Спящие рефлексы

Apr 08, 2012 22:21


"Спящая красавица" Михайловского театра
02.04.12. в МАМТе

Мои отношения с балетом "Спящая Красавица" замечательно выражает незамысловатая песенка:
Я, признаться, проявил
Глупость бесконечную,
Всей душою полюбил
Куклу бессердечную...

Каждый раз, возвращаясь со Спящей красавицы", я мысленно панически вопрошаю:"Что со мной не так? Почему моя настойчивость не вознаграждается?"
Спросите меня, что мне нравится в этом балете, и я надолго задумаюсь. Спросите, почему все равно упорно на нее хожу, и вообще потеряюсь. Подозреваю, это какой-то рефлекс.
Рефлекс балетоманки-мазохистски.
Я страдаю от всего: от рахитично выстроенной истории, с вдоль и поперек разжеванным зачином, куцыми приключениями и непомерно растянутым пирком за свадебку.
От эклектичности настроения: имперский пафос попеременно сменяется сказочным плясом, лирической интимностью и натужным вкалыванием рабов на галерах.
От главной героини: то бездушно порхающей, то слащаво жеманящейся, то донельзя увлеченной дипломатическим пожиманием рук, то с потрясающим бесчувствием занимающейся физзарядкой в момент наивысшего музыкального экстаза.
Честно говоря, когда я слышу, что лучше петиповского адажио с четырьмя кавалерами ничего быть не может, я могу это объяснить только стойким условным рефлексом, выработавшимся у зрителей за сотню лет существования этого балета.
И весь ужас в том, что, кажется, с этим рефлексом бороться практически бесполезно.
Классические штампы, местами громоздкие и нелогичные, намертво вгрызлись в музыкальную ткань, и не представляю, как их можно выкорчевать из голов зрителей, радикально не ломая стиль хореографической лексики.
А музыка при этом, как мне кажется, взывает именно к (нео)классической лексике.
Задачка головоломнейшая. С которой Начо Дуато не сладил. Недопереставил.

Мы только начинаем привыкать к такому замечательному явлению как трансляции спектаклей. И прекрасно знаем, как важен эффект живого присутствия, как он расцвечивает спектакль, помогает ему дышать...Потому для меня большим потрясением стал тот факт, что, оказывается, бывает и наоборот: трансляция может на порядок превзойти живой спектакль.
Не знаю... Возможно, в этот раз все просто так жутко неудачно сложилось?
Я, любительница бельэтажа, первый раз пожалела, что сижу не близко к сцене. Потому что из-за плохого освещения просто с трудом различала происходящее. Местами свет был убаюкивающий, как у ночника.
Вдобавок, не припомню более унылого, малоподвижного, глухого и усыпляющего звучания знаменитой музыки.
Так и не поняла, оркестр был мамтовский, заморенный многодневным марафоном "Войны и мира"? Или михайловский? Но в любом случае это садово-похоронное исполнение "Спящую" упокоило самым конкретным образом.

Увы, артисты решили во всем соответствовать оркестрантам. Сердечность, любовь и семейное тепло, главные козыри это постановки, изображались ими откровенно формально.
Более-менее порадовали мужчины.
Андрей Яхнюк, сильная и без сомнения более прекрасная половина "золота" (хотя за коричневатый костюмчик я его "нефтью" окрестила), в танце блестел дорого и естественно.
Восхитительный Фей Ришат Юлбарисов со своими паучками-ниндзя действовал на зрителей, как отличный тоник.
Леонид Сарафанов в соло во втором действии чарующе парил.
А вот его партнерши, увы, проявили вопиющее равнодушие к происходящему, и работали, как две кибермашины.
Екатерина Борченко, напряженная, с поджатыми губами, была строга и непробиваемо монументальна, как директриса кого-нибудь института благородных девиц.
Красивая женщина Ирина Перрен почему-то весь спектакль выглядела нескладным подростком и станцевала партию от и до, словно не приходя в сознание. (Мне в трансляции и Светлана Захарова не слишком-то понравилось, тоже не хватило естественности и теплоты эмоций. Я бы, наверное, на Осипову посмотрела, вот уж кто живее всех живых.)
В конце концов, поняв, что суженая не собирается выходить из коматоза, Сарафанов плюнул и третье действие тоже отработал на автомате. (А как Захаровой в глаза любовно заглядывал...Нда... Вчера еще в глаза глядел, А нынче -- все косится в сторону!... )
Дуатовские хореографические фантазии на тему Петипа варьируются от испуганного смущенного лепетания до эпизодов вполне симпатичных. Но любой танец преподносится публике исполнителями, а в этот раз артисты напоминали манекены, к моему огромному разочарованию.

В итоге вроде бы идея постановки была в том, чтобы убежать от пыли, перьев, мишуры, колонн, затхлости, скуки, формальности, помпезности, - а уткнулись в другую крайность: в пустоту, припорошенную свежей известкой, камерность, граничащую с карликовостью... и ту же скудость эмоций, усыпляющую скуку и работу без охоты.
Куда сгинули те ощущения света, воздуха, пространства, свободы, солнца, дома, родства, причастности, промелькнувшие когда-то на экране компьютера дивным видЕнием?

Помню, как Дуато со страданием в голосе рассказывал о снотворном эффекте дивертисмента, и обещал укоротить действо. Но, грусть-тоска, обрезание не помогло.
На дивертисменте я борюсь со сном всегда, при каждом просмотре, и дуатовский вариант ничего не изменил.
Правда, для меня это тоже был неудачный день, я была и расстроенная, и уставшая, и заболевшая... Но, подозреваю, у меня за долгие годы самовоспитательных просмотров просто очередной рефлекс выработался: как в музыке начинатся мурлыканье кошек - так меня тянет на боковую.
Самое удивительное, что другие длинные балеты я смотрю вполне бодро. Иногда готова еще и добавки попросить. А "Спящая"... Что ни говори, а как вы яхту назовете... ;)

Не знаю, как смотрится дуатовская СК на домашней сцене и что было случайностью: удача с трансляцией или мучительная пробуксовка живого исполнения.
Но выяснять я не хочу.
Я вообще больше на СК не хочу. Ни на какую.
Сколько лет я старалась, надеялась что-то в ней разглядеть, хоть раз выйти со спектакля не раздраженной и измученной, а обласканной и просветленной...
Я сдаюсь. И объявляю для себя мораторий (лет на пять) на ее посещение вне зависимости от версий, хореографов и задействованных исполнителей.
И да будет воля моя крепка, а решение нерушимо.

Ведь неспроста у песенки есть разумный конец:
...Для нее любовь -- забава,
Для меня -- страдание,
Ей налево, мне направо,
Ну, и до свидания!

Вопреки заключительному выводу, саму идею новой постановки СК в Михайловском я приветствую, думаю, для этого театра важно не бояться идти своим путем.

А Начо Дуато, по природной деликатности так и не растолкавший нашу строптивую красавицу, занимает особую нишу в моем сердце, и ничто его оттуда не выдворит.)))

Начо Дуато, балет, странности, Михайловский театр, театр, танец

Previous post Next post
Up