Заложники бездорожья.
Считаю, что свою задачу - взбодрить участников досрочных выборов Главы Тесово-Нетыльского - десант из Питера выполнил.
Тёсово-Нетыльский - название сложное, и в народе поселок уменьшительно-ласкательно зовут Рогавкой, как и ж/д станциию.
Численность жителей по данным википедии на 2010 год - 2400 чел, в списках оказалось более 3200 избирателей. После передачи списков из ТИКа в них в установленном порядке были внесены изменения (3 человека выбыли). Во-время голосования на участке 1235 был создан дополнительный список, в нем фигурировал один избиратель.
В Рогавке бОльшая часть домов - частные владения, почти все - из бруса, расположены поближе к дороге. Есть на что полюбоваться: фасады любовно отделаны резьбой, свежеокрашены. За домами неогороженные большие участки земли. В хозяйствах держат и птиц, и коров (мне предлагали попробовать свежего молока), и лошадей. Семьи, которые живут в многоквартирных домах, чаще всего тоже имеют участок для подсобного хозяйства. Как сказали местные, здесь без своего огорода не выжить.
Но по моим наблюдениям, без чего точно не выжить в Рогавке - так это без автомобиля. Люди по своей природе маломобильны, в городе это незаметно и некритично, но в сельской местности становится огромной проблемой. Начиная с элементарного: добраться до магазина, врача, школы - всё завязано на транспорт.
В Рогавке сохранилась доисторическая узкокалейка, полотно которой используется, в основном, в коммерческих целях: по выходным приезжают группы и катаются в небольшом поезде из 2-3 вагонов. Электричка останавливается на станции далеко не каждый день. И с маршруткой до города всё непросто, гарантий попасть в неё нет никаких, водитель записывает пассажиров на рейс по мобильному телефону.
Между поселениями - узкие грунтовые проселочные горе-дороги. Имеются и соответствующие горе-водители, получавшие права известным дедовским способом, за взятку. Случилось так, что нашу машину догнала девушка на красной девятке, и попутчики попросили водителя уйти как можно правее, чтобы не пересечься курсами. «Зачем, я же её вижу?» - спросил тот, «Так она тебя не видит! Это же Иванова! (фамилия гонщицы заменена)».
Отдельного рассказа заслуживает водитель, доставивший нас из Новгорода. Неординарная личность! Предприниматель из Питера, после кризиса 2008 года переехал к матери в деревню. Успел попробовать много специальностей, занимался деревообработкой, сейчас продвигает в регионе строительный бизнес. Сумел вдохновить жену на переезд (она тоже имела своё дело), воспитывает дочь-дошкольницу. Очень много рассказал о местном житии-бытии. Например, что в округе массово скупают земли новгороды и питерцы со средним достатком, цены позволяют.
Узкоспециализированный на торфе и лесозаготовках регион преображается, превращаясь в дачное место, а вот ситуация с дорогами с каждым годом все хуже и хуже. Недалеко строят новую скоростную трассу, тяжелые грузовики перевозят песок из карьера к строящемуся полотну, не щадя местных дорог. Они сейчас в ужасном состоянии, чтобы проехать между провалами грунта требуются хорошая зрительная память и отличные рефлексы. По обочинам валяются потерянные в неравной схватке с колдобинами элементы пластикового кузова, металлические трубы, глушители и пробитые колеса.
Приятно, что в Рогавке есть активисты, не первый год сражающиеся с чиновничьим равнодушием. Пишут во все инстанции, жалуются на то, что не построена для проезда грузовиков времянка, волнуются, что после сдачи трассы заниматься восстановлением местных дорог застройщик не будет. Информируют руководителей, что если привести в порядок дорожное полотно местной дороги длиной всего семь километров, то выехав по ней к новой трассе, в одну сторону можно будет за 3 часа доехать до Питера, а в другую - за час до Новгорода. Насколько я поняла, именно дорожный вопрос объединил людей вокруг кандидата Лебедева, свои надежды на достойную жизнь тёсовцы связывают с развитием инфраструктуры.
Глас народа.
Впечатления от пребывания в Великом Новгороде - кому интересно - здесь:
https://m.facebook.com/ekaterina.kobzareva.7/albums/1041865969203896 Проблему транспортного сопровождения до Тесова и обратно полностью взял на себя Виктор Лебедев (кандидат, с которым нашла связь Татьяна). К 6 утра я подошла к вокзалу Новгорода-на-Волхове (так официально именуется ж/д станция), чтобы встретить Владимира Егорова с московского поезда и вместе с ним погрузиться в предоставленный наблюдателям автомобиль. Ехали не спеша, чтобы не повредить ходовую часть.
