Ладно, что-то все сворачивает на войну, пора про важное. Про сериалы.
Я, конечно, держался долго, аж до конца Брейкинг Бэд, но люди стали упрашивать меня посмотреть уже чуть ли не какое-то Фарго. Так вот. Я заметил, что любители сериалов регулярно говорят: это не такой сериал, как в телевизоре, здесь каждая серия - законченный фильм на 40 минут - как будто это хорошо. Смотреть 400-минутное кено вместо 120-минутного - это уже слишком, поэтому я посмотрел трейлер фильма "Фарго" и прочитал его краткое содержание. Так же я сделал с Брейкинг Бэд, только там посмотрел целую первую серию. Нашел, что дело очень плохо.
Нет высоких и низких жанров искусства, есть просто искусство, без жанров, и есть то, которое Детективы или Приключения или Любовная История. У всех этих вещей есть ноу-хау сюжета, поэтому им не требуется содержание. Но когда потребитель пресыщается так сказать физиологическими переживаниями от взрывов или женских станов, он этого содержания начинает требовать, и получает именно то, которое сможет переварить - пыльную мораль из пыльных томов классической литературы, из ее кратких школьных изложений. Совершенно неслучайно любители Брейкинг Бэд клянутся именем Федора Достоевского, да только почему из пересказа Достоевского языком недоразвитого Ната Пинкертона должно получиться что-то интересное? Советские графоманы, да, думали, что рассказывая о слезинке ребенка из деревни Кукуево, они тоже причащаются к высокой литературе. Теперь это тренд.
Несколько лет назад Питер Гринуэй читал в Москве
лекцию о смерти кино. Тогда он и многие оптимистично настроенные энтузиасты полагали, что щас поднимутся компьютерные игры, сериалы, интерактивные вселенные, и будет создано новое искусство. Вместо этого обыватель сменил 2-часового Достоевского-лайт в душном кинозале на 10-часового Достоевского суперлайт несколькими порциями в удобное время в собственной удобной постели.
А хуже всего то, что сериальные люди (с сериальным представлением о культуре) уже стали доминирующим пейзажем и поучают своим "смыслом" книжных червей. Пошло это с "Доктора Хауса", которого осилил даже я - у "Хауса" был страх божий, поскольку это все же был выраженный жанровый проект "про больницу". Философствование рифмовалось с перипетиями болезни-выздоровления, потому было терпимо. Что же есть современный сериал - это попытка жанровым (клишированным, дискретным, плоским) языком описать бытовые психологические проблемы.
То есть это как бы комиксы не про Супермена, а про Кларка Кента. Вместо умных врачей, отважных сыщиков и ловких бандитов обывателю начали показывать обывателей. Пусть они иногда маскируются под бандитов, как тот учитель химии с амфетамином, предполагается, что интересной должна быть как раз его внутренняя, обывательская, а не остросюжетно-биографическая часть - прям по Достоевскому, да. Всякий смысл при таком подходе распыляется на атомы, а между атомами пустота. Точнее, вода. Вода, вода. "Фарго" - это короткий фильм братьев Коэнов 1995 года, из которого нарубили гигантский сериал через 20 лет. ПОТРЕБЛЯЙТЕ.
Не бывает "гениальных" сериалов, не бывает там ни "проблем" ни "сюжетов". Забудьте. Снесли трупы великих фильмов на кладбище домашних животных, проапгрейдили и радуются. Какой милый котик, только пованивает немножко. Фу. Лучше сохраните смешную картинку с надписью - и спать.