Группа «Тату» из звезды № 1 с многомиллионными тиражами продаваемых синглов, как это было 6 - 7 лет назад, превратилась в подпольно-элитарный коллектив, работающий на всё более и более сужающуюся аудиторию своих фанатов, подавляющее большинство из которых уже перешагнули рубеж 20-летнего возраста и больше не нуждаются в сексуальном раскрепощении, которое им подарили две школьницы.
Однако очень скоро она может потерять и этих поклонников. Ведь само слово «работающий» в предыдущем абзаце употреблено к группе «Тату» весьма условно. Свой третий студийный альбом группа записывала почти год. Для сравнения: второй диск Юлия и Лена создавали полгода, а первый - и того меньше (точных данных нет, но известно, что наиболее долго из десяти песен записывалась «Нас не догонят», время на её создание составило полторы недели).
Подводя итоги их десятилетней творческой деятельности, хочется отметить смелость и масштабность самой задумки проекта. И всё это - за смешные по меркам шоу-бизнеса деньги. Стартовый капитал проекта, по признанию первого пролюссера группы Ивана Шаповалова, составил всего тридцать тысяч долларов. Покорить мировой музыкальный олимп в истории российского шоу-бизнеса пытались многие. Некоторым отечественным звёздам это, как утверждали они же, удавалось. Однако это покорение ограничивалось либо кабацкими выступлениями, либо пением для русской публики за рубежом, либо довольно редкими вылазками отечественных исполнителей в ходе больших сборных концертов, после которых их большая часть аудитории попросту не запоминала. Либо выступлениями в странах соцлагеря, закончившимися, самое позднее, в середине девяностых, певцов и музыкантов советской эпохи - к этим случаям термин шоу-бизнес, по моему мнению, не применим. В целом, работающие в пределах Садового кольца певцы, традиционно добиваются популярности на площади, не превышающей территорию бывшего Советского Союза.
К «Тату» это не относится. Лесбийский имидж группы в начале «нулевых» - во время, когда свобода слова и свобода зрелищ в России достигла апогея, пришёлся как ложка к обеду. Скандальная маркетинговая любовь двух школьниц постепенно заставила миллионы подростков и людей постарше влюбиться в группу и сойти с ума вместе с девчонками. Довольно быстро группа вышла в ранг звёзд первой величины в России. Всё это вопреки весьма сомнительным вокальным данным одной из участниц (Юлия Волкова пела сорванным голосом) и куда более сомнительный текст некоторых песен. Завистники выражали неверие в долговечность этого коллектива. Однако время шло, а дуэт всё набирал обороты.
Очень быстро и практически без всякого дополнительного нажима со стороны менеджмента его песни перевалили за рубежи бывших братских союзных республик и, начиная со Словакии, стали занимать уверенно высокие позиции в чартах славянских стран, а затем - в арабских. В спешке «Юнивёрсал Мьюзик» переоформили контракт с группой, с которой поначалу не сразу согласились работать, на международном лейбле «Интерскоп». Несколько месяцев на «татушек» (неологизм, который сейчас некоторые дети уже не знают) сыпались как из рога изобилия награды за самые продаваемые диски в разных странах. Концерты коллектива в дальнем зарубежье собирали стадионы, и порой переходили в настоящее сумасшествие: люди теряли сознание и падали в нервные припадки - феномен, характерный для концертов западных звёзд вроде Майкла Джексона и «Битлз». Но не российских исполнителей.
Однако настоящий прорыв начался позже: в начале 2002 года группа приступила к записи англоязычной версии своих песен. Претензии на мировой музыкальный олимп вызвали неоднозначную реакцию у отечественных коллег по цеху и журналистов. С телеэкранов постоянно звучало одно большое всеобщее сомнение в успешности этой идеи. Затянувшийся на несколько месяцев выпуск песен в Западной Европе служил для критиков проекта ещё одним доказательством своей правоты. И всё же после выступления на церемонии вручения премии “EMA 2002” в качестве приглашённых звёзд, из рук которых премию получила сама Кайли Миног, стало ясно, что покорение мира - вопрос времени.
Оно свершилось подобно взрыву бомбы, когда осенью в Великобритании вышел первый англоязычный сингл «Тату» «All the Things She Said». И снова всё пошло по уже неоднократно пройденному группой пути: поездки, гастроли, пресс-конференции, презентации альбомов. Только теперь это был другой уровень. На российский дуэт смотрели не только поклонники из изголодавшихся по новым веяниям в музыке стран Восточной Европы и СНГ, но и зрители со всего мира.
