Этот пост я хотел назвать «Как спиздить музыку», но сухой стиль изложения информации не предполагает излишней экспрессии, и поэтому от этой идеи я решил отказаться.
Обо всём по порядку.
Кризис заставил многие телекомпании (в том числе и иркутские) работать более интенсивно, выдвигать новые идеи снимать проекты, более интересные аудитории и модернизировать старые проекты. Всё это относится и к телекомпании «АИСТ», запустившей в этом году межрегиональный информационный проект «Середина Земли», выходящий сразу после новостей в четырёх городах и их окрестностях: в Иркутске, Чите, Улан-Удэ и Улан-Баторе.
Идея отличная, конечно, не добавляющая несметного количества зрителей, но, тем не менее, хоть и не на много, но повышающая рейтинг телекомпаниям, вещающим в рамках проекта.
Заставкой межрегиональному выпуску послужил фрагмент из известной песни Туманяна - Сергеева «Любимый Иркутск - середина Земли». Точнее, оркестровой обработки этой песни, написанной Дечебалом Григоруце, и исполненной затем губернаторским симфоническим оркестром, специально для конкурса гимнов города. Этот проект спродюсировал известный в Иркутске человек - Александр Владимирович Гимельштейн, председатель областного союза журналистов, генеральный директор «Восточно-Сибирской правды». Запись песни проходила весной. Более подробно об этом можно прочесть у моего френда
yupik . А прослушать её можно
здесь. Ну а теперь перенесёмся ещё раньше - на 2 года назад. Тогда у себя дома я решил записать современную версию старой песни о родном городе. Сделал минусовку. И на этом пока остановился. Вообще у меня много недописанных песен, к которым я периодически возвращаюсь и, постепенно внося изменения, медленно их доделываю.
Год назад один мой знакомый любитель музыки - Михаил Алексеевский попросил меня принести ему несколько музыкальных программ, и показать несколько проектов. Принёс. Показал. Больше всего его заинтересовала моя версия песни «Иркутск - середина Земли». На эту песню у него появилось своё видение. Он посчитал, что она у меня вышла слишком попсовая и электронная. И решил сделать джазовую обработку этого неофициального гимна города.
Вот она. Итак. Этой весной, когда конкурс гимнов был в самом разгаре, он написал статью на
своём личном сайте об истории этой песни, а также выложил три версии её исполнения: исходную песню, оркестровку Дечебала Григоруце и свою авторскую аранжировку.
Чуть позже, когда ТК «АИСТ» запустила свой проект и все зрители могли услышать фрагмент оркестровки Григоруце, никому в голову не могло прийти, что руководство телекомпании не только бесплатно прокатывало эту песню в передаче, трижды перебиваемой рекламными блоками (т.е. по факту использовало чужую музыку в коммерческих целях), но и даже «забыло» предупредить об этом её авторов и исполнителей.
По собственным признаниям ни автор оркестровки, ни продюсер сами за несколько месяцев ежедневной трансляции этой мелодии не слышали её в эфире, потому что они не смотрят ТК «АИСТ». Однако их знакомые регулярно им говорили, что слышали эту музыку в заставке нового телепроекта. Это их забавляло - но не более. Но когда осенью после гастролей по Германии в город вернулся на тот момент уже бывший главный дирижёр иркутской областной филармонии Олег Зверев, руководивший оркестром во время записи оркестровки Григоруце, такое отношение телевизионных деятелей искусств к его исполнительским правам, его покоробило.
Он настойчиво стал убеждать руководство «АИСТа» убрать не оплаченную ими музыку из эфира, подготовив против них несколько исков в суд.
Точных данных, дошли они до суда, или нет, у меня не имеется. Но факт на лицо: «АИСТ», возможно не сразу (здесь точных данных тоже нет), но согласился с доводами Олега Зверева и убрал-таки злосчастную композицию, прекрасно понимая, что такое поведение ныне опального дирижёра может загубить на корню набирающий обороты перспективный проект. И поменял музыку на другую обработку «Середины Земли», менее подходящую к заставке информационной телепередачи.
Эту музыку, я услышал, когда был в гостях у Михаила Алексеевского. Мы сидели за компьютером, прослушивая его очередную музыкальную зарисовку, когда из телевизора прозвучали знакомые нам обоим аккорды. Сам Михаил в тот момент был поглощён работой и не обратил внимания в первый раз на новую заставку. Однако во второй раз, когда я попросил его прислушаться к телевизору, он сделал большие глаза, потому что звучащую из телеприёмника музыку несколько месяцев назад написал он сам.
Убедитесь сами.
Click to view
Об авторских и исполнительских правах подробно говорить не буду. Скажу только, что несколько кафе и кинотеатров в нашей стране сейчас под угрозой закрытия из-за того, что в своё время в их помещениях играла музыка без разрешения на то исполнителей. А новосибирский филармонический оркестр специально записал марш Мендельсона и публично отказался от прав на запись, чтобы городской ЗАГС мог бесплатно играть эту музыку с проигрывателя во время торжеств, не опасаясь штрафов, которыми ему уже пригрозили. Дизайнер Артемий Лебедев в своём ЖЖ (
tema ) обратился к аудитории с просьбой прислать ему свою авторскую музыку, которую он будет использовать для звукового оформления открывающихся в Москве и Санкт-Петербурге кафе - возможно, чтоб не налететь на неприятности. Соблюдать авторские и смежные права становится если не модной, то вынужденной тенденцией.
А тут «АИСТ» позволяет себе такое безобразие! Не спрашивает разрешения автора, не предупреждает его, и даже не делает ссылку ни на него, ни на его сайт!
Первой реакцией Михаила Алексеевского было «Ура! Моё творчество ушло в массы!» А второй - надо потребовать с «АИСТа» возмещения законного ущерба и потребовать ссылки на автора или сайт. Для этого я специально навёл справки о причинах, по которым телекомпании пришлось отказаться от предыдущей версии заставки. Всё, что я узнал по этому поводу вы только что прочитали.
Ну а последним решением автора было оставить всё, как есть, и не ввязываться в конфликт:
«Пусть друзья знают, что это моя музыка, а судиться с телевизионщиками у меня нет ни времени, ни возможности. С другой стороны это даже хорошо, что теперь моё творчество ежедневно будет слушать около миллиона человек. А то, что они не знают, что я - её автор, для меня значения не имеет, главное сама музыка, а не кто её написал».
На этом у меня всё. В конце только хочется ответить на вопрос, поставленный в самом начале: как украсть музыку?
Очень просто: залезть в Интернет, прошарить «Яндекс», найти нужную композицию, а затем показывать её наивной аудитории как продукт собственных многодневных творческих исканий и мучений. Вполне возможно, что автор не обратит на это внимание, или просто не решится «наезжать» на вас. Особенно если вы - первая альтернативная телекомпания Восточной Сибири. И тогда - дело в шляпе.