прекрасные хулиганы

Apr 30, 2013 02:49


Поговорим о кино еще немного: пересмотрев "Пролетая над гнездом кукушки" я вдруг понял, что главный герой - не очень приятный человек. В самом деле, вряд ли у меня возникло бы в реальной жизни желание пообщаться с Р. П. Макмерфи. И тем более - у него со мной. Он, припомним на минуту, необразованный и безработный сорокалетний мужик, сидящий в тюрьме ( Read more... )

фантастика, фашизм, разум, революция, и литература

Leave a comment

tantum_auri April 30 2013, 16:24:20 UTC
Макмёрфи из фильма совсем не глуп. Если, конечно, не считать глупостью сам факт протеста против системы. Но это, как минимум, неоднозначный вопрос. Можно даже сказать, что осознание этой неоднозначности и отличает взрослого как от обывателя, так и от ребёнка (для которых всё ясно, каждому на своём полюсе).

Reply

andy_burns April 30 2013, 19:31:27 UTC
Нет, протест против системы совсем не глупость. Только Макмерфи (субъективно) не протестует, а осуществляет хулиганские выходки в адрес медсестры. Потому что он именно глуп, а с чего бы он был умен?

Reply

tantum_auri April 30 2013, 22:03:29 UTC
Специально пересмотрел начало. Конфликт Макмёрфи с сестрой начинается, когда он пытается уговорить её включить бейсбол по телевизору. При этом он сначала организует избирательную кампанию (успешно), а потом, когда голос народа проигнорирован - самый настоящий гражданский протест. Демонстрируя и ум, и задатки лидера, и актёрские способности, причём для достижения совершенно легальных требований. Так что никакого хулиганства там и в помине нет.

Что касается ума, то это штука врождённая.

Reply

andy_burns April 30 2013, 22:17:08 UTC
Да нет уж, конфликт начинается, когда Макмерфи просит сестру вырубить музон, который мешает пацанам играть в карты. Получив отказ он, подстрекаемый местным интеллектуалом, заключает пари на деньги, что доведет стерву за неделю до нервного срыва. С этим и связана футбольная провокация. Осознав вероятность за агрессивное поведение провести в психушке остаток жизни (сразу гений об этом не подумал), Макмерфи пытается отыграть назад, да еще наезжает на товарищей, позволивших ему дразнить сестру. Однако, отыграть уже невозможно - ход событий не зависит от воли Макмерфи.

Насчет природного ума я, на самом деле, понимаю и разделяю, теоретически. Наверняка какой-нибудь наперсточник у трех вокзалов тонкий психолог и знает жизнь. Только это все действует, пока не начнешь с умным человеком беседовать. Вы Макмерфи про "как минимум неоднозначный вопрос", а он в морду.

Reply

tantum_auri April 30 2013, 22:52:35 UTC
>футбольная провокация

А в чём провокация заключается? В честном голосовании?

>Вы Макмерфи про "как минимум неоднозначный вопрос", а он в морду

В морду он в фильме даёт только уроду-охраннику, а с нормальными людьми ведёт себя нормально. И поговорить с ним интересно. Если, конечно, изначально не считать не кончавших университета недостойными общения недолюдьми.

Reply

andy_burns April 30 2013, 23:14:16 UTC
Провокация в неверно выбранном времени, способе, тоне. А так, конечно, не подкопаешься. Большевики лишь требуют избирательных прав для женщин.

Макмерфи, собственно, за пределами мест заключения дает в морду всем вообще, чем и гордится. Или, думаете, он и на свободе таким способом боролся с системой? Не кончавший университета - это я, например, а наш герой - люмпен-пролетариат со склонностью к немотивированной агрессии.

Reply

tantum_auri May 1 2013, 01:38:11 UTC
Как мы видим в последние полтора года в России, любой протест можно объявить провокацией с неверно выбранным временем, способом и тоном. "Конечно, мы не против волеизъявления граждан, но не в день же инаугурации Президента! Да и потише не мешало бы, а то проезжающие мимо дачники глохнут. Дабы не было огульных обвинений, хорошо бы закончик о клевете вернуть. А уж если поднял руку на Господина Полицейского, пускай и для самозащиты - сидеть тебе, гнида, не пересидеть".

Немотивированную агрессию в фильме Макмёрфи всё же не демонстрирует, что даёт основания полагать, что и за пределами фильма он этого не делает.

Reply

andy_burns May 1 2013, 11:48:22 UTC
Не любой, может, но иной протест - да. Однако, я не считаю, что действия Макмерфи - зло, о чем и пишу. Он поступает правильно, но не потому что сам правилен, а потому что среда сделала его действия легитимными.

Reply

tantum_auri May 1 2013, 21:34:47 UTC
Я согласен, что он поступает так, как поступает, под влиянием обстоятельств. Но были ли герои, которые действовали иначе? Если и были, то их удельный вес в общем числе героев невелик.

Reply

andy_burns May 1 2013, 23:04:27 UTC
Герои это по определению те, кто поступает не по обстоятельствам, а по своей воле, и сам эти обстоятельства создает. Типа, еще не боги, но уже не простые смертные. Вообще, эпоха, начавшаяся в шестидесятых, и знаменовала собой смерть героев. Макмерфи - это Хемингуэй, последний певец героизма, которого долечили в психушках до самоубийства.

Reply

tantum_auri May 1 2013, 23:23:25 UTC
Ну я к тому, что все люди - простые смертные. Другое дело, что их образ после совершения Героического Поступка раздувается до масштабов почти божественных. Но в момент совершения (если это подвиг реального человека, а не "подвиги Геракла") всё очень буднично и подчинено обстоятельствам. В воздухе тянет горелой травой, в животе несварение, етить твою мать, Петровича подстрелили, надо вытаскивать! Всё на голых рефлексах. Это потом уже - Ореол.

Reply

andy_burns May 1 2013, 23:55:41 UTC
В жизни-то да, в кино вот по-разному бывает. Макмерфи очень реалистичный персонаж, бесспорно.

Reply

tantum_auri May 2 2013, 00:25:08 UTC
Ну у американцев вообще бзик на реализме. Они уже даже СУПЕРгероев стали макать в реализм перед употреблением, что ж говорить об обычных. Каждый раз, когда встречаю фильм, плюющий на реалистичность, удивляюсь, откуда он взялся такой в наше суровое время.

Reply

andy_burns May 2 2013, 12:09:56 UTC
Какие из плюющих на реалистичность посоветуете?

Reply

tantum_auri May 2 2013, 14:34:28 UTC
Вот буквально на днях посмотрел французский Holy Motors, отличный. Из американских последних Killer Joe снёс мозг. Он не то чтобы плюёт на реалистичность, но там совершенный отрыв происходит. Ещё есть прекраснейший фильм 2006 года Running Scared в похожем ключе. Там, помимо прочего, очень смешные русские. Из мировой классики не могу не посоветовать Алехандро Ходоровского, на тот случай, если ещё не знакомы. Я смотрел только Santa Sangre пока, но это было нечто. Ну, ещё любой фильм по сценарию Чарли Кауфмана можно смело качать.

Reply


Leave a comment

Up