Мои иллюстрации к Роману.
Рисунки сделаны на заказ для тематического
аудиогида по Москве по местам Булгакова (приложение
izi.TRAVEL)
Мое ощущение от книги. Неоднозначные герои - тени, наблюдатели. В них - звездная тьма.
На этих картинках "дополненная реальность" - это не экран смартфона, а старые пергаменты, на которых история!
Обложка (по центру, конечно же, кот Бегемот кокетливо цепляет нас лапкой :)
Тут еще 14 картинок. Параллельно с ними мне бы хотелось рассказать по-подробнее про сами иллюстрации.
2 недели рисования по вечерам, безумные 2 недели декабря, наполненные музыкой пианино и мечтами о космосе.
ОЩУЩЕНИЕ
Как я уже написала выше, это чисто МОЕ ощущение от книги. Фильм я не смотрела (не очень люблю смотреть фильмы) и специально не стала искать работы других иллюстраторов. Когда-то я видела много иллюстраций на тему - утонченных, деталиризованных, изысканных, захватывающих дух, мистических... Тягаться нет смысла, перерабатывать - кощунство. Хотелось начать с чистого листа, цепляясь за ощущение от книги, пойманное при прочтении несколько лет назад .
У меня плохая память на имена и на лица. А вот ощущения запоминаются так, что захочешь - не забудешь. Когда рисую человека, пытаясь вспомнить его внешность - получается ерунда какая-то. Ловлю ощущение от его присутствия, пытаюсь воспроизвести - и получается похоже. Критики говорят - "Не пойму почему, но похоже". Удивительно) У меня всегда так: узнаешь человека лучше - и его внешность постепенно затирается, уступая место сути. И вот уже в какой-то момент закрываешь глаза, и не черты лица видишь, а яркое солнечное пятно, состоящее из улыбки, переходящей во взгляд. Может быть, поэтому герои моих рисунков часто с закрытыми или полуприкрытыми глазами - когда закрываешь глаза, остается только ощущение, усиленное в миллионы раз.. Одна девочка спросила другую: "Зачем закрывают глаза, когда целуются с мальчиком?" А подруга ей ответила: "Чтобы не видеть их прыщи")))))))
Так и здесь: я словила ОЩУЩЕНИЕ от книги, и на этой волне нарисовала все иллюстрации. Не факт, что оно совпадет с Вашим. Но многие часто пишут мне: "ДА, оно именно такое!" И это очень приятно. К каждой иллюстрации - свой саундтрек (кину просто ссылками на поиск в вк). Об этом поподробнее чуть позже.
1. Скамья на Патриаршьих
Jocelyn Pook - Andreas Scholl -
How sweet the moonlight sleeps Объясню, как устроен аудиогид, для которого рисунки. Это некий квест - игровой, интерактивный, исторический, литературный. Интересный способ посмотреть город как для тех, кто путешествует в одиночку, так и для любознательных компаний, не знающих, чем заняться в субботу вечером. Вы ходите с локации на локацию, попутно узнавая интересные факты - так строится ваш маршрут; иногда, чтобы получить следующие координаты, вам нужно ответить на "каверзный вопрос". Именно эти локации я и рисую. Стиль всегда новый. Здесь он напоминает старую фотокарточку, выцветший пергамент.
АУДИОГИД
На первой картинке Патриаршьи пруды,
та самая скамейка. Я просмотрела много материала, когда готовила эти илллюстрации, хотелось, чтобы в работах была точность. Если уж рисовать скамейку Волланда, то именно ту, которую имел ввиду писатель - скамейку напротив дома номер 32 по Малой Бронной. Говорят, в этом подъезде жили друзья Булгакова.
Поскольку мои иллюстрации - это ПУТЕШЕСТВИЕ по миру Мастера и Маргариты, герои не всегда ведут себя по сюжету книги. Они как бы ПОКАЗЫВАЮТ нам, как это было, вот и на этой картинке Коровьев предлагает пройтись по Булгаковскому миру.
2. Малая Бронная - Ермолаевский переулок. Трамвай.