Примерно в 7.40 я была на месте наблюдения, УИК 1235 в Село-горе. Селогорский клуб выделил для проведения голосования уютный актовый зал. В центре зала - колонна , обернутая во флаг РФ (как тут не вспомнить Александра Гулита и эпопею с флагом на УИК1232:
https://mobile.twitter.com/a_gulit/status/719176026446815233). Справа и слева расположены стенды с информацией, на них: увеличенная копия протокола, копия бюллетеня (сами бюллетени светло-розовые), образец заполнения, информация о кандидатах, включая данные об имуществе и доходах, как это положено по закону.
Урны не были опечатаны, два стационарных и два переносных ящика опечатывались при наблюдателях сразу после открытия участка. Надо сказать, селогорцы проявили удивительное единодушие, и в течение дня голосования использовали лишь тот ящик, что стоял ближе к кабинке. Предварительного голосования на " моем " участке не проводилось (и хорошо, а то я его боюсь!).
Для наблюдателей комиссия создала приемлемые условия. Комфортные места для наблюдения, комната для приема пищи, музыка по индивидуальному заказу, предлагались и иные развлечения: концерт фолк-коллектива, бильярд, экскурсия по музею быта.
В пределах 50 метров от УИКа, как впрочем и далее, наглядной агитации (кроме остатков старых листовок КПРФ на двери одной из парадных) я не заметила. Местное телевидение , вещающее из Новгорода, событию внимания не уделило. Прошла информация, что в предвыборной гонке активное участие принимала сотрудница Почты России, агитировала в труднодоступных населенных пунктах. Если это и правда, то агитация шла в устной форме, листовок с подсказками в домах, где проходило выездное голосование, не было.
В Тесово-1 (центре поселения) кандидаты общались с электоратом по-старинке: встречались сами либо агитировали через доверенных лиц. Соцсети, где можно поймать молодых избирателей, не задействовали. Основной кандидат пользовался для агитации административным ресурсом, а группа 'вконтакте' сторонников альтернативного кандидата, оказалась настолько глубоко законспирированной, что мне не удалось её найти.
Длительное противостояние народа с предыдущим Главой - Николаем Величанским (покинул пост досрочно из-за коррупционных скандалов), депрессивные настроения относительно выборов вообще, миграция прописанных жителей трудоспособного возраста из поселка в крупные города сказались как на проценте явки, так и на возрастном составе участников. На избирательный участок 1235, в котором я была ЧПСГ, приходили в основном пожилые люди, видела несколько семейных пар среднего возраста и совсем немного молодых лиц. Неравнодушная к происходящему молодежь, включившаяся в выборные процедуры, голосовала досрочно, чтобы в день выборов не отвлекаться от исполнения своих обязанностей наблюдателей и членов УИК.
К девяти утра сформировали первую выездную группу : два члена УИКа в сопровождении двух наблюдателей от конкурирующих кандидатов. Таким же был состав второй машины (правда, пришлось вызванивать подмогу, чтобы не оставлять участок без наблюдения).
Побывала в гостях у бабушек-дедушек, накануне написавших заявления о своем желании проголосовать на-дому. Очень бодрые и здравомяслящие старички, приглашали в дом, угощали прибывших сладостями, предлагали присесть-отдохнуть. В домах однотипная картина: русская печь, тусклое освещение, иконы в красном углу, скатерть на столе в зале и работающий телевизор. Пожилые люди пользовались моментом, чтобы поговорить о своих житейских проблемах. Здесь тоже все однотипно: редко приезжают дети/внуки, мобильник не ловит сеть, "приходится из окна высовываться и с соседями перекрикиваться", не хватает напряжения в сети электроснабжения, "нет магазина, прошу соседей хлеб купить, они на автомобиле" , не чистят дороги от снега, тогда другая трактовка: "магазин есть, но зимой сложно до него дойти, а у меня больные ноги". Как будто со здоровыми ногами по занесенной метровым слоем снега дороге пройти легко!
Не всегда удается вызвать скорую помощь, в периоды распутицы или снежных заносов телефонная барышня честно предупреждает: доедем до такого-то перекрестка, если вам надо - сами к машине добирайтесь.
