Короче, я знаю одного парня.
Он поэт или вроде того. Пишет стихи без рифмы и смысла, я в этом ничего не понимаю. Но образ соблюден: ночные бдения, автостопы, психоделика, Тим Лири, трансперсональные переживания, медитации, нудная музыка, Уорхол, перфомансы, экзистенция, брют-арт и все такое.
Еще у этого парня много книг. Некоторые люди просят их у него почитать. Я не знаю зачем, некоторые любят читать бумажные книги. Вообще в России есть постыдая привычка "зачитывать" книги. У меня самого до сих пор лежит несколько не помню чьих, а несколько моих - не помню где. Так вот, чтобы избежать таких казусов, мой знакомый завел себе специальный блокнотик, где записывает, кто у него что взял. Раз в полугодие он блокнотик достает и посредством социальных сетей всем напоминает о долгах. То есть:
Ваня - "Дон Кихот"
Коля - "Зов Ктулху"
Лена Рабинович - "Песни Мальдорора"
Зеленый - Дмитрий Пригов
Снежанна - "Неврозы, М.: Медицина, 1982"
Серега Костолом - В. Бианки, "Кувырк и другие рассказы"
Ну и так далее. То есть, перфомансы перфомансами, а служба службой.
Мне очень нравится в нем эта черта, потому что она не поэтическая, а человеческая, слишком человеческая.
Вообще, чтобы стать успешным художником в РФ нужны блокнотики. Вот, Кирилл Серебренников, например. Лет пять назад я и все мои друзья очень любили его фильм "Изображая жертву". Он был, правда, довольно тяжелый и неприятный местами, редко получалось смотреть от начала до конца, но местами было очень в точку. Наверно, Серебренников хороший режиссер, вот и в Венеции ему что-то дали. Но выглядит Серебренников вот так (слева):
Что бы могло вас заставить под началом такого человека? Актеры гоголевского театра тоже испугались, за что их назвали ретроградами, душителями свободы искусства, и чуть ли не сталинистами. А Серебренников обрадовал: "Буду делать нерепертуарный театр, это будет "новое место силы". Наверно, Ктулху будет призывать.
Да, а справа на фотке Сергей Капков, руководитель столичного департамента культуры, бывший футбольный функционер и ставленник Абрамовича. Пишут, любовник Собчак. Ну, футбол, культура - как в Англии. Говорит: С появлением в этом районе таких заметных культурных центров, как Винзавод, Артплей, Арма, здесь сформировалась определенная аудитория, которая требует нового формата функционирования государственного учреждения культуры. Театр им. Н.В. Гоголя должен стать современным объектом культуры, в котором бы уживались профессиональный театр, музыкальные постановки, экспериментальные перформансы и творческие встречи. Открылся винзавод - валите, старая рухлядь.
На "Кольте"
статья в лучших традиция о том, что консерватизм в культуре - это признак тоталитарного мышления, и что не Станиславский ваш поганый нужен, а внутренний гуманизм и лучшие намерения, а форма - десятое дело.
...исходящая из недр народного сознания попытка уберечь жизнь от полного распада, а заодно унаследованная от прошлых времен уверенность интеллигенции, что поэт в России - больше, чем поэт, художник - больше, чем художник, а искусство - больше, чем искусство. Но это все равно как если бы человек, обнаружив язвы на своем теле, не лечил поразившую его болезнь, а прибегал к услугам косметологов.
(а вот еще цитатка, для тех, кто сечет, откуда ноги растут):
Давным-давно, впервые оказавшись в Лондоне и зайдя в англиканскую церковь, я вдруг поймала себя на том, что, стоя здесь, посреди чужой страны, я понимаю все произнесенные с амвона слова. В русской церкви, к которой я принадлежу, я не понимаю порой и половины. Вопрос о переводе службы с церковнославянского на современный русский язык слишком сложен и болезнен, чтобы здесь его всерьез обсуждать, но сама по себе ситуация очень показательна.
Так вот, никакого внутреннего самого по себе гуманизма у русских нет, как доказывает автор. Это так, но у современных русских режиссеров его нет тем более. Вместо того, чтобы разрушая форму прийти к катарсису, русский постмодернизм кончается тем, что старых второстепенных актеров
выгоняют на улицу. "Сегодня пять, завтра еще пять". Вот это и есть "маниакальная зацикленность на формах", логика не художника, а первобытного материалиста: "Зажился ты, старичок-от. Пора тебе и помирать, значитца. У нас тут место силы, а где у тебя сила, кишки одни".
Это логика человека, у которого был блокнотик - с телефонами, списком должников, полезными людьми, - который знал, когда пускать по ноздре, а когда звонить товарищу Капкову. Никакого андеграунда. Серебренников знает, что он самозванец, гордится этим, и в полном праве - потому что нет никого, кто бы сказал, что король голый. О самозванстве пищат старые актеришки, но "раскрывает рыба рот". Хлестаков попал в "ситуацию" случайно, но что-то подозревал, и на тупом инстинкте греб в нужную сторону. Серебренников играет Хлестакова сознательно, плывет тоже.
В России последнюю фразу "Ревизора" говорили в зал, в СССР - на сцену, а сейчас, наверное, надо золотыми буквами выгравировать над входом в театр.