малышей доброте и любви к природе, в мелочах - не ломать ветки, не топтать цветы...
Ещё немного успели почитать стихи замечательной поэтессы И.Токмаковой. Она есть во многих детских сборниках. А отдельно, именно её издания, очень хвалят, например
Ходит солнышко по кругу в илл.М.Литвиновой.
У нас любовь к Токмаковой началась со сборника
Едем, едем на лошадке, в илл. того же художника. "Солнышко по кругу" мне в своё время не попалось на глаза, поэтому я купила вот такой простенький сборник Токмаковой
Почитай мне, мама.... О деревьях в нём очень много добрых и нежных стихов, которые я и сама полюбила: Яблонька, Берёзка, Ива, Разговор старой ивы с дождём, Осинка, Дуб, Осенние листья...
Одно из моих любимых на эту тему - "Разговор ветра и осинок":
"-Здравствуй, ветер! Ветер, здравствуй!
Ты куда, летишь, вихрастый?
Что поднялся до зари?
Погоди, поговори!
-Я лечу, осинки, в город.
Я несу приветов ворох.
Должен их сегодня сам
Разнести по адресам.
Площадям и переулкам,
Фонарям, тоннелям гулким..."
Вечером нам захотелось поразукрашивать. Сначала нашли в нижке
Кто где живет стих.Маршака "Помогите!", обсудили, какая ТЯЖЁЛАЯ ветка дуба для мураьишки, и как ЛЕГКО её нести, если ему помогут друзья:
Потом мы сели за столик и взяли раскраску с наклейками "Первые слова". Точно такой же я в инете не нашла, но у нас она наподобие
такой, изд."Омега-пресс". Толстая, с хорошей бумагой, много картинок.
Конечно, для малыша тут весь интерес в наклейках. Но, в принципе, такие правильные крупные раскраски для 1-3 лет можно запросто скачивать и распечатывать, очень удобно и бюджетно. Сайтов множество. Или рисовать маме от руки :))
Итак, мы с ходу нашли дубовый листок и ёлочку, наклеили картинки:
Разукрашивать, для разнообразия, решили восковыми мелками. У нас именно такие
Восковые мелки (диаметр мелка 11мм) "Гамма". Раньше я покупала тоненькие мелки, но они быстро ломаются. Утолщённые удобнее держать в руке и заштриховывать ими тоже удобнее.
На развивалках тётя-педагог первым делом учила малышей ПРАВИЛЬНО держать в руках карандашик. Объясните малышу, что надо его не в кулачке зажимать, в взять 3 пальчиками, как птичка клювиком, а остальные 2 пальчика подогнуть и прижать к ладошке. Не уставайте ласково и настойчиво складывать пальчики правильно, помогите малышу. У нас ушло с переменным успехом 4 месяца на это дело :))) Но рисуем не очень часто, 2-3 раза в неделю, чаще красками просит.
Доча выбрала мелок (какой цвет, нам нужен, доча? правильно, зелёный!). И по своей инициативе сначала обвела все прожилки на листе (этому навыку мы, кстати, буквально за неделю очень хорошо научились по
Грамотейке (или
тут оно) - отличное пособие).
Потом я взяла второй мелок, и в очередной раз показала, как надо штриховать рисунок - стараясь не выходить за контур:
Докрасили ёлочку и дерево - малыш уже устал, и стал малевать как попало, держа мелок в кулачке. Ну и ладно, главное - есть результат. Заканчиваем рисовать, собираем мелки в коробочку. Малышам очень нравится такого рода "собирание в коробочку" - мелков, ватных палочек, карандашей, счётных палочек... Отличное задание на усидчивость и мелкую моторику.
Малышка очень старалась! Конечно, теперь нужно обязательно её похвалить. Во-первых, ласковое слово и кошке приятно. А во-вторых, если мы постоянно говорим ребёнку, что он молодец, умный и любимый, так он и сам в этом уверится, и будет уверен в вашей любви и в своих силах и способностях, вырастет молодцом и умницей.
Вы можете просто похвалить теми словами, которые говорите обычно в таких случаях, или же ласково приобнять и сказать стишок-потешку
http://forum.littleone.ru/showthread.php?p=75778628#post75778628 Пришёл с работы папка, и доча побежала его встречать. Пока доча с папой общались, я вспомнила ещё одно хорошее пособие (из Школы 7 гномов), которое мы с дочей уже сделали раньше -
Времена года. ( или
тут оно). Надо было наклеить кроны деревьев по временам года и соответствующие картинки. Потом обсудить с малышом, составить короткий рассказ. Каждый разворот - отдельное занятие, конечно же. Плюс есть там ещё рекомендации на последних страницах, как выстраивать занятия. Покажу вам его:
Папка пошёл ужинать, а мы пока нашли себе ещё одно "древесное" занятие (с аппликацией).
