Георгий Петрович Щедровицкий

Jan 27, 2023 05:39

Это тем более удивительно, что в конце 80-ых наряду с А. Чумаком и А.Кашпировским и многими другими явлениями таким же массовым феноменом было своеобразное победное шествие Г. Щедровицкого, его методологии и ее адептов. В статье неоднократного участника ОДИ (организационно-деятельностных игр) Валерия Лебедева «Игротехника от Щедровицкого до Ходорковского» отмечалось: «Странным образом, в советской прессе (тем более на телевидении) нигде и никогда не говорилось об этом, можно сказать, массовом движении и вовлечении в ОДИ. Хотя оно было совершенно официальным. Ибо игры заказывались, например, руководством области или министерства, или заводом. Решение, разумеется, утверждалось также на парткомах. Бухгалтерия выделяла немалые средства. Нужно было оплатить приезд команды игротехников - это иногда человек 15-20. Всех разместить (часто в хороших гостиницах). Всем выплатить гонорары - причем немалые. Помнится, я привозил с одной игры до 1000 рублей - тех, еще полновесных, (…) Затем, командировать на игру (на неделю или даже больше) своих работников с сохранением содержания. (…).



Гео́ргий Петро́вич Щедрови́цкий (23 февраля 1929, Москва - 3 февраля 1994, Болшево, Московская область) - советский и российский философ и методолог, общественный и культурный деятель. Создатель системо-мыследеятельностной методологии, основатель и лидер Московского методологического кружка, идейный вдохновитель «методологического движения». Кандидат философских наук.

Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 года в Москве. Отец, Петр Георгиевич, выпускник Московского высшего технического училища, работал в авиационной промышленности. Мать, Капитолина Николаевна, после окончания I Московского медицинского института работала врачом.



Назначение Сергея Кириенко на пост первого замглавы АП вновь подняло интерес к секте/ложе методологов, чьим членом он является. Основоположник методологии Георгий Щедровицкий ещё в перестройку сформулировал, как они будут захватывать власть в стране: «Нас десятки тысяч. Становиться незаменимыми полезными секретарями при „губернаторе“, советниками, заместителями, идти в выборные органы. Но никогда не забывать, кто мы и какова наша высокая миссия. Иными путями нельзя достичь в России никакого влияния». Именно методологи ещё в 2002-м придумали концепцию «Русского Мiра».

В 1937 году поступил во второй класс московской средней школы № 2, в которой учился до эвакуации семьи в г. Куйбышев. Там, одновременно с учёбой в местной школе, работал санитаром в госпитале, шлифовальщиком на военном заводе. В 1943 году семья вернулась в Москву, и Г. П. Щедровицкий продолжил учёбу в средней школе № 150, которую окончил в 1946 году с серебряной медалью.

В 1946 г. Г.П. Щедровицкий поступает на физический факультет Московского университета (специальность теоретическая физика). Область научных интересов Георгия Петровича сформировалась уже на первых курсах физфака - строение научных теорий с интенцией на разработку проекта теории мышления. Это предопределило его переход на философский факультет (1949 г.), где он занимается философскими проблемами естествознания, а затем логикой и методологией науки. Еще будучи студентом четвертого курса, стал преподавать в школе (логика, психология, физика). В 1953 г. заканчивает с отличием факультет; дипломная работа посвящена механизмам развития научных понятий.



Распад Советского Союза и связанные с этим процессы многократно обсуждались, писались книги, снимались фильмы. С. Е. Кургинян доказывает, что именно борьба КГБ с КПСС и желание советской элиты развалить надстройку для распила базиса и явились основным фактором «геополитической катастрофы 20 века». Не затрагивая вопрос верности диагноза С. Кургиняна и не оценивая верности сценариев (была ли эта неудачная попытка модернизации Империи, как я считаю, или же версия С. Кургиняна верна), не оценивая даже собственно роли борьбы КГБ с КПСС в развале СССР и прочих вопросах, обратим внимание на вопрос представляющий наибольший интерес для понимания пост-СССР, а именно: деятельность КГБ СССР в среде интеллектуалов, творческой интеллигенции, созданных ею структурах и их жизнедеятельности в пост-СССР и, естественно, влиянии этих процессов на современную Армению.

