Яков ЛЕВЕН: «Я - воин армии Христа!»

Nov 25, 2009 13:36

Засуетился. Пропустил юбилей достойнейшего человека и друга. Автору известной книги «Сеется семя», выдержавшей семь переизданий с суммарным тиражом более 200 тысяч экземпляров Якову Левену исполнилось 70. С небольшим опозданием предлагаю моим друзьям интервью, сделанное пару лет назад.
Я хорошо знаком с этим обаятельнешим человеком. Он - пастор по призванию и прекрасный душепопечитель. Многие люди пришли к Богу через его книги, проповеди и личные беседы с ним. С юбилеем Вас, Яков Давыдович!




Яков Давыдович ЛЕВЕН родился 16 ноября 1939 года в поселке Михайловка Запорожской области (Украина). Во время Второй мировой войны его родители пешком дошли до Германии. А 28 октября 1945 года советские войска привезли мать и Якова назад, в Советский Союз. Только не в Украину, а на Урал, где и прошло его детство. Экстрадиция навсегда разлучила семью с отцом, он остался в Германии.
Ровно через 30 лет, день в день, 28 октября 1975 года, семья вернулась в Германию. На протяжении 18 лет Яков Левен был пастором церкви в Гуммерсбахе (ФРГ). В настоящее время он является почетным пастором, автором 11 книг, в том числе бестселлера «Сеется семя», который был многократно переиздан и пользуется неизменным успехом.

- Яков Давыдович, давайте начнем беседу с темы о Ваших детях. Расскажите, пожалуйста, сколько их и кто они?
- Детьми я богат. Я всегда мечтал о двенадцати сыновьях, но Бог дал мне только шестерых. Когда родилась первая дочь, я долго не мог поверить этому. А теперь у меня шестеро дочерей, итого - двенадцать детей. Почти все уже самостоятельны. Только по пятницам и субботам собираются в нашем доме. Один сын приезжает из Кельна, где изучает физику в университете, другой - из Дюссельдорфа. Один сын живет дома, уже девять лет он работает в нашей студии звукооператором.

Дочь Катя замужем, живет в США. Ещё одна дочь замужем за инженером-судостроителем, который занимается испытанием больших океанских кораблей. Две дочери пока что с нами, но одна из них скоро выходит замуж, а вторая мечтает открыть монастырь святой Елизаветы (конечно, шутка, смеется). Она просто не хочет замуж. Детям я всегда говорил о том, что денег у нас никогда не будет, но зато все получат образование, в доме будет много книг и музыкальных инструментов. Свои обещания я выполнил.

- Как же Катя попала в Америку?
- Она поехала туда поработать воспитательницей детей в семье банкира и тот предложил ей остаться. Затем познакомилась с парнем и вышла замуж. Очень хорошие люди, возрожденные христиане. Катя сейчас занимается воспитанием детей у себя дома. Много желающих, но, по правилам, можно брать только восьмерых.

Но самой интересной была женитьба моего старшего сына. Однажды, выходя из дома молитвы, я увидел стоящую неподалеку девушку - абсолютно рыжую. Помню, я подумал: «Бедненькая, кто же тебя такую замуж-то возьмет!» Через некоторое время приходит мой сын, инженер-компьютерщик, и говорит, что хочет жениться. Можете себе представить моё удивление, когда я узнал, что невеста моего сына ...та самая рыжеволосая девушка! Они поженились. В настоящее время вся моя семья от нее буквально без ума - милейший человек. Если в первый раз мне её рыжие волосы показались такими неприглядными, то сейчас я смотрю на них и думаю, до чего же они красивы и как мила их обладательница. После этого я собрал всех моих сыновей и объявил, что все они могут брать в жены рыжеволосых девушек. Вот смеху-то было...

