Эти слова принадлежат великому российскому мореплавателю Евгению Гвоздеву, за плечами которого две одиночных кругосветки.
Все свои путешествия Евгений совершил на пенсии. В 45 лет начал ходить под парусом в Каспийском море, в первую кругосветку вышел в 58 лет, во вторую в 65, в третью - в 74.
В конце 1970-х годов он увлекся яхтенным спортом. За два года упорного труда к лету 1979 года Гвоздев самостоятельно построил однокорпусную парусную яхту, переделанную из списанного "вельбота" (быстроходная шлюпка на 4-8 веслах).
С 13 сентября по 20 октября 1979 года впервые в истории Каспия механик теплохода Махачкалинского морского порта Евгений Гвоздев в одиночку проделал путь Махачкала - Баутино - Шевченко - Красноводск - Баку на своей яхте. Яхта получила название «Гетан», состоящее из первых букв имен: Гвоздев Евгений, супруга Татьяна, сын Александр, дочь Наталья.
После первого серьезного плавания по Каспийскому морю в 1979 году Евгений Гвоздев задумывает путешествие по зимнему Каспию, и в декабре 1982 года выходит в море на яхте «Гетан», пересекая Каспий по меридиану.
Работая механиком в махачкалинском порту, действительный член Географического общества СССР яхтсмен Евгений Гвоздев пересек Каспий в одиночных и коллективных походах более 50 раз. На яхте «Гетан» он побывал во всех советских портах Каспийского моря, пройдя около четырёх тысяч миль.
В программе «Поле чудес» Гвоздев увидел яхту для своей первой кругосветки, которую выставили в качестве приза. Он предложил заводу свои услуги гонщика-испытателя, так у него появилась «Лена».
7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздев на яхте «Лена» (класс "микро", длина всего 5,5 метров) отправился в свое первое одиночное кругосветное плавание.
Из-за проволочек с документами путешественник вышел из Новороссийска лишь под Новый год. В кармане - чуть больше 200 долларов (в общей сложности владельцы «Лены» дали ему 1600 долларов за четыре года). Мотор оставил в яхт-клубе - слишком тяжелый. Под Анапой в зимний шторм сломалась мачта. Какой GPS! Даже бумажные карты не на весь маршрут - слишком дорого.
Но, видимо, после 15 лет ожидания он уже не готов был поворачивать назад. «Поверьте, что перейти океан не так уж и трудно, но вынести то, что вытерпел я на пути к океану, далеко не каждый сможет», - слова из письма путешественника в дагестанскую газету "Новое дело".
Из Стамбула дал телеграмму: беру на себя полную ответственность и иду дальше. Трехмесячный запас продуктов пришлось растянуть на 8 месяцев, Гвоздёв похудел на 20 кг. На Канарах помогла советско-испанская компания, на другой стороне Атлантики, в Пуэрто-Рико, тамошние яхтсмены подлатали суденышко, денег для «русо навеганте» собрали. «И вот таких людей нас семьдесят лет учили ненавидеть!» - доброта иностранцев и их готовность помочь вызывают у Гвоздева и изумление, и горечь.
Дальше - Панамский канал, Тихий океан, Таити, Новая Каледония, Индийский океан, Сейшелы... По дороге к Новой Каледонии «Лена» прокатилась на спине у кита - гигант играючи проплыл под яхтой, но как у мореплавателя поджилки тряслись!..
Страшнее оказались сомалийские пираты. Забрали деньги (владельцы яхты прислали в Австралию 500 долларов - Гвоздёв их не тратил, берег), еду, приборы, паруса, одежду, и, самое обидное, фотопленки и магнитофон, на который путешественник записывал дневники. А капитана чуть не пристрелили из «калашникова» - спасло, говорит Гвоздёв, то, что он русский. И его полное спокойствие. Позже на нервной почве у него отнялась левая половина тела.
Красное море, Суэцкий канал, Стамбул, Черное море, Севастополь. 62 года, первая одиночная кругосветка позади. Друзья, встречавшие его дома, поражены: выглядит Гвоздёв куда лучше, чем перед плаванием! Хотя, казалось бы, трудности, лишения... Но - то ли радость сбывшейся мечты в его глазах светится, то ли в океане они правда как дома.
19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено. Этим Гвоздев установил своеобразный мировой рекорд - первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе.
«Лену» Гвоздёв сдал компании-владельцу. Несколько лет она валялась на свалке, пока не поставили, как памятник, у подмосковного яхт-клуба «Адмирал».
