О том как жилось христианам в СССР

Apr 20, 2010 15:54

Мне не стыдно за наших отцов-баптистов, из уст которых я услышал о Боге. Они вынесли на себе давление карательной машины, никогда не шли на компромиссы с совестью, не прогибались под чужое ярмо. В большинстве своем это были простые, далекие от политики люди, не владеющие популистскими трюками. Не провозглашали громких лозунгов, не пытались обратить на себя внимание, и уж тем более не лезли на рожон. Жили просто... Так, чтобы ничем не осквернить свою совесть и остаться честными перед собой, людьми и Богом. Ведь далеко не случайно в СССР верующих самых различных конфессий люди стали называть обобщенным термином «баптисты».

В 1978 году в армии мученически погиб племянник баптистского пастора Карла Станиславовича Седлецкого - Виктор Седлецкий. Он служил в Сочи, недалеко от того места, где в 1972 году за веру в Бога был убит другой солдат-баптист, Иван Моисеев. В воинской части Виктор никогда не скрывал своих убеждений. Он прослужил примерно половину срока, когда матери вдруг было сообщено, что её сын погиб во время исполнения служебных обязанностей. Когда родственники приехали забирать тело в часть, там им сказали, что Виктор якобы утонул во время купания, а цинковый гроб настоятельно просили не открывать... Когда гроб, в присутствии фотографов и врачей, всё же был вскрыт, сразу же обнаружилась ложь армейских чинов: на теле Виктора было множество ножевых ран...


Известно, что непримиримая позиция баптистов Совета Церквей вызвала жестокие гонения на них со стороны советской власти. Как следствие в стране появилось множество бескомпромиссных мучеников за веру, не желающих подчиняться диктату безбожного государства. Кампания по преследованию началась в 1961 году и закончилась лишь во времена перестройки. М.С. Горбачев выпустил последних узников совести на свободу. Закончился трудный путь, длинною почти в 30 лет.

Пожалуй наиболее ярким представителем преследуемого братства баптистов был ташкентский служитель Николай Петрович Храпов (на фото).
3 марта 1980 г., уже отсидев до того за веру четыре раза, он получил пятый, семилетний срок.

Последний срок Николай Петрович не досидел - в 1982 году он умер в мангышлакской тюрьме. Официальная справка предписывала: «Захоронение производить без вскрытия гроба». В ней же указана причина смерти: «Хроническая сердечно-сосудистая недостаточность». А что за этим - знает один Бог. В общей сложности Н.Храпов провел в заключении более 28 лет. Его книга «Счастье потерянной жизни» стала бестселлером и регулярно переиздается до сего дня.

Однако не всем мученикам «посчастливилось» умереть своей смертью в тюрьме, как Н.Храпову. В 1964 году в Барнауле (Алтайский край) был жестоко замучен до смерти проповедник баптисткой церкви Николай Хмара. В следственном изоляторе от него потребовали отречения от Христа и Бога. Когда он отказался его начали пытать. Сначала жгли каленым железом, а затем вырвали ему язык. Ниже предлагаю ознакомится с подтверждением этой бесчеловечности.



Копия страницы из католического журнала «Россия и Вселенская Церковь», № 4(76), Брюссель, 1968 г.



Там же_2



Там же_3


После смерти Н.Хмары был создан совет родственников заключенных, связанный с именами Лидии Винс и Галины Рытиковой. Совет был призван собирать документальные подтверждения вопиющих фактов бесчеловечности по отношению к заключенным верующим и обращать на них внимание высших советских руководителей. Впрочем, думать, что партийная верхушка об этих случаях не знала, представляется маловероятным.

На тот случай, если все же кто-то заподозрит подтасовку или искажение фактов, сообщаю, что родные братья Николая Хмары еще живы и являются свидетелями, способными подтвердить информацию о мученической смерти их брата. На фото слева один из них - Василий Кузьмич Хмара, проживающий в данное время в Сиэтле (США). Скорее всего живы и дети самого Николая, через родственников их можно попробовать разыскать. Не исключено, что жива и супруга мученика. Со вторым братом Н.Хмары, ныне уже старцем, проживающим в Павлодаре (Казахстан), я виделся не далее, как два месяца назад.

За годы преследования Совета Церквей ЕХБ около 30 осужденных баптистов умерли в заключении. Помимо Н.П. Храпова, так и не увидели свободы Б.Т. Артющенко, Я.Ф. Дирксен, И.М. Остапенко и другие. Коммунисты не считали зазорным держать в тюрьме и глубоких стариков: С.Т. Голева, П.А.Серебренникова...

Баптисты-инициативники быстро стали частью общего диссидентского движения Советского Союза, одним из первых проявлений протеста против советской системы. В 1976 году, сразу после создания Московской Хельсинкской группы, баптисты обратились к ней с жалобой на факты безосновательного лишения родительских прав верующих семей. МХГ выпустила по этому поводу документ «О преследованиях религиозных семей». 5 декабря 1976 году сын высланного из СССР пастора Г. Винса Петр Винс с группой молодежи принял участие в традиционной демонстрации правозащитников на площади Пушкина в Москве.

Всего с 1961 по 1988 гг. было осуждено 1500 баптистских проповедников и пасторов:
- с 1961 по 1970 гг. арестованы 524 человека (около 200 из них - в период с 1961 по 1963 гг.).
- в 1971 г. - 48,
- в 1972 - 53,
- в 1973-1975 гг. - 70.
- на 1 января 1980 г. в заключении находилось 49 баптистов, а уже маю 1982 г. их стало 158, что составило половину всех, находившихся тогда в заключении «за веру».

Другую половину составляли представители других «нетрадиционных религий». В первую очередь пятидесятники. Нерегистрированные пятидесятники, так называемые «федотовцы» многие годы вынуждены были собираться на Богослужения в подмосковном лесу. Летом и зимой! В любые мороз и зной. Их вообще шельмовали все, кому не лень. Епископ Иван Петрович Федотов (фото, см. ниже) отсидел в лагерях в общей сложности 18 лет.





Мэтр отечественной адвокатуры, заслуженный юрист Российской Федерации (1986) Семен Львович Ария - единственный в России адвокат, награжденный за профессиональную деятельность орденом Почета, посвятил И.П.Федотову в своих мемуарах целую главу, которую назвал «Дело пятидесятников».

Меня умиляет с каким комсомольским задором вчерашние коммунисты, активисты , массовики-затейники, причислившие себя вдруг к «одной из традиционных конфессий», размахивают сегодня шашками направо и налево, обвиняя баптистов в «приветствии советской власти». Более зрелые и достойные священники извиняются за безобразное поведение своих собратьев через личные сообщение. За что я им признателен.

В заключение приведу слова А.И. Солженицына о баптистах. Неудивительно, что Александр Исаевич познакомился с баптистами тоже именно в тюрьме. В своей книге он пишет: «Рядом с Шуховым Алешка смотрит на солнце и радуется... Щеки вваленные, на пайке сидит, нигде не подрабатывает - чему рад? По воскресеньям всё с другими баптистами шепчется. С них лагеря, как с гуся вода. По двадцать пять лет вкатили им за баптистскую веру - неужто думают тем от веры отвадить?» (А.И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича»).

И не отвадили. За что слава Богу, а им - благодарность сердечная!..

© Фото (кроме самой верхней): http://andy-777.livejournal.com

СССР, баптисты, РПЦ, гонения

Previous post Next post
Up