С 1946 года учился на физическом, а с 1949 года - на философском факультете Московского государственного университета (МГУ), который окончил с отличием в 1953 году. Во время учёбы подружился с А. А. Зиновьевым, в лице которого обрёл единомышленника.

В 1951-1958 годах работал школьным учителем. В 1957 году опубликовал свою первую научную статью.

Сразу же после окончания университета Г.П. Щедровицкий начинает работу над кандидатской диссертацией по теме «Языковое мышление и методы его анализа», пытаясь особым образом соединить представления, средства и методы логики, лингвистики, психологии и социологии. После защиты диссертации ему была присуждена ученая степень кандидата философских наук (1964 г.).

В своих многочисленных публичных выступлениях С. Е. Кургинян подробнейшим образом рассматривает деятельность Ю. В. Андропова, говорит об О. В. Куусинене, М. М. Бахтине, 5-ом управлении КГБ и многом другом. Говорит об идеологической борьбе с КПСС силами КГБ и контролируемыми КГБ «диссидентами». Но он не говорит об одном крайне примечательном деятеле - философе, психологе, антропотехнологе и методологе Г. П. Щедровицком, одном из основателей Московского логического, впоследствии, и методологического, кружка, членами которого были А. А. Зиновьев, В. А. Грушин, М. Мамардашвили и многие другие. Сам Г. П. Щедровицкий читал курс лекций в 1989 году в театре Кургиняна «На досках», а Щедровицкий-младший и Кургинян в некоторых кругах считаются «братьями по оружию».

Первые научные статьи Георгия Петровича (по проблемам мышления и мыслительной деятельности) датированы 1957 г. Тогда же в журнале «Доклады АПН РСФСР» была опубликована разработанная им совместно с Н.Г.Алексеевым и И.С.Ладенко программа комплексных исследований мышления и деятельности, до настоящего времени реализуемая многими исследованиями.



Сын Г.П. Щедровицкого, Пётр Щедровицкий, президент фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», открыто говорил о том, что он и его ученики претендуют на управление страной и миром. Что их «метод» создан для общей унификации управления в мире. Что их задача - объединить узкоспециализированных специалистов, дав им нечто общее.

Являлся членом КПСС с 1956 года по 1968 год, был исключён из партии после того, как подписал т. н. «письмо 170-ти» в защиту Юрия Галанскова и Александра Гинзбурга.

В научной (одновременно и педагогической) деятельности Георгия Петровича особое место занимают семинары, благодаря которым он вовлекал в свои исследовательские программы студентов и научную молодежь, С 1955 г. он ведет методологический семинар и в том же году организует (при кафедре логики философского факультета МГУ) семинар по комплексному и системному изучению мышления. В марте 1958 г. в рамках Всесоюзного общества психологов Георгий Петрович организует (совместно с В.В.Давыдовым и при поддержке профессора П.А. Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике, деятельность которой он обеспечивал до конца жизни. Наконец, в 1962 г. при Совете по кибернетике АН СССР он создает (совместно с В.Н.Садовским и Э.Г.Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике, которым руководит до 1976 г. Результатами работы этого семинара стали, в частности сборник «Проблемы исследования систем и структур» (1965 г.) и брошюра Г.П. Щедровицкого «Проблемы методологии системного исследования» (1964 г.).



Что объединяет, к примеру, первого замглавы администрации президента России Сергея Кириенко и многолетнего путинского узника по делу ЮКОСа, а ныне пламенного оппозиционера Михаила Ходорковского? Или помощника Путина Владислава Суркова, с которым ведет прямые переговоры Госдеп США по вопросам оккупированных Россией Крыма и Донбасса, и сенаторшу-ханжу Елену Мизулину, чьи инициативы всегда отличаются запредельной одиозностью? Или миллиардера, «бронзового» призера президентских выборов-2012 Михаила Прохорова и звезду российской пропаганды Дмитрия Киселева? На первый взгляд, их всех роднит общее либеральное прошлое, затерявшееся в уже далеких 1990-х. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле все они - члены некой «Восточной ложи», представляющей собой закрытый клуб адептов философии Георгия Щедровицкого.



