Откуда есть пошел Громозека, или история создания образа персонажа "Тайны третьей планеты"

Apr 14, 2024 16:14

В ожидании выхода на экраны фильма "Сто лет тому вперёд" сняла с полки книгу Кира Булычёва про Алису. У меня есть 2 сборника от издательства "Азбука" про её приключения, однако самую первую историю мне в своё время захотелось купить в подарочном варианте. И свой выбор я остановила на книге "Девочка с Земли" от ИД Мещерякова, в классических иллюстрациях Евгения Мигунова.

Листая красивое издание с белоснежными страницами, нельзя не любоваться тонкой графикой и футуристичными элементами в его работах. Признаюсь однако, что для меня знакомство с персонажами фантастических произведений Булычёва началось не с книг, а с мультфильма "Тайна третьей планеты". Поэтому в иллюстрациях в самой книге я особенно остро искала знакомые черты героев, которые были бы перенесены и в мультфильм.

Например, ярко узнаваем для меня персонаж, спасший птицу Говоруна. Эти овальные ушки-локаторы трудно не узнать, как и округлую "плюшку" для антенны на макушке:




Но вот Громозека в иллюстрациях книги стал для меня неожиданностью. Здесь наблюдается разительное несходство с "привычным" для меня мультипликационным персонажем:




Как исследователю и книголюбу, мне стало неимоверно интересно, почему же в данном случае получилась такая разница во внешнем облике. И я решила провести небольшое детективное расследование.

Кир Булычёв неоднократно упоминал, что считает Евгения Мигунова соавтором своих работ:

"... Для меня Громозека скорее всего - это мигуновский герой. И вообще мигуновские образы я приемлю более прочих. Мы с ним всегда были соавторами. И я уже не помню, как я представлял себе Громозеку сначала. А теперь представляю его себе таким, как Мигунов нарисовал." (с)

Так как же выглядит Громозека на страницах книг в описании Кира Булычёва? Вот несколько цитат:

"...При виде меня Громозека спустил на пол свёрнутые для удобства щупальца, в очаровательной улыбке разинул свою полуметровую пасть, дружески потянулся мне навстречу острыми когтищами и, набирая скорость, ринулся в мою сторону. Какой-то турист, никогда раньше не видевший обитателей планеты Чумароза, взвизгнул и упал в обморок."
(с) "Путешествие Алисы" 1974г

"...Громозека в два раза больше обычного человека, у него десять щупалец, восемь глаз, панцирь на груди и три добрых, бестолковых сердца."
(с) «День рождения Алисы», 1974г

"...Громозека - старый друг Алисы, гигантский археолог с планеты Чумароза, грозное чудовище, с виду похожее сразу на слона и осьминога, и добрейшее существо в душе."
(с) «Лиловый шар», 1983г

Мультфильм вышел на экраны в 1981 году ("Тайна Третьей планеты", реж. А.Качанов, Союзмультфильм), а само производство картины продолжалось четыре года. То бишь, для создания визуального образа персонажа мультипликаторы могли пользоваться описаниями из книг, опубликованных до 1979г. И помощью самого автора, т.к. Кир Булычёв выступил также автором сценария.

Сюжет был творчески переработан, и мультфильм создан все же "на основе" литературного произведения, но не следует ему буквально.

Интересен тот факт, что первоначально были записаны голоса актёров, после чего мультипликаторы, используя фонограмму, разработали жесты и движения персонажей. Громозеку озвучивал Василий Борисович Ливанов, голосом которого разговаривают множество любимых персонажей в советской мультипликации. Например, неподражаемый Карлсон.