У избирателей старались не задерживаться: краткий инструктаж, что делать с бюллетенем, требование предоставить паспорт (на что все бабули реагировали одинаково : "Опять? Вчера же предоставляли?"), заполнение документов, урна, автомобиль, и к следующему дому, по составленному на основании заявлений маршруту.
Избиратели исправно создавали нестандартные ситуации. В одном дворе заливались лаем две злобные собаки, из них только одна на привязи. Решили, что вторую псину, так сказать, контрольную, нам по-любому не миновать. Долго ждали, когда выйдет хозяин, в итоге голосование прошло на свежем воздухе, полностью оправдывая прописанное в законе определение "вне помещения". В другом дворе выяснилось, что еще вчера желавший проголосовать мужчина сегодня ушел на работу. Супруга забывчивого избирателя расстроилась, просила нас доехать до места работы, чтобы он мог проголосовать. Но нет, в реестре стоит адрес "улица... дом", и по другому адресу комиссия ехать отказалась.
Многие пытались выведать у нас, за кого же им голосовать, в основном, интересовались, а как голосуют пресловутые "другие"? В отсутствии помощи извне находили иные пути решения проблемы. Кто-то отмечал понравившуюся на слух или на вид фамилию. Одна бабуля исходила из нравственных критериев: "Кто у них хороший-то ? Вот я поставлю галочку, а окажется, что он плохой". Другая - из математических: "Этот слишком старый, а этот слишком молодой, проголосую-ка я за среднего по возрасту".
Удивило, что никто , изучая список кандидатов из четырех человек, не воспользовался очками (может, сохранили остроту зрения, может, не ведают, что это такое, очки). Еще больше удивили собственные ощущения от качки и тряски в машине, настолько приятно оказалось кататься по разбитым дорогам, что в какой-то момент я даже заснула! На завершающем этапе машиной не пользовались, прошлись пешком по двум селогорским бабушкам, это совсем недалеко от УИКа.
Вернулись на участок после обеда, как раз чтобы засветиться в местных СМИ. Девушка-фотограф вела себя как-то скованно, предъявила документы, спросила, есть ли на выборах наблюдатели, зашла в самый дальний угол помещения, оттуда сделала "общий план", а затем дождалась момента и сфотографировала избирателя, опускающего в урну бюллетень. Позже выяснилась предистория: на предыдущем УИКе девушка встретилась с Егоровым, и получила от него нагоняй за то, что (не гарантирую точности цитаты) "едва не залезла объективом с 10-кратным зумом в кабинку для голосования, а перед тем пыталась запечатлеть мгновения простановки подписи за выданный бюллетень, то есть фотографировала списки избирателей с близкого расстояния". Надеюсь, девушка восстановит подорванное душевное здоровье и не бросит опасную профессию репортера!
Днем явка была равномерной, примерно человек по 10 в час. Подвоза избирателей не зафиксировала, зато был странный эпизод с участием кого-то из администрации. Приехала представительного вида дама, на участок заходить не стала, к ней вышел председатель с какими-то документами. Я выскользнула следом, но так и не поняла, в чем была суть этой встречи. Безуспешно пыталась набрать кого-нибудь , чтобы прояснить, посещала ли эта дама еще какой-нибудь УИК. Увы, связь с находящимися в Тёсово наблюдателями отсутствовала.
Выдача бюллетеней шла неспешно, народ успевал обсудить с членами комиссии обстоятельства личной жизни, своей, родственников и соседей. Голосовали как-то между делом, за разговорами. Один человек не стал удаляться в кабинку, прямо за столом секретаря комиссии галочку и поставил. Каюсь, недоглядела.
После 17.00 активность граждан упала до нуля, я думала, что количество проголосовавших (95 человек) уже не изменится. Однако подошли еще двое, а минут за 10 до закрытия участка прибыла группа в рабочих комбезах. Как раз трое, чтобы сделать красивым общее число проголосовавших.
В целом, голосование было абсолютно прозрачным, ни испорченных, ни пропавших бюллетеней при подсчете не обнаружилось. Пьяных избирателей тоже не наблюдала, из входящего потока информации от Виктора поняла, что предполагается их активное участие в выборах. Высказала свои опасения председателю комиссии, Александру. Он твердо заверил, что у них на участке будет спокойно.
Так и получилось. Полицейский благосклонно принимал заигрывания местных барышень, даже дал им поиграться с металлоискателем. По своим основным должностным обязанностям задействован не был, слышала лишь, как он отчитывался кому-то по мобильному о явке избирателей.