Lucas King - Desolate
Посмотрите, Аннушка уже разлила масло... Многие спорят, а был ли трамвай? Если и был, то где он шел, по какому маршруту? Эта загадка до сих пор до конца не разгаданна - не помогли ни опросы живших тогда по соседству людей, ни поднятие архивов (хотя соседи в основном говорят, что нет. А многие верят, что да!) На самом деле, по сюжету романа масло было пролито немного дальше вправо по Малой Бронной. Поэтому здесь ведерко стыдливо притаилось у правого края листа. Покопавшись по сайтам исследователей романа, я наткнулась на схему предполагаемого маршрута трамвая - именно
здесь он и поворачивал,перед тем, как поставить точку в судьбе Берлиоза.
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ СТАРОГО ПЕРГАМЕНТА
Это первая иллюстрация в данной серии, на которой я использую прием
"Дополненной реальности". Интересно: само приложение - игра с дополненной реальностью, а внутри сюжета, на иллюстрациях - еще один уровень! Лео ди Каприо просыпается внутри сна третьего уровня))
По сюжету аудиогида, нас водит Коровьев-Фагот. Поэтому, на первой картинке он сидит на скамейке, приглашая нас в путешествие. Подоразумевается, что это именно его рука держит лист пергамента, на котором развиваются неслучившиеся события давно минувших дней.
3. Садовая 302-бис. Нехорошая квартира
Mark Pinkus - A Taste Of The Show
Для этой иллюстрации я изучила интерьер дома-музея Булгакова, который и находится сейчас по вышеназванному адресу.
Вся "главная нечисть" собралась в этой комнате. Кот Бегемот играет на пианино, а за окном - космос... эти мягкие звуки, словно гармонии мерцающих звезд, сопровождают все рисунки этой серии.
МУЗЫКА ЗВЕЗД
Я часто рисую под музыку. Бывает, делаю картинку под влиянием какой-то одной песни. Здесь же я не могла рисовать ни под что, кроме пианино... включаю что-то другое - и не рисуется. Возвращаю тревожные мистические переливы клавиш - да, да, вот оно! Вот что значит, настроение :) Под каждой иллюстрацией - саундтрек к ней. Но! Не каждый из них - клавишные. Это те песни, которые, как я считаю, наиболее точно подходят по настроению, раскрывая ощущения... Но сами иллюстрации рисовались ТОЛЬКО под пианино.
4. Театр Варьете/ театр Сатиры
Parov Stelar - For Rose
Театр Варьете (в ранних редакциях - "Кабаре") - заведение, выдуманное Булгаковым. Списанно оно было с Мьюзик-Холла (Большая Садовая, 18). Сейчас там располагается театр Сатиры
По сюжету, здесь произошло РАЗОБЛАЧЕНИЕ. Как заявленное - черной магии, так и внезапное - телес почтенных зрителей :). Иллюстрация же "разоблачает", вскрывает нынешнюю архитектуру, и карикатурно показывает нам прослойку авторского замысла. Листочки "дополненной реальности" - как честные театральные програмки.
5. Памятник Маяковскому
Живой Маяковский - Археоптерикс - Скрипка и Немножко Нервно
Эта картинка не связана напрямую с книгой, но локация есть в сюжете гида.
Маяковский - живой, достает звезды из-под полы.. А кто не верит, послушайте песню проекта "Живой Маяковский" - "Скрипка и немножко нервно".
ДЕТАЛИ
Специфика стиля такова, что я постаралась сделать как можно меньше отвекающих деталей - но максимально передать эмоции. Простая, немного грубоватая графика, фактуры, ощущение старины... Некоторые картинки, будто выросли из зарисовок Пушкина :) кстати, о нем:
6. Памятник Пушкину
Beatsystems - The cold rain [downtempo, trip-hop, instrumental ]
Здесь есть не только памятник, но и спрятанные образы. Справа, в деревьях - ведьминский профиль, а если присмотреться, чуть левее - мужской, поменьше.
