Полевая этология

May 21, 2013 18:16



К вопросу о том, откуда берутся хипстеры. Сегодня наблюдал выгул детского сада. Все ходят еще в куртках, а один ребенок вышел в футболке Ramones с глубокими строчками этой группы "Хэй. хоу, летс гоу" на спине и в зеленых кедах. Всю дорогу приставал к какой-то девочке, потом клянчил у крутых ребят самокаты, но не хватило, потом отвлекся и стал играть с одуванчиками.

Другие наблюдения:
- узнал себя: один ребенок сидит недвижно, ломает пальцы и смотрит в голубую даль. Что-то обдумывает. Потом идет тоже просить самокаты, но его уже не любят. Неуклюже пытается драться, воспитательница делает выговор.
(характерно, что хипстер и мечтатель затусили под конец вместе и стали что-то допытывать у подростков-скейтеров).

- все акты детей, конечно, не "естественны", так же как неестественно поведение снимаемых телевизионщиками первобытных обществ с "вождями" и "жрецами". Не только симулянт, которого легонько пихнули кулаком, начинает реветь в расчете на воспитательницу, но и он же либо другой ребенок, несущийся на самокате с криком "Трын-дын-дын!" выдает свой трындындын не столько как первобытный вопль дикаря, сколько как сигнал ребятам, что он радуется и в правильной форме. Это хорошо видно, если идти от эмпатии, а не от головных схем.

- что приводит к следующему наблюдению: воспитательницы реагируют на все раздражения сугубо схематично. Если один мальчик кидает в другого камнями или бьет по лицу, воспитательница скажет: "Разве можно кидаться камнями/бить по лицу?" - и разведет драчунов. Никакого вопроса о том, какая буря чувств разыгрывается в душе у одного участника конфликта, глотающего слезы унижения и другого, отведавшего вкус насилия, не стоит. Как и о том, что они с этой бурей будут делать. Поведение детей представляется воспитательницам некими индетерминированными выплесками энергии, которые порой нужно корректировать. Тут возникает в порядке бреда жутковатый вопрос: а вдруг в большинстве случаев воспитательницы правы, и ребенок - это робот? И такими же роботами росли воспитательницы, которые просто не запрограммированы на какое-либо представление о внутреннем мире и о субъективном восприятии детсадовцами своих действий. К вопросу о пи-зомби. Тогда мир детсада - мир одноклеточных, часть из которых реагирует на среду и пулсирует, "ползет", делится, а наблюдатель интерпретирует эти реакции как воление - как в рассказе Лема, где живой плазменный червь полз к магнитному полю пультов управления, а казалось, что он мстит вызвавшим его ученым, подобно джину, или приносит себя в жертву.

- я, кажется, для них всех не существую, как и взрослые не-воспитатели (не чуваки с заманчивым скейтом). Просто выпадаю из мира значимых объектов. Единственный раз "хипстер" меня заметил, поймав девочку за рукав на спинке моей скамейки, и тут же заметив мой взгляд. Отпустил. Его же взгляд был совершенно как у волчонка: хищное бесцельное довербальное  догоняние, как у собаки за велосипедом, на которое уж потом (если я правильно понимаю) наложится эротизм.

- вообще, эта схема с редукцией к низшим активностям очень заманчива, пока не попадется такой, который только в голубую даль смотрит. Вот че он, бракованный? Схему реакция-стимул-реакция заедает?

- напоследок:вопреки плачу, который стоит двадцать лет в стане лучших друзей русского народа (вымирает, ай вымирает! ни кровиночки не осталось, надо с чеченами родниться, они настоящи джигиты, ему слово поперек - карачун башка делай), - так вот, детский выводок был совершенно нордический. Была, кажется, одна сильноеврейская девочка, и одна таджикская - по недосмотру скинхедов.И воспитательницы такие же. White porridge from a magic pot.

P.s.: именно когда надо, никаких умников с зеркалками нет, а неплохо бы вышло.

школа, дети

Previous post Next post
Up