Прокладывать новый путь всегда трудно. Поэтому он не обошёлся без конфузов. Неграмотно спланированная работа над концерт на стадионе привела к срыву выступления. Также некоторые были разочарованы тем, что Юлия и Лена поют под фонограмму. Но по большому счёту это осталось мелочью. Группа покорила весь мир. Без учёта тиража синглов по всему миру от Новой Зеландии на востоке до США на западе за два года было продано более 7 млн легальных копий альбома «200km/h in the wrong lane». Число скачиваний их музыки из Интернета не поддается никакому подсчёту, так же, как и выступлений по телевидению в разных странах мира.
А их появление на главном американском музыкальном телешоу «TRL» с надписью «Х*й войне» на футболках в дни ввода американских войск в Ирак привело к взрывному росту популярности группы.
Как и в любых других ситуациях покорить высоту гораздо легче, чем удержаться на ней. Подъём группы остановился в мае 2003 года после выступления на конкурсе «Евровидение» в Риге. Фальшивое пение и не самый лучший видеоряд, транслировавшийся на телеэкраны Европы из-за страха организаторов очередной эпатажной выходки от русского дуэта, разочаровали зрителей и поклонников и не дали группе подняться выше третьего места.
Летом из группы ушла её первый идейный вдохновитель и автор большинства песен Елена Кипер. Немногим позже во время съёмок шоу «Тату в Поднебесной» на всю страну произошёл разрыв группы со своим продюсером Иваном Шаповаловым. После этого он запретил девушкам использовать название «Тату» во время выступлений. В этом же шоу участницы группы признались в том, что они никогда не были лесбиянками, и стали уверять, что весь мир их неправильно понял, что их любовь была скорее любовью двух близких подруг, сестёр. Если бы не контракт с «Юнивёрсал», на этом можно было бы поставить точку. Но группа продолжила своё существование. Невероятно долгая запись следующего альбома, прерывавшаяся по разным причинам, в том числе и из-за рождения ребёнка Юлией, дала свой результат весной 2005 года.
Однако не самый продуманный менеджмент и выбор треков в качестве основных синглов привёл к тому, что в продажах по большинству стран мира (кроме Азии, Латинской Америки и некоторых штатов США) диск не имел успеха. Третий альбом «Тату» достиг неплохих позиций в Японии и Латинской Америке. Однако даже в России (что и говорить про остальной мир) альбом продавался весьма ограниченным тиражом. На данный момент он ещё до конца не распродан, хотя с момента его выхода прошло уже почти полтора года. Зайдя в официальный блог группы на MySpace.com, я обнаружил, что стал первым его посетителем за несколько дней. А в «Яндексе» на первых двух страницах, вышедших по запросу «Тату», только три ссылки (из двадцати) имели отношение к группе.
Нельзя сказать, что интерес к группе исчез сам по себе. Его основная причина - некоторая несогласованность российских и зарубежных продюсеров группы. Да и сами участницы группы не всегда вели себя дисциплинировано. Во многом благодаря их поведению второй третий альбомы группы создавались так долго.
Зашедшая в тупик ситуация с группой привела к тому, что прошедшим летом в блоге официального сайта «Тату» появилась информация, что группа заканчивает своё существование. Менеджмент группы продолжит работу с Еленой Катиной но в совершенно ином формате. А Юлия Волкова будет строить свою дальнейшую карьеру самостоятельно. В скором времени дуэт даст свои последние концерты в поддержку своего последнего альбома и уйдёт в прошлое.
И тем не менее, успех группы в мире по сравнению с другими российскими поп-исполнителями выглядит внушительно. На его фоне меркнут и кажутся весьма скромными все достижения отечественных певцов и коллективов, среди которых довольно слабо продававшаяся в Великобритании Алсу, с ещё более скромными результатами Сергей Лазарев, а также показавший неплохие результаты продаж в Испании, Латинской Америке и ряде стран Западной Европы Дима Билан. Единственным исполнителем, приблизившимся к успеху группы стал Витас, собирающий многотысячные стадионы в странах Азии и немногим меньше в Латинской Америке. Но до уровня популярности и известности «Тату» ему дорасти не удалось.
Ну а пока нам остаётся только вспоминать успех скандального дуэта на мировой сцене как пример высоких достижений российского шоу-бизнеса, которые на данный момент уходят в прошлое. В заключение хотелось бы всем вместе вспомнить главные песни, ставшие основными вехами в музыкальном творчестве «Тату» - группы, о которой сейчас приходится говорить в прошедшем времени.
All the things she said
Click to view
Простые движения
Click to view
Защищаться очками
Click to view
Люди-инвалиды
Click to view
Белый плащик
Click to view