- Ваше детство прошло на Урале, который по праву считается одним из самых неблагоприятных мест в отношении веры в Бога. Как Вашей маме удалось в такой ситуации сохранить веру?
- Мы жили в городке, где когда-то находились военнопленные из Германии. Потом их отпустили домой, а российских немцев поселили в шести бараках, в которых раньше проживали пленные. Домик для охраны переоборудовали под магазин. В этих-то бараках и обирались семьи для служения Господу. Среди них был брат, который дожил до глубокой старости и сегодня проживает в Билефельде (ФРГ). Он был тогда пресвитером.

Что касается меня, то я пришел к вере значительно позже, уже отслужив в армии. Я был противником всего. Например, если кто-то проповедовал о Боге, то я выступал против Него, и, наоборот, говорил в пользу Бога, если кто-то отрицал это. Просто я искал истину в споре. После армии я вернулся в Казахстан, в Карагандинскую область, так как моя мать переехала туда. Устроился работать на шахту забойщиком. В то время я и не думал о том, чтобы покаяться. «Чего-чего, а этого Бог от меня не дождется», - думал я. Но все сложилось иначе. Однажды после смены, уходя домой, бригадир вспомнил, что мы забыли коронки.

Я решил снова спуститься в шахту, но для этого надо было подождать минут пять, пока не взорвутся все шпуры, а это 33 взрыва. Время прошло, и я начал спускаться. На моем пути висела огромная глыба, которую я давно хотел сбить и не мог этого сделать, так как место надо было вначале обезопасить. Когда я дошел до этого камня и глянул наверх, то подумал о том, что было бы обидно, если бы он упал на меня после смены. Во время работы пусть убивает - это шахта, но после... Я прижался к стенке и попытался протиснуться между это глыбой и стеной. Но в этот момент раздался страшный взрыв. Пламя, дым... Впечатление такое, что рухнули горы. А потом все стало тихо. Оказывается, наверху работали шахтеры без плана, поэтому взорвали в этом месте. Получилось, что взрыв обрушил на мою голову около 200 тонн руды, но меня спас камень, который я не раз пытался сбить. Камень принял на себя всю силу взрыва. Повезло мне и в том, что эта глыба не имела углов, иначе она обрезала бы мне стопы.

Все наши бурильные установки были засыпаны, только я один стоял совершенно невредимый. Через секунду после взрыва я вдруг услышал: «Кто споткнется об этот камень - упадет, на кого он упадет - того раздавит, но кто уверует в него - не постыдится». И тогда я понял, что мое время пришло, я должен посвятить себя Христу. Вскоре, на Пасху, в 1963 году, я отдал свою жизнь Ему. В то время мне было 22 года. Вот уже сорок лет я служу Христу.

- А сколько из них пастором?
- Два года в Латвии и в этой церкви - 18 лет. История моей жизни описана в книге «Сеется семя в полдневной жаре». Я хочу её увеличить до 400 страниц. Я получаю очень много отзывов. Например, в Киеве умирал брат и попросил жену перед смертью почитать ему отрывки из этой книги. После его смерти жена написала мне, что эта книга ей теперь вдвойне дорога. Я получаю тысячи писем.

- Как Вы пришли к решению уехать из Советского Союза? У Вас были какие-то политические претензии к этому строю или главной причиной было желание возвратиться на родину предков?
- Я всегда понимал, что я немец и мое место в Германии. Это нормально, так же, как и каждый русский хочет жить в России. Мы ходатайствовали о переезде в Германию с того самого момента, как переехали в Россию после окончании войны. В 1955 году в Москву приехал Аденауэр.

Прошло десять лет после окончания войны, но время было очень опасное. Мы собрали документы всех желающих переехать и отправили в Москву для передачи Аденауэру. В общем счете, наше ожидание длилось 20 лет. Каждый человек хочет жить в своей семье, так и мы. Наш отец остался после войны в Германии, и мы прекрасно понимали, что ему «светило» в России, если бы он вернулся. Поэтому мы все хотели уехать. Это случилось в 1975 году.

- Когда Советский Союз снял «железный занавес», каких перемен ожидали Вы лично?
- Наши отцы и деды говорили о том, что наступит время, когда придет великая свобода. То, что произошло, превзошло все ожидания. Например, проповедь в Кремле...