Работал в различных научно-исследовательских организациях и учреждениях образования:

в 1958-1960 годах - редактором издательства Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР);

С апреля 1958 г. Георгий Петрович начинает работать в издательстве АПН РСФСР: в редакции педагогического словаря он ведет разделы психологии, физиологии и производственного обучения, затем в редакции педагогики редактирует труды Н.К. Крупской, П.П. Блонского, книги по теории и истории педагогики. В те же годы он работает в отделе теории (редактор) журнала «Вопросы психологии».
Основной круг научных интересов в эти годы - структурно-системный анализ знаний и мыслительной деятельности, место и границы логических и нормативных методов анализа мышления, их отношение к психологическим и психолого-педагогическим исследованиям мышления.

в 1960-1965 годах - младшим научным сотрудником лаборатории психологии и психофизиологии Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН РСФСР;

С октября 1960 г. по август 1965 г. в должности младшего научного сотрудника лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания ОПН РСФСР Г.П. Щедровицкий занимается проблемами умственного развития дошкольников, детской игры и ее роли в развитии «детского общества», развития дошкольников и школьников в условиях обучении, а также анализом и типологией ситуации учения-обучения. Основные темы исследований этого периода: «Исследования мышления детей на материале решений арифметических задач» (публикации 1960, 1961, 1964, 1965, 1974 гг.), «Методология педагогического исследования игры» (1963, 1964, 1966, 1973 гг.), «Взаимосвязь обучения и развития в системодеятельностной точки зрения» (1966,1968,1974 гг.). Тогда же Георгий Петрович (совместно с Б.В.Сазоновым, В.М. Розиным, Н.И. Непомнящей, Н.Г. Алексеевым и А. С. Москаевой) подготовил к изданию фундаментальный труд «Педагогика и логика», в котором были отражены основные направления исследований в рамках содержательно-генетической логики и теории деятельности.

С 1960 года Г.П. Щедровицкий уделяет много внимания проблемам речи и языка, намечая программу построения системодеятельностной семиотики. Основные работы этого направления: «О методе семиотического исследования знаковых систем» (публикации 1963, 1965, 1967 гг.), «Естественное и искусственное в знаковых системах» (1965, 1966, 1967 гг.), «Об основных подходах в изучении знаков и знаковых систем» (1964, 1965, 1966, 1967 гг.).

в 1965-1969 годах - старшим научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) при Государственном комитете по науке и технике (ГКНТ СССР);

Во ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (август 1965 г. - март 1969 г.) Г.П. Щедровицкий в должности старшего научного сотрудника руководит группой методологией дизайна. Основными становятся базовые понятия теории деятельности, особенности проектного мышления и проектной деятельности, методы исторического и историко-критического анализа. Исследования этого периода отражены в работах «Дизайн в системе обособляющегося проектирования» (1965-1967 гг.) и «Мышление дизайнера» (1966-1969 гг.). Одновременно делается попытка перенести представления о сфере деятельности, разработанные на материале дизайна, в область педагогики и лингвистики: «Система педагогических исследований» (публикации 1966 и 1970 гг.) и «Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий» (1966 и 1969 гг.). Вместе с тем разрабатываются и углубляются социологические подходы в изучении деятельности и мышления, на передний план все больше выходят проблемы организации, руководства и управления. Начинаются исследования научно-технических движений - дизайнерского, системного, организационно-управленческого и др.

в 1969-1974 годах - вначале методистом, затем руководителем учебно-методической лаборатории Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР;
в 1974-1980 годах - старшим преподавателем кафедры педагогических дисциплин Московского областного государственного института физической культуры (МОГИФК);
в 1980-1983 годах - старшим научным сотрудником в отделе психологии Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (АПН СССР);
в 1983-1988 годах - старший научный сотрудник в отделе методологии и теории инженерных изысканий Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментального института по методологии, организации, экономике и автоматизации проектирования и инженерных изысканий (ЦНИИпроект) при Госстрое СССР, который в 1986 году был передан в Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям и строительству при Госстрое СССР (М. Рац вспоминал, что Щедровицкого устроили в ЦНИИпроект он - усилиями с С. П. Никаноровым);
1988-1992 годах - заведующим лабораторией организации проектно-строительного дела Всесоюзного научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства (ВНИИТАГ).

