В связи с известными событиями, послушаем мнение экспертов (речь идет не о текущих событиях, а о недавних, со стрельбой в центре Питера):
То, что подозреваемые оказались уроженцами Дагестана, никого не удивило. Неожиданностью стало то, что среди подозреваемых - чемпион России по боевым искусствам, чемпион по боям без правил и чемпион мира по боксу в легком весе. Однако, спортивные эксперты высказывают сомнение, что задержанные действительно те, за кого себя выдают.
Президент Международной федерации самбо, заслуженный тренер России и депутат Госдумы Василий Шестаков считает, что даже если эти «стрелки» - действительно серьезные спортсмены, то тогда их поведение тем более удивляет. Заслуженный тренер уверен, что спорт дисциплинирует человека, делая людей более вдумчивыми и осторожными. «Человек, когда обладает определенными навыками и имеет преимущество перед другими, прежде, чем применять полученные навыки, а уж тем более оружие - сто раз подумает. При этом, как правило, все напряжение спортсмен боевых искусств снимает во время тренировок и поединков. И уже за пределами ковра он обычно старается не применять данные приемы, чтобы никто, не дай бог, не пострадал», - считает Шестаков.
Постепенно риторика "у преступности нет национальности" уходит в резервации вроде "Эха Москвы". Особенно учитывая, что следующей горячей новостью Питера стала вот какая: директора ИА "Росбалт" перепугали грузины, остановившие ее машину и избившие водителя. Мотивировали они это тем, что тачка с московскими номерами мешала проезду "уважаэмых лудэй". Главным грузином же в этом случае оказался "многократный чемпион России и стран СНГ по кикбоксингу Коба Горделадзе.". Легко заметить, что дурнопахнущих деталей в этих случаях (и, очень вероятно, также в случае убийства в Бирюлево) две, а не одна. Не только "не имеющие значения" национальности, но и спортсмены, гордость Сочи и Лондона. Однако, вторая деталь считается разве что отягчающим обстоятельством, и почти никогда не называется в качестве причин подобных недоразумений. Между тем, максима про преступность и национальность, в конечном итоге - дурно усвоенная истина. Вряд ли в наше время самый упертый националист будет утверждать, что кавказцы хулиганят, потому что родились таковыми. Всякий понимает, что абстрактный "хачик" может оказаться актером, дирижером, хирургом, металлургом, добрым соседом и вообще - обычным парнем. В зависимости от воспитания и культуры, конечно. Зато человек, профессионально занимающийся "единоборствами" едва ли окажется кем-то другим, нежели "единоборцем" - по культуре и убеждениям. Слова о напряжении, снимающемся на тренировках, приведенные заслуженным тренером и депутатом Госдумы - хорошо усвоенная ложь.
Абсолютный чемпион СССР и президент спортивной федерации бокса Петербурга Вячеслав Яковлев также считает, что для профессионального боксера использование оружия - вообще нонсенс. «Боксер - это человек, который владеет собой даже в экстремальной ситуации, потому что психологически он готов ко всему, и на первого встречного он никогда не кинется. И здесь не имеет значение - уроженец Дагестана или нет, если боксер - то он боксер».
По словам Вячеслава Яковлева, если вина молодых людей, которые называют себя спортсменами, будет доказана, будет решаться вопрос об их дисквалификации за недостойное поведение.
«Я лично в своей практике не сталкивался с таким. Даже на ум ничего такого не приходит. Смотря какие обстоятельства, бывает, что боксер защищает другого человека, помогает. А чтобы самому использовать просто так подобные методы для выяснения отношений - это что-то небывалое», - уверяет президент петербургской спортивной федерации бокса.
Наглая ложь. Среди боксеров нет психически уравновешенных людей. Нормальные люди не склонны бить кого-то и получать пудовым кулаком по голове, и если с ними такое случается, то в моменты адреналинового помутнения. Боксеры же занимаются этим приятным занятием часами каждый день. Поэтому включаются по первому звоночку. Мнение президента спортивной федерации бокса Петербурга - подлая, циничная ложь. Хорошо известно, что мир бокса связан с миром криминала и "выяснения отношений" настолько, что даже мировые суперзвезды порой кончают свою жизнь от пули или подцепленного при очередном групповом изнасиловании в тюрячке СПИДа. Это не говоря о феномене ОПГ России 1980-1990 возникшем именно, преимущественно на базе спортивных секций - по боксу, борьбе, каратэ. Да-да, тех секций, где заслуженные советские мастера, посвятившие жизнь детям, ковали кадры. Да, на базе тех секций, которые спасут вашего ребенка от бесцельных шатаний по дворам и подъездам, где мальчики КУРЯТ, и занимаются СЕКСОМ и даже, нет, боже мой, пробуют МАРИХУАНУ. А ведь есть же еще, упаси господь, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.
Короче говоря, не тема для шуток. Нет, черт, во всяком случае это тема для шуток. Как-то это должно быть проговорено. Ведь в чем Непостижимая Проблема Кавказских Народов? Откуда такая культурная пропасть, такая агрессия, такая неспособность услышать друг друга? Да вот откуда: и в самом захудалом кабардинском селе, и в Грозном есть ровно два центра культурно жизни. Мечеть и секция вольной борьбы. То есть, конечно, в селе и мечети нет. Хотел написать "кого учат только драться, тот и будет только драться", но одернул себя. Каково это интересно, учить "не только драться"? Первым уроком у нас борьба, а вторым закон Бойля-Мариотта? Или нет, с утра "Мороз и солнце", а вечером кикбоксинг? Античное воспитание, my ass.
