За что бы я лично сажал тоталитарным образом, так это за ссылки на классическую литературу как на доказательство онтологической испорченности и рабской психологии русского народа. Ну, вы знаете, когда выходит либеральный юноша (я запретил себе употреблять слово «хипстер» на 20 дней) и начинает: «Чего вы удивляетесь ликованию этих ватников вокруг Крыма. Ведь еще Лермонтов сказал про «мундиры голубые» и «страну рабов, страну господ». Или: «Конечно, быдло будет ненавидеть Пусси Райот. А ведь брат Пушкин говорил: «Толпа радуется унижению высокого, слабостям могущего. Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы». Вот таких сажать в камеру, показывать мультики, давать онлайн-рпг, но чтоб никаких книжек, ни-ни.
Кстати, когда пытаешься анализировать такие заходы, выясняется, что их озвучивает обычно молодежь не право-либертарианского, как можно было бы подумать, а лево-анархического толка. Точнее, такова самоидентификация этих товарищей в России. Во-первых, это удивительно само по себе и показывает, что никакой левой идеи у нас в стране нет. В девяностые соответствующую нишу захватили маргиналы, которые начали копировать риторику как раз элитистов и прочих буржуев, только под красным флагом. Сейчас на их место приходят юные табула раза, детки родителей с тугими кошельками, которые могут создавать исключительно карго. Неважно, под каким флагом.
Click to view
Во-вторых, это удивительно эстетически. В мире для разговоров об искусстве в левой среде характерно хотя бы ритуальное «ниспровергание авторитетов», но не в России. То есть, да - когда речь заходит об комментариях к перфомансу «Войны», но нет - когда речь о месте искусства в жизни вообще. Обязательно идут ссылки на авторитет советских и лондонских профессоров, обязательно брат Пушкин и Блок. Это при всем вопиющем невежестве. Вероятно, корни процесса как раз в любви невежественных людей к «красивому» и к «правильному». Красивое - это то, что называют классическим, а правильное - то, что утверждено иерархией. Таким образом, расцветает левый сталинизм, ведь именно Отец Народов прежде всего и неизменно сочетает в своей фигуре Красоту и Правду.
Может быть, единственная левая идея, которая должна пойти на пользу России, идет, как ни странно, из Розанова, который сказал, что страну проспали, мечтая о великой литературе, в то время как великой и прекрасной должна быть жизнь, а литературу (и паразитирующих на ней) можно держать где-нибудь на задворках. В РИ культ литературы был хотя бы мечтательно-мирным, сейчас же элитисты и элитисты, прикидывающиеся леваками, используют любовь к искусству чуть ли не как винтовку. Я хочу сказать, довольно страшно ощущать, что понимаешь чувства людей, поливающих кислотой всяческих Данай во всяческих эрмитажах.