Громыко Юрий Вячеславович: «Я познакомился с Г.П. Щедровицким в июле 1979 года на конференции (в Новой Утке, под Свердловском) по теме «Дизайн-движение» благодаря усилиям В.С. Дудченко, тогда заводского психолога в Ярославле. К этому времени я по рекомендации В.П. Зинченко прослушал курс лекций по античной и современной философии М.К. Мамардашвили во ВГИКЕ. Выслушав мои пересказы этих лекций, Дудченко сказал: «Тебе надо познакомиться с щедровитянами»… В тех первых беседах ГП выступил как абсолютно свободный человек, мыслитель, общественный деятель, государственник-антидиссидент, хотя и противостоящий мертвящей государственной машине брежневско-сусловской геронтократии. Там же я познакомился с Серёжей Наумовым, которого Георгий Петрович представил как самого талантливого своего ученика, Мишей Гнедовским, Сашей Зинченко и Севой Авксентьевым. А перед отъездом я был приглашён лично ГП на его семинары в Москву. Но попал на них - в сентябре - уже совсем в другую атмосферу: как после «ядерного взрыва» - в августе 1979 года в той же Новой Утке была проведена первая ОДИ!..»

В 1990-1994 годах являлся главным редактором журнала «Вопросы методологии»; с 1988 года - председателем Комитета по системо-мыследеятельностной методологии и организационно-деятельностным играм при Правлении Союза научных и инженерных обществ СССР (Союза НИО СССР).

Продолжаю перечитывать расшифровку лекций методолога Щедровицкого 1981 года (он их читал для управленцев Минэнерго СССР). Он упоминает, что Совмин СССР тогда купил дорогую ситуационную игру у Франции. Усадил за неё своих экспертов (в основном докторов экономических наук). И вот что у них вышло (дословная цитата): «Решили поиграть в игру «Франция»: профсоюзы, партии, Совет министров и т.д. В игре за 5 лет мы превратили Францию в пустыню. Там ничего не осталось под нашим руководством. Возникла гражданская война, и всё полетело, всё вдребезги.
Почему? Да потому что каждый из наших играющих нёс нашу культуру и элементы нашей организации. Банкиры давали деньги только под высокие проценты. Кабинет министров всё время увеличивал налоги. Люди перестали работать. Партии шли стенка на стенку. И всё под нашим руководством во Франции пошло вразнос».
Ещё раз напомню, это 1981 год. Десятилетием позже всё из этой ситуационной игры методологов произошло с Россией.

В последние годы жизни работал в Международной академии бизнеса и банковского дела (МАБиБД, ныне - Тольяттинская академия управления).

Назначенный на пост первого заместителя Администрации президента Сергей Кириенко, как полагают, сможет оказывать серьезное влияние на формирование внутренней политики России. Кириенко испытал на себе влияние философских идей, которые разрабатывал и продвигал основатель и руководитель Московского методологического кружка (ММК), создатель "системомыследеятельностной методологии" (СМД-методологии) Георгий Щедровицкий. Самого Щедровицкого одни называют человеком, сыгравшим более важную роль в окончании советской эпохи, чем Михаил Горбачев, а другие - "тоталитарным мыслителем".
Влияние Георгия Щедровицкого на Сергея Кириенко, впрочем, было скорее опосредованным: с 2004 года консультантом у Кириенко работал политтехнолог и аналитик Петр Щедровицкий, который развивал идеи своего отца.
Щедровицкий-младший был советником Кириенко, когда тот стал полпредом президента в Приволжском федеральном округе.
А когда Кириенко назначили главой госкорпорации "Росатом", занял пост его заместителя и занимался вопросами стратегии.
Петра Щедровицкого считают автором идеи "русского мира".

Скончался 3 февраля 1994 года в п. Болшево (Московская обл.). Похоронен на Донском кладбище.

Георгий Петрович Щедровицкий

Previous post Next post
Up