Еще пара слов про Бирюлево. Упоительно смотреть, как юные интеллектуалы со спутником и Крыловым сжимают кулаки и выкрикивают лозунги о своем правом деле, а главным врагом называют Путина и его клаку интернациональных монстров, которые как огня боятся появления русского национального самосознания. В то время как либералы средних лет указывают на Путина с клакой русских кегебешников, инспирирующих типичный азиатский национализм для микширования либеральных протестов. И аргументов у них, что характерно, ровно столько же. Чтобы противоречие снять надо а) чтобы "либералы" осознали, что мишенью для кавказцев становятся в основном большеглазые студенты, которые не ходили в школу самбо (обратите внимание, в чем, напротив, убеждает пропаганда: жертвы - это здоровые мужики из Бирюлево и ВДВ-шники); б) чтобы "националисты" осознали, что они и есть большеглазые студенты, и прекратили заигрывания "мы и мужики с Бирюлево". Ведь вспомните, три года назад, после Манежки, говорили так: "Нам нужен интеллектуальный, мирный, всеохватывающий протест, который запустит необратимые перемены в обществе, иначе рано или поздно все потонет в бессмысленных и беспощадных русских бунтах". И к чему пришло? Накокаиненый медвежонок разоряется из бункера: "Гы! Уря! Врежь им1 Перекрыли Тверскую! Бате расфигачили голову, а он гасит чуркобесов с дитем на руках! Поветкин, ты мужик, так их хохляцких пидеров!". Это буквально. Кристально чистый пример игры на понижение, которой все так боялись (или только делали вид?).
Так вот. Чурки, практикующие изученные в секции приемы на случайных прохожих, пацаны с Бирюлево, занимающиеся на турниках, а потом идущие трясти мобилки с лохов или трясти чурок - не только звенья одно цепи, но и отдаленные, как радиоактивная мутация, порождения советской эстетики. Вот смотрите: есть ли хоть один советский фильм, где никому не дают морду? В Голливуде есть жанр бездуховных фильмов про мордобой, это понятно. А где советские фильмы без мордобоя, не говорю "Три мушкетера", а которые высокодуховные? Счас, нет таких фильмов. "Служебный роман" - высокодуховные пощечины. "Шагающие заставы Ильича" - задаем трепку подлецам только так. "Белорусские вокзал" - нокаут падали, измывающейся над ветеранами. Главный пророк духовности Тарковский - хаха, весь "Сталкер" есть прелюдия к мордобою в луже. И так далее. Иной не могла быть культура, сделанная шестидесятниками. Ну, вот это все: бараки, коммуналки, нехватка еды, шпана-безотцовщина. Пошел погулять во двор, суровый отец-фронтовик вручает дитяти свинчатку и наказывает: "Главное - всегда бей первым, сын".
Короче говоря, советски дефицит родил невиданных масштабов общество потребления, а советская жестокость превратилась в культ хулиганства - силовой спорт,презрение к слабым, фанаты, погромы, избиения на камеру, плохо скрываемая жажда крови.
Я верю, что в светлом завтра, которое не на радиоактивных послевоенных развалинах, будут озвучены следующие новые истины:
- проблемы надо решать словами, а не кулаками,
- боевые искусства не являются духовной практикой,
- мордобой мужиков в трусах на ринге не имеет отношения к достижениям страны,
- проблемы решают умные, а не сильные.
Мои взгляды на проблему сформировались отчасти, когда я прочитал в учебнике английского в школе чью-то статью о Martial Arts, где автор терпеливо, как юного кавказца, спрашивал читателя, зачем ему arts, которые нужны, чтобы убивать и калечить людей. Когда станет понятно, что занимающиеся боксом и карате люди делают это не ради того, чтобы защищать девушек ночью от маньяков, и не чтобы "владеть собой", все эти милые люди в общественном сознании перевоплотятся из "серьезных занимающихся делом ребят" и "спортсменов" в кого-то сродни психов, украшающих стену спальни головами подстреленных животных. И, появись еще один Мерзаев, люди станут спрашивать не "Доколе кавказцы будут бить наших, а не мы их", но: "Как вообще могло случиться, что человек ударил человека из-за ссоры на танцполе?".
Впрочем, я всей кожей ощущаю холодную безнадежность этих мечтаний, когда вспоминаю о Проблеме Короткоствола. Ее уже за одно поколение не искоренишь. "Совершенно необходим короткоствол!" - восклицают, опрокидывая стол люди, только что обсуждавшие переписку Гоголя с Белинским. "Разве можно свободному человеку отказать себе в такой естественной вещи, как огнестрельное оружие, - кричат они. - Вспомните Североамериканские штаты - там у каждого по кольту и дробовику, а преступность все не растет. А то, что на той неделе очередной поклонник игры Postal 2 уполовинил количество одноклассников - помилуйте, совершенно очевидно, что он мог бы сделать то же самое канцелярским ножом". Я пытаюсь напомнить: "Убивать людей грешно. И непродуктивно". - "Совершенно верно, - отвечает мой оппонент, раскуривая трубку и глядя ястребом. - Но вот в моем дворе любители Миши Маваши повадились прокачивать духовность на турниках, разве можно удержаться, чтоб их не убить!"