И итоги голосования не стали сенсацией. Встречи администрации района с жителями не прошли бесследно, за их ставленника, кандидата Малыша (официально ударение на первом слоге, но в народе уже прозвали по-своему…) на "моем" участке проголосовало подавляющее большинство людей.
Отмечу несколько эксцессов во-время голосования.
Пришел избиратель, безуспешно пытался получить бюллетень, не предъявив паспорт, сказал, что забыл документ дома. Обещал вернуться, и больше его не видели.
Улыбчивый молодой человек, в тапках на босу ногу и рабочей робе проголосовал в середине дня. Я следила за явкой, поэтому запомнила черноокого красавца. Ближе к вечеру он появился снова, переходил из помещения в помещение, в тамбуре посидел, затем вернулся в зал. Спросила вежливо, кто он такой. Видимо, я одна была не в курсе, что это человек известный, доверенное лицо кандидата Лебедева. Выяснилось, что утром, после девяти - когда машины катались по бабушкам - он ошеломил комиссию требованием предъявить ему неопечатаные пустые урны. Как развивались и чем закончились события - не знаю, но смотрели на лицо (пусть и доверенное, и по-восточному красивое) косо, и вздохнули с облегчением, когда оно (лицо) покинуло УИК.
Едва приступили к подсчету, я поняла, что цель комиссии: побыстрее получить ответ неинтересной задачи и смыться с урока, ой, с участка. О соблюдении закона в части процедуры подсчета, похоже, здесь никто и не задумывался.
Начали с переносных урн. Бюллетени растащили в разные стопки, и каждый начал считать свою. Потом сдали председателю сдачу бюллетенями так, чтобы у всех были полные десятки, а остаток менее десяти отложили в сторону, сделали в уме арифметические подсчеты, обменялись взглядами, удовлетворенно кивнули, типа, у них сходится с количеством заявлений.
На мое замечание поморщились, но выдвинули заместителя председателя, который быстро все сделал по правилам. Основным аргументом (после которого и пункты закона предъявлять не пришлось) стал видеорегистратор. Спасибо опытным автомобилистам, помогли мне установить его на столе наблюдателей. Уверена - при любом возможном случае комиссия снова вернется к методу подсчета, который им удобнее и привычнее.
Вторым пунктом, по которому мы не сошлись взглядами с комиссией стало заполнение УФП. Подсчитали общее количество бюллетеней и сразу же, еще до сортировки бюллетеней на действительные и недействительные, записали в графу «недействительных» 0, а в графу действительные - 100. Повезло, что не пришлось исправлять, так как на всех бюллетенях было по одному знаку в поле рядом с фамилией кандидата. Проверяли галочки всей комиссией, так как всем было интересно, за кого проголосовали люди.
Выдачу копии протокола задержали минут на 15, ксерокс не подчинялся командам, так что заверяли его в авральном режиме под телефонные звонки от водителя, которого в свою очередь теребили другие наблюдатели. Они уже вышли с УИК 1236, и, протопав по лесной дороге по направлению к трассе 3 км, требовали найти их и забрать, ибо темно, холодно и страшно. Сообщали они о своем текущем местонахождении нечасто, только когда появлялась мобильная связь, что еще больше нервировало. Бросила копию протокола в папку, поблагодарила комиссию и уехала.
В Новгороде не без труда зашли в здание администрации, пришлось перечислять вахтеру номера своих избирательных участков. Ответы наши были признаны верными, поэтому паспортов с нас не стребовали. В ТИКе мы убедились, что данные из протоколов занесены верно, и направились через ночной город к вокзалу.
Заключительное, надеюсь, не последнее.
Опыт наблюдения в Новгородской области считаю для себя полезным лишь в плане преодоления страха перед людьми, работающими в УИКах. В остальных аспектах по-прежнему считаю себя полным профаном. Убеждена, что если комиссия хочет и умеет, то в моем присутствии провернёт фальсификацию, а я и заподозрить не успею. От таких мыслей становится грустно...
И еще, некстати, но поделюсь. Подслушала, как селогорцы обсуждали, хорошим ли будет текущий 2016-й год. Пришли к нетривиальному выводу, что год будет хорошим, если на вышке в центре поселка поселится семья аистов, а не семья дятлов.
Всем побольше аистов в карму!
И поменьше дятлов!