"Дикий робот" Питер Браун.

Jan 11, 2019 19:54



"Роботам будущего посвящается"
(с) (из книги)
-
"...- Чего ты хочешь?
- Быть как вы.
- Точнее.
- Всегда поступать по-своему. И делать то, что мне нравится. В общем, быть человеком." (с)

"...Я вам очень благодарен, ребята. Ведь вы научили Электроника отличать плохое от хорошего, вместе радоваться и огорчаться… Правда, я не знаю, как вам это удалось. Наверное, потому, что вы, в отличие от взрослых, просто не знали, что это невозможно." (с)
"Приключения Электроника" сц. Е.Велтистов, реж. К.Бромберг, 1980г
-
" - I’ll be back". (с)
к/ф "Терминатор", реж. Дж.Кэмерон, 1984г

Не так давно в одном из журналов мне попалась статья об искусственном интеллекте. Автор довольно убедительно доказывал... его невозможность без помощи человека. Само по себе понятие "интеллект" очень ёмкое. Если коротко - его нельзя рассматривать, как набор знаний или программу. Ребёнок-"маугли", выросший в джунглях, не научится сам говорить. Эмоциональная составляющая, нравственная, культурная, постоянное самообучение - вобщем, человеком нельзя стать без другого человека. Создать супер-машину или супер-робота - да. Создать искусственный интеллект - нет. То, что мы понимаем под искуственным интеллектом (ИИ) - скорее, наборы и взаимодействие всё более и более сложных программ, однако так или иначе, они создаются и контролируются человеком.

Пожалуй, в век стремительного научно-технического прогресса (вспомним, для примера, молниеносную эволюцию мобильного телефона) тема ИИ нам как нельзя интересна. И если во "взрослых" блокбастерах ИИ частенько используется как страшилка (тот же цикл фильмов "Терминатор"), то подростковый и детский синематограф обращается к ИИ чаще как к другу (м/ф "Валл-И" реж. Э.Стэнтон 2008г, к/ф "Аксель (A.X.L)" реж. О.Дейли 2018г).

И как же волнительно и радостно по ходу сюжета наблюдать "очеловечивание" персонажа-робота! Неимоверно трогательные сцены - будь то помощь роботов друг другу, или принятие ими решения (вопреки (!!!) заложенным программам) помочь/спасти/защитить человека. А уж сцены с юмором роботов - высший пилотаж. Где-то  я читала, что смех - это исключительная особенность человека. Животные, вот например, не умеют смеяться. Если робот пошутил, мы чуть ли не автоматически воспринимаем его, как "своего".

А самое классное, что робот-то... практически бессмертен! Растопи его в сталелитейном котле, разбери на детали - всё равно возродится. И если в "Терминаторе" для этого пришлось заигрывать с машинами времени в охоте за чипом, то в "Акселе" всё произошло уже гораздо прозаичнее. Скачалась программа спокойненько себе в "облако", да и всё. А тело робота - его же можно снова воссоздать.




В послесловии к своей книге "Дикий робот" (изд. МИФ) Питер Браун рассказывает о том, как ему пришла идея сюжета. Ещё будучи ребёнком, он очень любил наблюдать за жизнью животных. И подметил, как циклична их жизнь, как связана со сменой сезонов, как она "запрограммирована" природой в виде инстинктов. "Как ни странно, у роботов и диких животных довольно много общего" (с).

Питер прорабатывал сюжет около шести лет. Раньше он писал и иллюстрировал "книги-картинки" (и даже награждён медалью Кальдекотта!), а здесь загорелся идеей создать полнотекстовую книгу. Автор ушёл с головой в работу на 2,5 года. Ему помогал большой коллектив, и книга получилась очень красивой!




Обложка глубоких изумрудных оттенков, оливковые форзацы... Книгу приятно держать в руках. Шрифт крупный, бумага офсетная (не очень белая). Иллюстрации авторские, чёрно-белые. Текста МНОГО, и это приятный сюрприз для любящих чтение вслух взрослых (или для уже самостоятельно читающих детей). Мне показалось, что книга будет интересна с 5 до 8-9 лет. Текста хоть и много, но по словесным оборотам он очень простой.