Свое второе кругосветное плавание Евгений Гвоздев начал 17 мая 1999 года из Махачкалы, где он сам на балконе своей квартиры выстроил из стекловолокна 3,7-метровую яхту «Саид».
«Закончилось мое плавание, сижу дома, смотрю телевизор. Политика - футбол. Политика - футбол. Надоело. Решил следующее плавание совершить». В этот раз Гвоздеву предложили канадскую яхту. Роскошную, по его меркам: 7-метровую, с новой мачтой, мотором, GPS... Мечта!
Но ведь тогда надо идти из Канады, под канадским флагом? Нет, на это махачкалинский Магеллан не согласен. И строит свой "мини-крейсер" на балконе. Принцип у него такой: «Яхта должна быть спроектирована нашими мозгами, построена у нас, стартовать из нашего порта, под нашим флагом». И ведь сделал! Яхта "построена на судоверфи «балкон», из материалов, которые я нашел на мусорной свалке".
Вторую кругосветку Гвоздёв совершил на рукодельном трехметровом «Саиде». Снова Черное море, Средиземка, Канары, Атлантика... В Гибралтаре английские яхтсмены подарили GPS - наконец-то! Только вернувшись из первой кругосветки, он с удивлением узнал, что на родном Каспии ни один уважающий себя браконьер не выйдет за рыбой без GPS.
Дальше - Бразилия, Аргентина, Магелланов пролив. "Саид" стал самым маленьким судном, когда-либо проходившим через этот опасный пролив между южноамериканским континентом и Огненной Землей.
По пути из Чили на Таити случилась засуха: ни дождинки. Вместо 4 литров в день Гвоздёву пришлось расходовать полтора. И так три месяца. «Первый месяц интересно, второй месяц тяжело, а на третий начинаются проблемы с почками».
Питался на доллар в день - это предел, ниже которого «не отдых, не плавание, а борьба за выживание». Вот такой «ол инклюзив». «Денег у меня не было, продуктов не было - но ведь у всех пенсионеров условия были не сахар», - посмеивался мореплаватель.
У него вообще словно своя система координат. Расстояния? «Самое главное, добраться до Стамбула, а там и до Канады рукой подать». Чем греюсь? Экватор и тропики согревают. На примере Каспия знал, каково пережить шторм на покрытой 8-сантиметровым слоем льда яхте.
В третье кругосветное путешествие 74-летний Евгений Гвоздев отправился из Новороссийска 19 сентября 2008 года на яхте специальной постройки «Getan II». Дата старта была выбрана не случайно: в сентябре 1979 года Евгений Александрович, тогда еще начинающий молодой капитан, впервые вышел на самостоятельно построенной яхте «Гетан» в одиночное плавание по Каспию.
«Четыре года просидел дома, обзавелся брюшком, задница приросла корнями к дивану..... и вдруг с ужасом понял, что если сегодня я не встану с дивана и не отправлюсь в очередное плавание, то завтра придется отправляться на собеседование к самому Господу Богу. Понял и выбрал океан»
10 декабря 2008 года тело 75-летнего россиянина с глубокой раной на голове было обнаружено на пляже Кастельпорциано на юге Италии. В этом же районе, на пляже, носящем имя Америго Веспуччи, была найдена выброшенная на берег яхта «Getan II», на которой Гвоздев отправился из Новороссийска в кругосветное плавание. На ней карабинеры нашли личные вещи, заметки о путешествиях и список имен, написанный по-русски.
По всей видимости, события развивались следующим образом: 29 ноября во время зимнего шторма в Средиземном море у берегов Неаполя 5-метровая яхта перевернулась и сломала мачту. После этого Гвоздев восстановил мореходность яхты и продолжил путь. Сигнала SOS не подавал. Последний сеанс связи с путешественником состоялся 1 декабря, после этого Гвоздев на связь больше не выходил.
По предварительной версии, Евгений Гвоздев погиб 2 декабря во время сильного шторма под Неаполем.
11 марта, в день 80-летия Гвоздева, в Москве открылась выставка яхт и катеров Moscow Boat Show. В «Крокус Экспо» привезли «Саида», который стоял в махачкалинской школе.
Можно за миллионы купить яхту и пить шампанское у причала. Но можно ведь и как Гвоздев: «Для того, чтобы отправиться в кругосветное плавание, надо хорошо захотеть, а все остальное - решаемо».
Источники:
Сайт Евгения ГвоздеваСтатья в КР