Sep 02, 2011 13:46
Фильм "Пина" Вима Вендерса" в 35 мм
Я никогда не смотрела творений Пины Бауш живьем. Благодаря виденному в записи и слышанному, не имела ни малейшего желания.
Тяжко, мрачно, все подчеркнуто неприкрашенно. Сознательно выставлены напоказ и возраст, и изъяны фигуры, и пугающий клубок душевных терзаний. В общем, не мое.
Я не любительница душераздирающих самоистязательных откровений ни в жизни, ни на экране, ни на сцене. Поэтому в т.ч., кстати, почти не хожу в драмтеатр. Там любят, чтоб зрителю было больно, - я от такого бегаю.
Но фильм о Пине не слишком похож на работы Пины, не близок по духу.
Я не мучилась ни мгновения, мои нервы были расслаблены, мне было хорошо.
Вендерс проигнорировал биографический документализм, в фильме нет даже попытки ответить на вопрос, что же двигало Бауш в ее стремлении к душевному эксгибиционизму, что было причиной ее мук.
Вендерс подошел к рассказу о Пине, с которой дружил, которой восхищался, с другой стороны. Принял все как есть.
Мастерски, действительно кинематографически эффектно снял самые сильные и яркие эпизоды ее творений.
В хорошем ритме здесь перемежаются незатянутые фрагменты танцев и крохотные интервью артистов Пины.
Кинотанцы от четкого монтажа, интересных планов и сюра 3D, по-моему, только выигрывают. (Почему-то мне кажется, что в жизни это куда менее эстетичное и гораздо более мучительное зрелище.)
Минирассказы завораживают. Артисты молча сидят и, видимо, думают о Пине - своей подруге, наставнице, названной матери. Каждый из них - творение Пины, в определенном смысле ее дитя, благодарное и любящее.
Кто светло смотрит в камеру, кто тихо отводит глаза, кто улыбается, кто эмоционально закрывается.
За кадром их слова о Пине. На удивление беспафосные.
Или, у кого нет слов, молчание.
Всматриваешься в эти лица - часто некрасивые, морщинистые, немолодые.
Ничего похожего на наш парадный строгий и стройный балет и наших внешне идеальных танцовщиков.
Потом смотришь на этих же людей в танце, свободных, открытых и тем привлекательных. Другая жизнь, другие ценности.
Зрелище завораживающее и отнюдь не отталкивающее.
И везде прекрасная музыка: мощная классика и стильные грамофонные ретро записи.
Весь фильм я наслаждалась своеобразной красотой танцевальных эпизодов и светом, который исходил от вспоминающих Пину артистов.
Суметь запечатлеть любовь - это надо уметь.
Это фильм, как мне кажется, не прямое отражение творчества Пины Бауш. А именно многоголосый рассказ о любви и восхищении к ней, которые она заслужила многолетней погоней за внутренней правдой, воспитанием себя, мудростью и нежностью к своим друзьям и подопечным.
Фильм меня покорил.
Понравились ли бы мне творения Бауш вживую - большой вопрос. (Только в "Весне священной" я уверена.)
Или возможно, я все-таки до них доросла?
Проверить себя в ближайшем будущем мне, наверное, не удастся.
Пина Бауш,
кино,
танец