19 декабря 1913 года в селе Ольхово (сейчас оно находится на территории Вологодской области на дне Рыбинского водохранилища) родился знаменитый советский врач Николай Михайлович Амосов.
Закончил механический техникум в Череповце и в 1932 году начал работать в Архангельске начальником смены на электростанции при лесопильном заводе. В 1934 году поступил в Заочный индустриальный институт, а в - в Архангельский Медицинский институт. Тогда же познакомился с парапсихологией.
Закончил механический техникум в Череповце и в 1932 году начал работать в Архангельске начальником смены на электростанции при лесопильном заводе. В 1934 году поступил в Заочный индустриальный институт, а в - в Архангельский Медицинский институт. Тогда же познакомился с парапсихологией.В 1939 году окончил медицинский институт. Хотел заниматься физиологией, но место в аспирантуре было только по хирургии.
Параллельно продолжал учиться в Заочном институте. В качестве диплома делал проект аэроплана с паровой турбиной. В 1940 году институт закончил.
С аспирантурой не сложилось и Амосов поступил на работу хирургом больницы в Череповце. Научился делать обычные операции на органах живота. Интерес к физиологии вылился в размышления над гипотезами о механизмах мышления, о взаимодействии регулирующих систем организма.
Во время войны с Германией и Японией служил ведущим хирургом в Полевом Подвижном Госпитале. Во время битвы под Москвой разработал методы операций, снизившие смертность. Написал первую диссертацию и представил в Московский мединститут, но её не приняли.
Во время войны Амосов стал опытным хирургом, научился оперировать в любой части тела. По свежей памяти, сразу после войны, написал несколько научных работ, вторую диссертацию, а спустя тридцать лет - воспоминания.
После войны оказался в Институте им. Склифосовского заведующим операционным отделением. За время оформления отставки (процесс был очень не быстрый) написал третью диссертацию. В операционном отделении было много неработающего оборудования, тут-то и пригодилось Амосову образование инженера.
Такая работа не понравилась и Амосов перешёл на работу главным хирургом брянской области и заведующим отделением в областную больницу и проработал там шесть лет. В 1948 году защитил диссертацию.
В 1952 году Амосова пригласили в Киев в институт туберкулёза. В 1953 году защитил докторскую диссертацию.
В 1957 году на муждународном конгрессе хирургов увидел операцию на сердце с аппаратом искусственного кровообращения. Купить аппарат было невозможно и Амосов разработал собственный проект - пригодились инженерные знания. После многочисленных экспериментов в 1959 году удачно прооперировали больного с тяжелым врожденным пороком сердца.
С этого началось увлечение биокибернетикой. Сначала это была лаборатория для отработки операций с АИК, потом добавились физиологические исследования сердца с участием инженеров и математиков. В Институте Кибернетики создали специальный отдел.
С 1962 года начал писать книги.
Физкультурой Николай Михайлович до 1954 года специально не занимался. С уроков физкультуры сбегал и в школе, и в институте. Но всегда был здоров. Но в 1954 году на рентгене были обнаружены патологические изменения в позвонках. Тогда Амосов разработал свою гимнастику: 10 упражнений, каждое по 100 движений и это помогло. Потом добависи утренние пробежки. Плюс ограничения в еде - вес не более 54 кг. Так родилась его система «Режим ограничений и нагрузок».
В 1983 годe клиника, в которой работал Амосов, была отделена от института туберкулёза и реорганизована в самостоятельный Институт сердечно-сосудистой хирургии.
В своей автобиографии Николай Михайлович Амосов так сформулировал итог своей жизни:
«Так прошла жизнь. Что в ней было самое главное? Наверное - хирургия. Операции на пищеводе, легких, особенно на сердце, делал больным при угрозе скорой смерти, часто в условиях, когда никто другой их сделать не мог; лично спас тысячи жизней. …
Все остальные занятия были не столь эффективны. Разве что пропаганда "Режима ограничений и нагрузок" принесла пользу людям. Книга "Раздумья о здоровье" разошлась в нескольких миллионах экземпляров. То же касается и повести "Мысли и сердце", которая была издана на тридцати языках. Наверное, потому, что она тоже замыкалась на хирургию. …
Кибернетика служила лишь удовлетворению любопытства, если не считать двух десятков подготовленных кандидатов и докторов наук.
Мои статьи и лекции пользовались успехом и льстили тщеславию, а участие в Верховном Совете было скорее вынужденным, служило поддержанию престижа клиники. Вреда людям оно не принесло, и пользы - тоже.».