Редакционный день только начался, как позвонили из Советского райотдела милиции:
- Приезжайте ,познакомьтесь с одним материалом...
Заместитель начальника отдела Виктор Васильевич Тихонов немногословен:
- Видите ли, дело для нас не совсем обычное...
Он достал из письменного стола небольшого формата, изящно переплетенную книжечку. На коленкоровом переплете тиснение золотом: «Песнь пробуждения».
В сборнике - стихи, псалмы, гимны, написанные черной тушью, каллиграфическим почерком. Да, это так называемый рукописный сборник евангельских христиан-баптистов.
Около трехсот страниц убористого стихотворного текста.
И во многих стихотворениях этого сборника немало пасквилей на наши гуманные справедливые законы ,порядки, на нашу сегодняшнюю действительность. Это особенно ярко проявляется в стихотворении «Прежде и теперь». Все его 54 четверостишья - злая карикатура на наше общество ,наши моральные устои, наше отношение к религии. Невыносимо было баптистам в дореволюционное время ,сетует автор. Тюрьмы ,ссылки в Сибирь, преследования. А ныне... будто бы еще более коварные - «верующих искренних» притесняют, не дают им учится, гонят с работы… и автор подводит читателя к определенному выводу: Ты сам усматривай, Умом своим прикладывай. Когда, мол, нам, баптистам, было лучше?..
С тяжелым чувством я закрывал этот рукописный сборник.
В.В.Тихонов молча открыл ящик стола - там лежали десятки заготовленных чистых сборников «Песнь пробуждения». Во втором ящике - тоже самое.
- Более 150 экземпляров. Не правда ли ,массовое производство? - Виктор Васильевич немного помолчал ,потом снова заговорил: - А на кого рассчитаны эти грязные ,именно эти грязные вирши? Кто заинтересован в искажении нашей действительности? Расскажите в газете обо всем этом... Пусть и верующие прочтут ,пусть сами себя спросят: «Кому это все нужно? Зачем?». И пусть сами себе ответят. Ответят, как подсказывает им сердце.
Живет на улице Белинского переплетчик Н.И.Соколов. Большей мастер своего дела. Стал заходить к нему один из руководителей баптистской секты Василий Юдинцев. То библию переплести, то евангелие. А потом заказал первую партию сборников «Песни пробуждения» ,затем вторую ,третью. Только в этом году было изготовлено более трехсот штук. И, естественно, возник у переплетчика вопрос: «А зачем такое количество?»
«Я не хочу быть соучастником какого-либо преступления, - писал Н. И. Соколов в районный отдел милиции, - я добровольно передаю вам последний заказ - 152 экземпляра сборников».
С Николаем Ивановичем я встретился в институте восстановительной хирургии. Боле - сказываются старые военные раны. Высокий сильный. Прямой, открытый взгляд. Несколько смущен.
- Да, бес попутал, - машет он рекой, - Сколько диссертаций перевел, сколько научных работ оформил! А тут вот у баптистов в помощниках оказался. Ходили ко мне и Василий Юдинцев и его жена и брат Владимир. И только одно твердили - скорее, скорее... книжки мол далеко отсылать надо.
Василий Иванович Юдинцев... мы с ним старые знакомые. Года полтора назад впервые встретились на собрании общественности станкозавода. Помню, стоит он перед своими товарищами. Бледное лицо, бегающий взгляд, тусклый, словно надтреснутый голос. И все эти люди, с которыми он трудился бок о бок, которые помогали ему, молодому конструктору, стать на ноги, ждут, требуют от него ответа.
- Помните, Юдинцев, этот поединок? Помните вопросы в лоб, в упор? - почему в письмах в центральные и местные органы власти клевещешь на нашу советскую действительность? Верующие у нас якобы не могут учится в вузах и техникумах, их всячески преследуют, подвергают репрессиям?
- Дорога ли тебе Родина, Юдинцев? Готов ли ты ее защищать? Ведь вы призываете не брать в руки оружие?
- В каких городах был с проповедями?
- Откуда получаешь реакционную литературу?
В лоб, в упор шли из зала вопросы. И что вы ответили на них? Что сказали своим товарищам по работе, которые принимали в коллектив ,помогали советом и делом, выращивали?
Нет, не за религиозные убеждения обсуждали вас, Юдинцев. В нашей стране каждому обеспечена свобода вероисповедания. Вас обсуждали как организатора недозволенных сборищ в своем доме, за духовное растление детей, за пропаганду идей, чуждых всему укладу советской жизни.
И, конечно, помните, Юдинцев, единодушный лес рук. Собрание решительно осудил вашу антиобщественную деятельность. Станкостроители потребовали прекратить клеветнические измышления на нашу советскую действительность, прекратить духовно калечить молодежь и детей.
И вот мы снова беседуем с В.И.Юдинцевым. Вспоминаем то бурное собрание, советы, да, именно те советы товарищей по работе. Нет, не прислушался Юдинцев к их голосу. Прежние слова, прежние «доводы».
Местные органы власти не дают, видите ли, общаться между собой. Не дают Юдинцеву развернуться во всю ширь. Ему мало зарегистрированного молитвенного дома на улице Генкиной: построил в Ленинском районе дом и здесь проводит собрания «братьев и сестер во Христе». В доме на суздальской собираются иногда по 100-120 человек. Здесь и дети и школьники. И снова прежний «довод»:
- Воспитание детей - наше личное дело!
Заходит речь о рукописном сборнике «Песнь пробуждения». Да, это его заказ. И снова «довод»: если бы нас печатали в газетах и журналах... Вместе читаем стихотворение «Вместе и теперь». Юдинцев недовольно морщится, молчит. Да и что тут скажешь? Ложь правду не пересилит. А грязный пасквиль так и останется пасквилем. Видите ли, баптистам не дают учится:
Как не учись старательно,
Зацепят обязательно...
Тебя со школы выживут,
На двойку изведут.
Но послушайте, Юдинцев, - вы окончили машиностроительный техникум, ныне конструктор. Ваши сестры Нина и Валентина учатся. Одна - в фармшколе, другая - в медицинском училище.
Баптистов подвергают, мол, репрессиям. И снова - полное отсутствие доказательств. Казалось бы ,есть у них достаточно сил и средств ,чтобы решительно прекратить распространение в рукописных сборниках грязных пасквилей. Но и здесь следственные органы проявили особую внимательность. Они не усмотрели злого умысла и решили не возбуждать против вас, Юдинцев, уголовного дела.
***
Кому прежде всего нужны догматические разглагольствования о репрессиях? Кому прежде всего нужны клевета и ложь? Нет, никто у нас не требует от верующих отказа от религии. В конституции СССР записано: «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».
Однако В. Юдинцев и другие руководители баптистской секты, примкнувшие к так называемому «оргкомитету», не только оправляют религиозные обряды. Они распускают о нашей действительности ложь и клевету, растлевают подрастающее поколение. Можем ли мы с этим смиться?
В. КИСЕЛЕВ