СЛОИ
Люблю, когда в картинах есть "слои", глубина, переплетение сюжетов и образов. Этакий подарок для тех, кто ищет. Бывает, смотришь фильм, и не замечаешь, что на заднем плане Золотой Телец, пританцевывая, раздает листовки.. На многих моих картинах можно найти такие спрятанные сюжеты-пасхалки.
7. Тверская - арка в Большой Гнездниковский. Место встречи Мастера и Маргариты
Alessandro Martire - The Rhythm Of The Fire
Я очень люблю эту картинку, не смотря на то, что здесь есть некоторые неточности - я ведь не перечитывала книгу и упустила одну важную деталь, не скажу какую :)
ТЕНИ
Однако что мне нравится - здесь показан тот трепетный момент встречи Мастером его Музы. Момент зачастую решает все! И этот момент, затаив дыхание, наблюдают Тени - Волланд, Фагот и Бегемот. Последний даже застыл в каком-то промежуточном состоянии между котом и человеком - микросекунда, всего ничего! И вот вроде бы они, тени - сама суть тьмы. Но здесь они скорее суть необъятного, непонятного, загадочного, и они созерцают этот миг, как что-то святое, невероятное, что могло бы и не случиться, но просто не могло не случиться! Так встали звезды.
8. Госдума. Охотный ряд
Rome - Das Feuerordal
Этот пергамент слегка дымится от огня минувших битв...
9. Большой театр
Hyggelig - I've Never Seen Before
Интересно, что уже в этих работах у меня везде присутствует Космос. Подсознательно ли везде пыталась его нарисовать, либо просто прошла ассоциация с самым загадочным, неизведанным и притягательном. Не знаю.
КОСМОС
Но так получилось, что параллельно с этими иллюстрациями я помогала подруге с подготовкой вечиринки на 700 человек на тему космоса. Придумывала идеи, советовала людей, сочиняла "космические коктейли", даже рисовала таблички с пришельцами для уборных. Но главное - это мероприятие дало мне шанс нарисовать несколько картин на тему комоса. (т.е., мне еще и деньги за них заплатили)! А веть тогда я еще не знала, что серьезно займусь этой темой.
А для любителей символизма - луна на этой картинке - глаз большой рыбы, флегматично проплывающей по пергаменту :)
10. Площадь Революции
Rome - Hate Us And See If We Mind
Наверное, вы уже заметили, что на многих картинках можно встретить небольшие силуэты влюбленной пары. Конечно, это Мастер и Маргарита. Мы все время будто-бы немножко подглядываем за ними. Луна на этой иллюстрации - зрачок глаза из неба... присмотритесь! А справа снова спрятались Коровьев и Бегемот. Слева - абстрактные профили пролетариев, намекающие на название места.
11. Статуя первому Книгопечатнику
Liquid Stranger - Dew Point
Думаю, эта знаковая локация хорошо вписывается в сюжет о рукописи. Поэтому угол дома мною был превращен в огромную книгу. Уровни реальности смешиваются и уносят в магию сюжета...Добро пожаловать в историю!
12. Нулевой километр
Kaleo - Love And Hate
Здесь - символ начала начал. Памятник относительно свежий. Занятно, что он не совпадает ни с реальным нулевым километром России, ни с фактическим цетром столицы :)
13. Казанский Собор. Иешуа и Понтий Пилат.
Hyggelig - Sun
Самая "состаренная иллюстрация" - ведь она раскрывает историю, случившуюся столетия назад... мне хотелось передать ощущения от старой выцветшей фрески. И все это - как будто привиделось в таинственном мерцании звед в отражении дождя на асфальте. Лица Иешуа и Понтия Пилата словились как-то сразу именно такими.
14. Красная площадь. Полет.
Rome - We Who Fell In Love With The Sea
И, конечно же, полет!
Про эту картинку моя ученица Лена Харитонова сказала "Какой неземной Кремль. Да это же Марс!"
Здесь герои-тени с нами прощаются, посчитав свой долг выполненным. Их маленькие фигурки удаляются к горизонту, а в небе - ночной воздух, долгожданная свобода, единение, и, конечно же, полет!