- Насколько мне известно, богослужение в Кремле, на котором Вы проповедовали, было первым и чуть ли не последним в этом «заведении»?
- Да, Хайнц Флорек проповедовал о числе «666». Он шел на большой риск. По окончании проповеди нам заявили, что это богослужение было первым и последним в Кремле. А я проповедовал на тему: «Дорожите временем».

Дело в том, что с Москвой у меня связаны особые переживания. В советское время меня арестовали в Москве, доставили в тюрьму. Меня с одним старцем завели в кабинет. Хозяин кабинета встретил нас криком. «Вы знаете, кто я такой? Я офицер советского государства!». Я ответил: «А вы знаете, кто я такой? Генерал небесной армии Христа! И смеяться будет тот, кто будет смеяться последним. А последним буду смеяться я». Он посмотрел на меня с удивлением и пригласил сесть.

Мы очень долго с ним разговаривали, он задавал мне вопросы. При аресте он забрал у нас все книги и сложил их в стол. После нашего разговора, вздыхая, сказал: «Как хотел бы я почитать Священное Писание!» На прощание пожал мне руку, подошел к своему столу и отдал мне все книги, в том числе Библию. Со мной был старец Павлов, который шепнул мне, чтобы я подарил этому человеку Библию. «Я могу подарить Вам эту книгу, но она очень дорогая, бесценная и не должна лежать в шкафу, ее нужно читать». Военный клятвенно пообещал читать Библию, спрятал ее снова в ящик стола и закрыл на ключ. После этого он подошел ко мне и попросил молиться о нем. Я ему пообещал и молился о нем восемь лет, пока не понял, что больше не надо.

На богослужении в Кремле я рассказал москвичам об этом случае и сказал: «Положите ваши грехи к подножию Креста, Христос простит и примет каждого из вас». В этот самый момент оператор зажег гигантский крест на сцене. Это было потрясающее зрелище. На следующий день ко мне подходили люди на улице и спрашивали, как прийти ко Христу. Я отвечал: «Склонитесь и молитесь».

- В каком году это было?
- В 1992-м. В то же время я начал издавать журнал «Евангельская вера». Ни денег, ни оборудования не было. Я вырезал каждую букву для оглавления, а остальной материал мы печатали, затем на копировальном аппарате доводили до нужной величины. Со временем мы достигли должного оформления.

- Я слышал, что Вы - бывалый полиграфист, еще во времена господства атеизма были задействованы в процессе подпольной печати?
- Да, многие об этом говорят и пишут, но я там мало что делал. Я работал с синькой в Казахстане, а затем в Латвии, в моей церкви было издательство «Христианин», но по настоящему печатью занимались другие. Теперь с удивлением иногда слышу, что я - большой специалист в этом вопросе, хотя им никогда не был. Правда, оригинальная машинка «Клайпеда» стоит у меня в молитвенном доме до сих пор. Недавно звонили из Латвии, просили вернуть назад, так как она там была арестована. Многие уже на нее претендовали, но я считаю ее настоящим владельцем только создателя...

- На какую публику Вы ориентировались, издавая журнал? Кто был Вашим читателем?
- В основном, журнал был рассчитан на русскоязычного читателя, так как за границей такая литература издается в достаточном количестве. В последнее время его получали абсолютно все пресвитеры бывшего Союза. Моей целью было опубликование вопросов и ответов в этом журнале, но на все не хватало времени. Газеты, журналы, помимо этого я еще что-то писал, рассылали тысячи книг, журналов и Библий, посылки с продуктами для русского народа. Как могли, так и помогали.

- Но кроме этого Вы еще и транслировали проповедь Евангелия на Россию по радио?
- Да, с 1976 года, с первого дня переезда в Германию, мы делали радиопрограммы. Первая вышла в Кельне и называлась «Пред рассветом». Но эту программу (оставим это на суд Божий) - разбили. Через некоторое время Бог помог нам открыть новую, и мы назвали ее по книге Пророка Иеремии: «Распашите себе новые нивы» (4:3). И мы их распахали. Мне это название очень нравится - «Новые нивы». В общем итоге, наши радиопередачи идут уже 26 лет.