Вероятно, голос любимого артиста, а также способность Громозеки летать, во многом и поныне вызывают у зрителей ассоциации между Громозекой и Карлсоном. Немалую роль тут играют и характеры персонажей - неоднозначное чувство юмора и тяга к безрассудным приключениям, вкупе с добротой сердца. В чертах героев на самом деле есть много схожего, посудите сами: Громозека, как и Карлсон, впечатлителен, раним, легко приходит в уныние, однако столь же быстро успокаивается и может легко развеселиться. Весьма мнителен. Любовь Громозеки к валерьянке можно сравнить с любовью Карлсона к плюшкам :)

На форумах любителей фантастики многие пользователи пишут, что не признают никаких иных иллюстраций к книгам Кира Булычёва, кроме классических работ Евгения Мигунова. Но почему же Мигунов сам не выступил художником-постановщиком для "Тайны Третей Планеты"? Ведь он был не только книжным иллюстратором-художником, но также работал и в сфере мультипликации.
Однако образ Громозеки зрителям ныне знаком нам по работам художника-постановщика Натальи Вячеславовны Орловой.

Евгений Тихонович Мигунов - личность легендарная. (27 февраля 1921 - 1 января 2004). Художник, иллюстратор, карикатурист, режиссёр и художник-постановщик мультфильмов. Признанный новатор в области рисованного и кукольного кино. Педагог, теоретик, мемуарист. Один из создателей современной школы русской мультипликации (!!!)

Я долго искала мемуары, архивы записей Евгения Тихоновича, и пыталась разгадать тайну Громозеки. Выяснилось, что Мигунов без удовольствия отзывался о творческих способностях Романа Качанова, подчёркивая его больше административные успехи:

"... Потом он, уверившись в своей гениальности, забыв о том, что был во многом моим учеником и последователем, приглашал меня на роль художника-постановщика на «Тайну Третьей планеты». Я отказался, частично и потому, что самолюбие (оказывается, оно у меня есть!) не приказывало мне соглашаться."
(с) Источник
Евгений Мигунов 1996 год.

Вот такие дела.

Впоследствии Р.Качанов предложил работу художника-постановщика Наталье Орловой. Наталья на тот момент собиралась уходить из мультипликации, и посвятить себя семье. Более того, никакой склонности к фантастике и технике у художницы не было. Наталья объясняла Качанову, что даже в строении утюга и розетки не разбирается. Но тот только отмахнулся:
«Мне не нужна техника, мне нужны обаятельные характеры, ты это умеешь» - ответил Качанов.

Несмотря на глубокое уважение к Качанову, Наталья Орлова, хоть взяла сценарий домой, но по пути обдумывала вежливый телефонный звонок, чтобы всё равно отказаться от работы. Семья Натальи как раз переезжала в Москву, и они твердо договорились с мужем, режиссёром Тенгизом Семёновым, что Наталья берёт творческий отпуск, их дочь как раз отправлялась в первый класс.

Однако в дело вмешалось само Провидение. На подходе к дому Наталье пришлось задержаться, т.к. в подъезд заносили мебель для очередных жильцов. Рыжебородый мужчина извинился перед Натальей за вынужденное ожидание, и завёл вежливую добрососедскую беседу. Представился он как Игорь Можейко. Наталья назвала себя, и сказала, что работает в Союзмультфильме. На что новый знакомый необычайно оживился и воскликнул, что и он как раз там сейчас работает над сценарием вместе с Романом Качановым. На что, Наталья, опешив, спросила его "Вы Кир Булычёв?", и показала сценарий, который держала в руках.

Тем не менее, Наталья тут же сказала, что участвовать в проекте не будет, по семейным обстоятельствам. Однако Кир Булычёв (Игорь Можейко) сумел убедить и Наталью, и её мужа, и творческий союз свершился.

Наталья Орлова работала над образами главных утверждённых персонажей. Персонажей второстепенных, антураж и детали мультипликационного кинофильма прорабатывала команда мультипликаторов. Ручная прорисовка, километры целлулоида, особые технические приёмы - трудоёмкость производства советских мультфильмов была неимоверной.

Вернёмся к Громозеке. Наталье долго не давался этот персонаж. В сценарии к мультфильму его описания не было, а в книге для Натальи оно было скудным. Художница долго ломала голову, каким у Громозеки должен быть летальный аппарат, как он может вообще летать. А внешний вид? "Слоновьи ноги, нос как воздушный шар, 8 рук..." - вот и всё, что она могла взять в работу из описаний.

