Jun 25, 2012 19:50
Начала «Точку и линию на плоскости» Кандинского и вспомнила об одном забавном совпадении. Однажды, читая «Краткую историю времени» Хокинга, я вдруг отвлеклась и задумалась о живописи, о том, можно ли внести в картину время. Мне показалось, что это очень интересный вопрос и я решила обязательно поразмышлять об этом и, может быть, даже найти ответ. Вернулась к Хокингу, дочитала и в тот же день взялась за «Ступени» Кандинского. Очень быстро обнаружила следующее:
«Рембрандт меня поразил. Основное разделение темного и светлого на две большие части, растворение тонов второго порядка в этих больших частях, слияние этих тонов в эти части, действующие двузвучием на любом расстоянии (и напоминавшие мне сейчас же вагнеровские трубы), открыли передо мной совершенно новые возможности, сверхчеловеческую силу краски самой по себе, а также - с особою яркостью - повышение этой силы при помощи сопоставления, то есть по принципу противоположения. Было ясно, что каждая большая плоскость сама по себе вовсе не является сверхъестественной, что каждая из них сейчас же обнаруживает свое происхождение от палитры, но что эта самая плоскость через посредство другой, ей противоположной плоскости получает несомненно сверхъестественную силу, так что происхождение ее от палитры на первый взгляд представляется невероятным. Но мне не было свойственно спокойно вводить замеченный прием в собственные работы. К чужим картинам я бессознательно становился так, как теперь становлюсь к природе: они вызывали во мне почтительную радость, но оставались мне все же чужими по своей индивидуальной ценности. С другой же стороны, я чувствовал довольно сознательно, что деление это у Рембрандта дает свойство его картинам, мною еще ни у кого не виданное. Получалось впечатление, что его картины длительны, а это объяснялось необходимостью продолжительно исчерпывать сначала одну часть, а потом другую. Со временем я понял, что это деление присваивает живописи элемент ей будто бы недоступный - время».
Забавно. Ответ не заставил себя ждать, даже не успела подумать самостоятельно. Я очень удивилась! Когда буду в Петербурге, обязательно навещу Рембрандта. Хочу узнать, что имел в виду Кандинский :-)
отрыв,
художники и иллюстраторы,
книги