- Программа транслировалась только в России?
- Нет, она предназначена для всего славянского населения и транслируется по всему миру, чтобы каждый славянин мог услышать ее на родном языке. Эту мощную радиостанцию слушают в Америке, Африке, Австралии, Европе. В Германии ее можно послушать в 11 утра и в 3 часа пополудни. В самое ближайшее время мы переходим на новую систему: до сих пор отсылали кассеты, а теперь будем отсылать лазерные диски (CD), слышимость будет намного лучше.

Недавно на богослужении встал человек, который приехал только что из России, и рассказал, что на Крайнем Севере они раздали эскимосам приемники, чтобы слушать наши передачи и 18 человек после этого приняли крещение, без проповедника. Для закупки этих приемников мы специально собирали деньги... У меня хранится много свидетельств в ответ на нашу передачу. Но, к сожалению, теперь мы в большой нужде и для того, чтобы продолжать это служение, нам необходима помощь.

- С чего началось создание Вашей книги «Сеется семя»?
- Случайно. У меня все случайно. Готовясь к радиопрограммам, я собирал много материала, примеров из жизни, потому что посредством примеров легче понять проповедь. Когда их накопилось много, мне пришла в голову мысль, что негоже одному пользоваться всем этим, надо выпустить книгу. Первую книгу я выпустил под псевдонимом Леонид Близнец, следующую уже подписал своим именем. Всего вышло 11 книг.

Кроме четырех последних книг и проповедей, я выпустил маленькую книжечку «Колесницы Господни» - размером с паспорт, предназначена для шоферов. Потом была еще одна книга «Бегайте блуда», я много лет над ней работал. Однажды один брат под попросил ее у меня, клятвенно заверяя, что вернёт её мне, и ...не вернул, а это был у меня последний экземпляр. Так и пропал мой труд, хотя, может, оно и к лучшему?

Еще одна книга была написана специально для детей, в единственном экземпляре, и остался он в Казахстане. А началось все с армии. Мне было около 20 лет, я написал статью и отправил ее в московскую редакцию. Вскоре получил ответ, что статья написана плохо. Однако, через несколько месяцев она была опубликована в газете, но ...под другим именем. С того момента я понял, что никогда не пробьюсь. Мы были первыми из немцев, кого стали призывать в армию. И я забросил писанину. Только много лет спустя, в Германии, начал создавать радиопрограммы и мысль об издании книг вернулась.

- Многие годы Вы публиковались в многотиражной российской газете «Труд». Как Вы пришли к этому и какие статьи там публиковали?
- Однажды в аэропорту Кельна я познакомился с постоянным представителем газеты «Труд» в Германии - г-ном Колчановым. Мы разговорились и он предложил мне подготовить статью в газету. «Труд» выходил тогда тиражом 2,5 млн. экземпляров. Я писал шесть лет, по одной статье в месяц. Фактически, все эти статьи есть в книге: «Сеется семя на ранней заре». Напечатать эту книгу меня и уговорил Колчанов. Я не думал, что она найдет своих читателей, считал ее слишком слабой. Но ошибся.

Теперь вижу, что она хорошо идет и среди коммунистов, и среди верующих. Проповедники охотнее читают «Сеется семя». Я очень рад, что мои произведения признаны народом. Один пример: женщина из Сибири прислала мне письмо и написала, что мою книгу «Сеется семя» она переписала слово в слово. Тогда я пообещал выслать ей два экземпляра моей книги взамен ее переписанной, что это женщина с удовольствием сделала, да и я тоже. Я получаю письма от людей разных профессий: священников, ученых, офицеров, инженеров, врачей...

Беседовал Андреас Патц, «Международная христианская газета»

Россия, вера, юбилей, атеизм

Previous post Next post
Up