Кстати, количество рук Громозеки с 8 до 6 сократили чисто по техническим причинам. Делать мультипликат 8 конечностей, контуровать их и прочее было слишком сложной производственной задачей.

Но представление Громозеки в голове у Натальи всё никак не складывалось. Дело решила любовь Натальи к... консервированной кукурузе. Художница рассказывает, что как-то раз, вскрывая консервную банку, она и увидела будущий образ Громозеки. Что это ТРАНСФОРМЕР. Не просто существо, которое летает на каком-то космическом корабле. А он сам - и корабль, и тот, кто живёт в нём. Отсюда и образ выдвигающихся из "тела корабля" ног и рук.

На все вопросы о возможном продолжении создания мультфильмов с теми же образами героев "Тайны третьей планеты", которых зрители увидели и полюбили в далёком 1981 году, Наталья отвечает, что для этого нужна именно команда профессионалов, и такой режиссёр, как Качанов. Нужен его добрый посыл о том, что даже в страшном фантастическом мире, где везде существует зло - но не надо его бояться, всё равно добро победит. Он несёт очень позитивный заряд, пусть даже немного наивный. Если ты с добром, то на тебя не нападёт даже страшный Тигрокрыс (к которому папа бесстрашно входит в клетку).

Друзья, безусловно, о создании мультфильма можно рассказть ещё не мало. Моей же целью было выяснить, как и почему был создан именно тот визуальный образ Громозеки, который я для себя считаю наиболее привычным :)

Доброта, любовь, космическая романтика, удивительно размеренный ритм мультфильма, яркие характеры героев. Визуальный ряд прекрасно завершили в целостное восприятие аудио-работы: музыка Александра Зацепина, великолепная работа артистов дубляжа. Мультфильм любим уже многими поколениями, и даже современные дети, избалованные спецэффектами и мельтешениями видеоряда, с удовольствием замирают у экрана, наслаждаясь нашей ретро-мультипликацией.

Мультфильм был удостоен Государственной премии СССР, а Журнал «Мир фантастики» включил его в список лучших фантастических фильмов всех времён. Интересно, что мультфильм с разной степенью успеха шёл в прокате и за рубежом, причём его всячески пытались "переработать", меняя имена персонажей и даже сокращая время показа. Мой любимый Громозека в Италии говорил голосом не менее любимого Адриано Челентано :)

Позднее (в 1997 году) Кир Булычёв по мотивам повести и мультфильма написал повесть-новеллизацию для младшего школьного возраста - «Тайна третьей планеты». Здесь приоритет в большинстве расхождений с повестью-прототипом "Путешествие Алисы" был отдан уже мультфильму, а не книге.

А вот моя домашняя коллекция книг про Алису Селезнёва, от Кира Булычёва и Евгения Мигунова:







В статье использованы изображения из м/ф Тайна Третьей планеты", реж. А.Качанов, Союзмультфильм, 1981г; иллюстрации Е.Мигунова из книг К.Булычёва (изд-ва ИД Мещерякова, "Азбука".)
====================
Книги в наличии в Лабиринте
(картинки кликабельны) 6+/12+ :

изд. "Азбука":




ИД Мещерякова (остатки тиражей, успевайте!):


















Издательство "Лабиринт":








Изд. "Альфа-книга":


















==============

Все акции Лабиринт на сегодня 18+
Книжные скидки тут чек-лист или ВКонтакте
Рассылка про промокоды тут 18+
Обложки кликабельны - переходите, чтобы прочитать полное описание книги и отзывы на сайте Лабиринта

===========
Реклама 18+. Рекламодатель ООО «Лабиринт.РУ» ИНН 7728644571/ОГРН 1077764644264. 115419, Москва, 2-й Рощинский пр-д, д.8, стр.4. https://www.labirint.ru/

===========
Креатив текст/фото eri: LatgC2ErN
https://fas.st/w-uFXI?erid=LatgC2ErN

фантастика, обзоры средним школьникам, обзоры младшим школьникам, обзоры детских книг, путеводитель по скидкам

Previous post Next post
Up