Какой должна быть память о "Ленинградском холокосте"?

Aug 13, 2016 13:10

Оригинал взят у kotsubinsky в Какой должна быть память о "Ленинградском холокосте"?
В продолжение разговора о Дне Блокады.

Моя колонка из вчерашнего номера газеты "Мой район".



Какой должна быть память
о «Ленинградском Холокосте»?

75 лет назад, в июле 1941-го года, началась Битва за Ленинград.



Впереди - несколько трагически памятных для нашего города дат: День начала Блокады - 8 сентября, День прорыва Блокады - 18 января, День снятия Блокады - 27 января.

Так сложилось, что «главным» Днем памяти о Блокаде стало 27 января. Сам по себе акцент на избавлении от страдания - оправдан. Здесь спорить не о чем. Вопрос в другом - о чём именно и как именно следует вспоминать в День снятия Блокады?

С некоторых пор начальство приказало петербуржцам в этот день «радоваться и ликовать». Так, в 2010 году губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов заявили: «Дорогие ленинградцы - петербуржцы! 27 января наша страна отмечает великий праздник - День снятия блокады Ленинграда. Он стал Днем воинской славы России. Для нас, петербуржцев, это святой день. Это наш ленинградский День Победы».
Иными словами, в «праздничный день» 27 января нам высочайше рекомендовано помнить о том, как славно сражалась и побеждала Красная армия. При этом память о чудовищной цене победы - как бы стирается. И плановые траурные церемонии общей картины, увы, не меняют. Ибо мероприятие по схеме: «Сперва немного скорби, а потом - дискотека!» - и кощунственно, и абсурдно. Ибо скорбь в этом случае профанируется, превращаясь в балаганную интерлюдию.
Наше начальство, по сути, предаёт память и о почти полутора миллионах солдат, кого - «ради рапорта товарищу Сталину» - кидали в заведомо обречённые атаки и наступления, и о миллионе «иждивенцев», которых просто бросили умирать от голода и холода осенью и зимой 1941-го.

Вместо траурной памяти о миллионах жертв двух тоталитарных режимов - нацистского и коммунистического, для которых люди были не более, чем «расходным материалом», - петербуржцам предлагается эдакая триумфальная «блокадная зарница», призванная вселить фальшиво-патриотическую «гордость и бодрость» - вместо естественной человеческой скорби…

Мне могут возразить - но ведь, в конце концов, Блокаду же сняли! А значит, победили! Почему бы не отпраздновать победу?

Да, победили. Но сколько людей не дожили до этого дня? И сколько были навсегда травмированы памятью о 870-дневном блокадном Аде? И - самое главное - почему такая трагедия вообще оказалась возможной? Почему продовольствие по Ладоге не подвезли вовремя, хотя могли? Почему эвакуация началась лишь в середине января 1942 года, когда сотни тысяч горожан уже умерли страшной смертью?..

По поразительной случайности 27 января в мире отмечают ещё одну скорбную дату - День памяти жертв Холокоста. Но разве приходит кому-то в голову назвать этот День - «праздничным»? Хотя повод вполне «симметричный»: 27 января 1945 года Красная армия освободила Освенцим. Для тех, кто выжил, это стало Днём избавления. Но мы в День памяти жертв Холокоста всё же помним, в первую очередь, о тех, кто погиб. И о том, что стало причиной гибели миллионов людей. Помним для того, чтобы такого больше никогда не повторилось.

Вот почему, на мой взгляд, уже сейчас петербуржцы должны попытаться сделать так, чтобы очередная годовщина Памяти о Блокаде не превратилась в кощунственный чиновничий фарс - с военизированно-костюмированными балаганами на Итальянской и Соляном, резвыми девчушками в пилоточках, полевыми кухнями с гречневой кашей и прочей аморальной в этот скорбный день свистопляской.

Мне кажется, если попытаться донести до градоначальства ту простую мысль, что его сытая и самодовольная «смольнинская» память о Блокаде - глубоко оскорбительна для всех остальных петербуржцев, - мы сможем заставить наших чиновников перестать, наконец, устраивать маскарадные пляски на блокадных костях. И скорбно помолчать в этот день.

Даниил Коцюбинский, историк

война

Previous post Next post
Up