Лепка и аппликация для самых маленьких (и
тут оно есть, но сильно дороже). Как раз в нем надо было прочитать сказку про двух котят, Васю и Мусю, которые встретили грустное дерево без листиков. Дереву надо было помочь - нарвать пальчиками из полосок бумаги квадратики-"листочки" и наклеить на веточки. Чтобы дереву стало ещё "веселее", листики предлагалось клеить не только зелёного цвета. Так мы и сделали:
Результаты, как обычно показали папе, были поцелованы и похвалены. ВСЕГДА старайтесь как-то выделить, продемонстрировать поделки папке, бабушкам/дедушкам, чтобы малыш это видел и слышал. Вешайте на холодильник, ставьте на видное место в шкаф. Пусть смешная и кривая поделка, но малыш старался!!!
Папка с дочей пошли наливать ванну для купания, а я пока покажу вам ещё одно пособие с наклейками, задания по которому мы тоже уже сделали раньше
Развиваем мышление 2-3 года (или
тут). По нашей теме тут нашлось:
-наклеить такой же предмет (листик), но отличающийся по ЦВЕТУ и по РАЗМЕРУ
-визуально по линиям определить, какие предметы нарисованы (елочка)
Искупались, переодеваемся в пижамку. Доча охотно, хоть и не умело, пытается сама одеться. Натянуть штанишки проще всего, важно найти, где у них перед. Тут нам помог дубовый листик - как говорится, нарочно не придумаешь :)))
Перед сном мы всегда читаем, примерно полчаса. Сегодня доча попросила "про кролика"
Мечты сбываются. Бесконечно добрая книга о двух друзьях (
серия и
тут). Пошаговые картинки на каждое событие/действие героев, понятия ВНУТРИ и СНАРУЖИ (норка кролика под деревом), какие предметы тонут/не тонут (друзья играли - бросали в воду камешек и деревяшку - доча САМА заметила, что камень - бульк...). Но для меня очарование этой книги ещё и в другом - как замечательно "нарисованы" эмоции - грусть (маленький кролик один под большим деревом - ёжик ушёл), радость встречи, забота... Очаровательная книга!
Почитали стихи И.Мазнина из его книги
Приходи ко мне играть. Очень хорошие иллюстрации. А стихи по теме такие нашли: "Белка и орех", "Если б дали дудку мне".
А ещё - библиотечную книжку Бианки "Теремок". Писала про эту сказку здесь -
http://angela-kvitka.livejournal.com/2534.html Всё таки иллюстрации в таких старых книжках - самые хорошие. Я пока хорошую по картинкам книжку со сказками Бианки для своей 2,5летки ещё так и не нашла.
На следующее утро мы решили поиграть в ковролиновый конструктор, который так и называется "Дерево". В инете я такого не нашла, он похож на:
такие и
такие. Я покупала в магазине "Маленький гений" у м.Пушкинская (там, где Океанариум).
Цель занятия - показать малышу, как из маленького ростка получается целое дерево:
Кстати пришлась и книжечка-пособие
Как появляется цветок - из семечка же сначала росток появляется, не просто так.
Вот так мы и вырастили дерево, сверяясь с картинками - веточек всё больше, ствол выше, больше листиков. Потом появляются цветы на дереве, а из них - яблоки (пчёлки опылили):
Перед прогулкой успели ещё 10 минут позаниматься по по
Грамотейке. Удивительно, но всё одно к одному - как раз занятие про деревья. Развиваем:
-внимание - найти все грибочки под елочками
-математика - назвать, сколько на картинке берёз и сколько ёлочек, сосчитать их (счёт до трёх), правильно употреблять числительные (ОДНА береза, ДВЕ елочки)
-развитие речи - составить рассказ по сюжетной картинке
-графические навыки - обвести по пунктирным линиям веточки у ёлочки.
Всего-то 4 странички :)) Хоп-хоп, и готово!
За обедом читали
Петя и медвежонок Потап (или
тут). Сплошные деревья в сказке кругом :))). Замечательные пошаговые иллюстрации у Чижикова - сказки и читаются-то, вобщем, только благодаря им. Очень красочные, выразительные, добрые и смешные, полностью на всю площадь страницы:
Продолжение следует...:))