Велосипед значит свобода!

Oct 17, 2013 09:33




Когда в городе живешь треть века, он перестает быть городом и становится домом. Среди прочего это значит, что ты можешь передвигаться по нему с завязанными глазами, не натыкаясь на мебель. Чтобы обновить знакомство и набить шишки, надо переставить обстановку. С городом я так поступить не могу: он и без меня справляется, меняясь, как цветы весной, не по дням, а по часам. Чтобы отстранить город и заново полюбить его, я объезжаю его на велосипеде.



В Нью-Йорке с громадным успехом стартовала программа аренды велосипедов, которая позволяет за небольшую плату брать их напрокат в одном депо и оставлять в другом. По городу сейчас катит шесть тысяч велосипедов, передвигающихся между 300 прокатными станциями. В первую же неделю 20 тысяч горожан подписались на годовой абонемент.
   "Восторженные ньюйоркцы, - говорят в Лондоне, где такая программа работает уже три года, - напоминают подростков, решивших, что они изобрели секс".
   Сарказм Старого Света, где двухколесные машины вытесняют остальные, понятен, но Америка быстро наверстывает упущенное. На днях вслед за Вашингтоном и Бостоном система велопроката начнет свою деятельность в Чикаго. Америка вновь открывает велосипед.

Истоки этого ритуала следует искать у греков, которые регулярно обегали полис, магически укрепляя его границы и свое с ним единство. Поскольку на марафон меня не хватает, я обхожусь двухколесным приключением, которое освежает ощущение города и открывает его с диковинной стороны, ибо велосипед - третий путь познания. Это если не считать метро, экзистенциального транспорта, позволяющего заглянуть разве что в себя, если не в декольте соседки. Путешествуя пешком или в машине, вы остаетесь в толпе себе подобных. Но садясь в седло, каждый становится выше других, пусть не намного, но достаточно, чтобы понять мушкетеров. Как и им, велосипедистам закон не писан. Снисходительные правила разрешают останавливаться где хочется, парковаться где вздумается и даже, если не видит полиция, "лососить". Так на велосипедном арго Нью-Йорка называют любимую новыми русскими азартную езду по встречной полосе.
   С велосипеда город выглядел таинственным, словно в хорошем, как у Кеслевского, кино, где реальность плывет в психоделическом направлении.  Осматривая город верхом, мы подключаем к зрелищу два новых фактора: ритм и рост. Один подразумевает прихоть, другой поднимает над толпой, позволяя глядеть поверх машин и голов.
   Еще важнее, что, садясь в седло, меняешься сам. Водитель зависит от машины: ее нужно кормить и нельзя, как маленькую, оставлять без присмотра. Пеший идет в толпе. Но всадник - аристократ дороги. Крутить педали - почти всегда одинокое занятие, даже по телефону говорить трудно. Предоставленный самому себе, велосипедист меньше зависит от навязанных другим правил. Поэтому в городе два колеса дороже четырех, ибо велосипед ужом обходит пробку. Понятно, почему в тесной Европе на велосипед молятся, видя в нем панацею от удушья.
   Сегодня велосипед повсюду берет реванш над машиной, вытесняя ее на обочину пригорода. Это происходит во всех больших (не говоря уже о маленьких) городах, кроме - до самого последнего времени - Москвы. Только здесь я замечал саркастические взгляды, которыми провожали настойчивых иностранцев, таскавших велосипеды взад-вперед по бесконечным подземным переходам русской столицы. Чувствовалось, что тут велосипед - легкое, вроде шляпы, чудачество, не приспособленное, как мне объяснили, к отрицательной изотерме января. Другие страны, впрочем, доказали, что велосипед - универсальное средство транспорта, подходящее для всякого климата. В Дании колеса обувают в зимние шины, в Голландии носят непромокаемые чехлы, в Финляндии строят туннели под снегом. Америка - особый случай: она велосипед открыла.
    В Европе велосипед долго считался либо игрушкой, либо курьезом, особенно когда в седло взбирался Лев Толстой (за что я люблю графа еще больше). Только в Новом Свете велосипед встал, так сказать, на ноги. С него началась вторая индустриальная революция. Между паром и компьютером оказался велосипед. Первый собранный из взаимозаменяемых частей механизм открыл конвейер, превративший роскошь в необходимость. Не случайно первые самолет и машина родились в велосипедной мастерской, где начинали и братья Райт, и Генри Форд.
    Проблема, однако, в том, что, радикально улучшив американские дороги, велосипед на целый век уступил их автомобилю, и только теперь он триумфально возвращается в ореоле экологической славы.
     В сущности, сегодня велосипед - скорее культ, чем средство передвижения. Поэтому раз в год тысячи жителей Нью-Йорка вводят своих любимцев за шею под высокие своды кафедрального собора, где над ними свершают торжественный обряд благословения велосипедов.

найдено тут

покатушки, прикол, чтиво, юмор, байк

Previous post Next post
Up