История старой квартиры

Jun 11, 2017 17:42

Наверное, все об этом уже знают, но я на всякий случай напишу.

Некоторое время назад я утащила анонс этой книжки к себе в фб, «чтоб не забыть». С тех пор, конечно, забыла, натыкалась несколько раз, вспоминала, думала, что надо бы поискать оказию, а когда кто-то ехал - ленилась искать, где в Москве её купить и посылать туда человека…
Но когда я увидела «плакат» про эту книжку на «выставке» в Гамельне (точнее, на фотографиях после, на самом фестивале времени поразглядывать плакаты у меня не нашлось), я поняла, что надо действовать. Нашла интернет-магазн русских книжек (спрос-то есть, и предложение, оказывается, уже давно подтянулось), заказала, и… не пожалела.



Сейчас трудно сделать такую книжку, которую хотелось бы непременно взять в руки оставить у себя. Но Александре Литвиновой и Анне Десницкой это удалось. Я поняла, что хочу эту книжку, как только увидела обложку. И содержание вполне соответствует.
Про эту книжку нельзя сказать «прочла на одном дыхании». Она «газообразна»: может занять любое количество времени. Всех деталей я, конечно, ещё не рассмотрела. Но уже можно сочинять по этой книжке квесты: куда девалась лошдка на колёсиках из 1902 года? Как долго работал холодильник? Сколько лет висело на стене в туалете корыто? Какой предмет существовал всё время, включая кафе в 2002 году? Какой предмет существовал всё время, кроме кафе?
Вся непростая история двадцатого века рассказана спокойно, просто факты: так было. Как воспринимали её дети, от имени которых ведётся «повествование», мир вот такой. Это Рождество было скучным, потому что папа на войне, к Рождеству его увидеть не надеялись, но он внезапно приехал. Через несколько страниц другой мальчик ждёт папу с войны - победа же, он должен вернуться - а его всё нет. Мама не дала сжечь в буржуйке папины книги. А в бывшем папином кабинете живут тов. Орлик и тов. Новикова (Ляля). Через несколько страниц Орлика арестовали, а его жена Ляля вырезает из семейных фотографий лица родных и знакомых, которые арестованы… Дедушка (тот самый, в чей кабинет когда-то подселили этого самого Орлика) недоумевает, мол, как же так, хороший человек, я его знал, наверное, какая-то ошибка… В 42 году жителей в квартире стало гораздо меньше, но никто этому почему-то не рад… Врач с еврейской фамилией потерял работу, а на предыдущей странице его родителей поймали фашисты. Через несколько страниц его сын никак не может выехать за границу, несмотря на то, что у него есть приглашение. В 87 году внезапно приходит письмо из Парижа от бабушки, а потом приезжает и сама бабушка (та самая девочка с самой первой страницы), и, в числе прочего, привозит правнучке куклу Барби. Так было. Так люди жили.

Кое-что и я уже помню. Игра «Ну, погоди!» там, конечно, присутствует. И даже Nokia 3310 на последней странице.

Дети пока не очень понимают весь кайф. Юля хочет абсолютно все игрушки, в том числе те, которым больше ста лет. Аркадий недоумевает, как же они жили без планшетов. «Вот этот ребёнок на фотографии мог быть мной, а вот этот - вашей бабушкой» им пока не понятно. Ну, будем разглядывать, дорастут.
Previous post Next post
Up