Местами мне казалось, что взрослому будет скучновато. Однако ...
"... Идеальных родителей не бывает. Поэтому просто делай всё, что в твоих силах. И Красноклювик будет знать, что ты стараешься ради него.
Ни у одного гусёнка на свете не было такой заботливой мамы. Роз всегда была рядом, готовая ответить на любой вопрос сына, или поиграть с ним, или укачать его на руках, или унести подальше от опасности. Её электронный мозг хранил все полученные советы и накапливал собственный родительский опыт. Постепенно она становилась замечательной матерью". (с)




Итак, после кораблекрушения пяток ящиков с роботами выбросило на остров. Уцелел только один ящик, остальные разбило прибоем. Любопытные морские выдры нажали на кнопку и... робот ROZZUM 7134 активировался. Точнее, активировалАСЬ. Потому что сама себя она называла Роз, была очень вежливой, деликатной и ... наблюдательной.







Заложенная программа подсказала Роз держаться подальше от воды, и наша героиня перебралась вглубь острова.
Наблюдательность подсказала ей, как не выделяться  и изменить свою внешность..




Пищи и воды Роз не требовалась, поэтому она могла неделями стоять неподвижно, замаскировавшись под лесной холмик, наблюдая за окружающей природой и поведением зверей.

"...Роз долго сидела на полянке - на виду у всех, но никем не замеченная, - и наблюдала, как вокруг неё кипит жизнь.
Она смотрела, как цветы тянутся к солнцу.
Она слушала, как зверьки копошатся в траве.
Она вдыхала влажный смолистый воздух.
Она чувствовала, как под ногами шевелятся жучки и червячки.
Прошла неделя, и лесной холмик исчез. Но вместо него на берегу вырос новый холмик - из водорослей. Ещё через неделю исчезли водоросли, но на горе появился новый куст. Потом пропал куст, но на берегу реки обнаружилось новое бревно. А потом в лесу возник новый камень".




Роз освоила язык зверей, птиц и рыб. Однажды ей пришлось усыновить осиротевшего гусёнка. Чтобы понять, как ухаживать за живым существом, Роз научилась дружить и просить помощи у других обитателей острова - зверей и птиц.

Вырастив и проводив сына, Роз осталась зимовать на острове. И вот тут автор уже едва ли не полностью очеловечивает героиню. Робот наблюдает за гибелью животных во время суровой зимы и предпринимает усилия для их спасения.




Книгу можно назвать универсальной - и для мальчиков, и для девочек. Первая половина повести наполнена "женским" интересом - наблюдение, обучение, поиск дружбы и общения, материнство, забота и поддержка, сочувствие и сопереживание. Зато кульминация - уже настоящий мальчишеский экшн, когда Роз находят другие, служебные роботы, и пытаются вернуть её законному владельцу. Тому самому, которому принадлежали все ящики с роботами на затонувшем судне.

Ой, там уже шмяк, бряк, бам!, пальба и полёт деталей во все стороны :)
Заканчивается всё... на самом интересном месте. Потому что скоро будет продолжение книги - "Спасение дикого робота":




Книга неожиданно понравилась. И даже навела на некоторые философские размышления. И как знать, если наши дети будут читать такие книги и, в отличие от нас, взрослых, верить в возможность невозможного... Может быть и вправду человечество наконец-то совершит не количественный (потребительский), а качественный (научно-технический) скачок. И пресловутый искуственный интеллект, что бы он там под собой не подразумевал, будет действительно добрым другом.
Может, и на нашем веку сможем полёты туда-обратно к звёздам наблюдать, а? :)))

Питер Браун: Дикий робот
Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г.
Серия: Детское чтение
ISBN: 978-5-00117-725-8
Страниц: 288 (Офсет)
Размеры: 212x147x25 мм

Где купить книгу:

в Лабиринте / в МИФе

Как ещё купить книги по интернету со скидкой, ВСЕ кодовые секретные слова, промокоды, купоны здесь-->

Дружите с нами в соц.сетях:







новинки, обзоры младшим школьникам, Манн, обзоры детских книг

Previous post Next post
Up