Как-то раз я просматривал обзоры к одной экономической стратегии и увидел необычный отзыв: «В моей деревне все склады заполнены едой, но при этом жители умирают от голода! Игра плохая!» Действительно, подумал я, в игре такая ситуация должна ужасно раздражать.
Однако, если взглянуть на реальный мир, в нем такие картины наблюдаются сплошь и рядом. Склады и магазины завалены продовольствием, однако вокруг полно голодных и нищих. Ведь само по себе производство еды не ведет к росту благосостояния, все зависит от того, как распределяются созданные ресурсы. Одним достанутся сливки, другим - лишь крошки с барского стола. И такое положение вещей никого не удивляет. Ведь человеческое общество неоднородно и имеет четкую иерархию. Вот бы создать экономическую стратегию, где можно было бы раскрыть взаимодействие экономики и общественного устройства! Так родилась идея игры
“Капитал: Искры революции”.
Click to view
Капитал переносит вас в европейское государство начала 20 века. По стране прокатилась Великая война, превратив города в дымящееся руины. Вы выступает в роли новоиспеченного мэра одного из таких городов. Вам предстоит восстанавливать разрушенную инфраструктуру, налаживать экономику и обеспечивать жителям достойную жизнь. Однако общество неоднородно и состоит из 3 классов: дворян, буржуа и простых людей. Каждый из этих классов по своему видит будущее города. И вам предстоит решать, в каком направлении будет двигаться развитие общества.
Сегодня я хочу рассказать вам о том, как создавалась экономическая часть игры. По началу мне хотелось создать подробнейшую реалистичную экономическую модель, в которой благосостояние каждого жителя могло динамически меняться в зависимости от действий игрока. В первом прототипе каждый горожанин мог зарабатывать и тратить деньги в течение дня. Каждый человек мог разбогатеть или стать нищим, а его потребности зависели от его социального статуса. К сожалению, быстро выяснилось, что управлять городом с таким уровнем детализации решительно невозможно. Пока строился ресторан для богатых, население стремительно беднело. Для эффективного управления требовалось в реальном времени отслеживать экономическое положение сотен жителей. А поскольку главной особенностью игры была классовая борьба, а не анализ многочисленных экранов статистики, от микроэкономики пришлось отказаться.
Упрощение экономической системы пошло игре на пользу - прототип сразу же приобрел играбельный вид. И хотя рабочие перестали ежедневно получать зарплату, мы сохранили расходы на содержание заводов и административных зданий. Для производства жизненно важных ресурсов игрок должен постоянно тратить золото. Стоит золотому потоку иссякнуть - и экономика летит в тартарары. Сначала останавливаются заводы, затем возникает дефицит еды и возле столовых выстраиваются очереди - и вот уже толпы голодных граждан осаждают дворец.
Таким образом, масштаб всей экономики зависит от величины золотого потока, доступного игроку в течении рабочей смены. А главным источником золота в игре являются сами жители города. Во первых, представители буржуазии платят налоги в городской бюджет, а во вторых, каждый гражданин при посещении столовой или кабака также приносит деньги в казну. Казалось бы, вот оно - счастье! Чем больше жителей - тем больше золота, больше размер экономики, выше благосостояние граждан. Но есть и проблемы - граждане не согласны затянуть пояса и ждать наступления всеобщего счастья. Граждане хотят хорошей жизни здесь и сейчас! Жителям нужны комфортные дома, еда, развлечения и медицинское обслуживание. Жители не готовы голодать, пока строятся новые заводы - они собираются в толпы, идут на площадь и атакуют дворец. Чем больше жителей в городе - тем больше ресурсов требуется для его снабжения. Добавляем к этому преступность, классовую рознь и заговоры - и получаем гремучий коктейль молотова, в пламени которого рождается новое общественное устройство!
При ограниченных ресурсах удовлетворить потребности всех жителей не представляется возможным. Кто-то получит ежедневный рацион, а кто-то останется голодным, больным и очень злым на действующую власть. Со временем недовольные жители начнут образовывать тайные общества для свержения мэра, а также проводить рейды по благополучным районам. А там и до восстания недалеко!
Таким образом, вам придется балансировать между между тремя аспектами: развитие экономики, удовлетворение потребностей граждан и борьба с экстремистами. Город, оставленный на произвол судьбы, быстро превращается в бурлящий котел страстей, а затем в массовое кладбище. На карту поставлена судьба нации, а вы - тот человек, в руках которого находится выбор будущего.
Главное помнить, что нельзя сделать счастливыми всех и сразу.
Добавляйте игру в вишлист, революция не за горами!