12 сентября 1990 года в Москве главами внешнеполитических ведомств СССР, США, Великобритании и Франции, а также министрами иностранных дел двух тогда еще немецких государств, ФРГ и ГДР, был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, известный также как договор «два плюс четыре» (в другом варианте «Договор о суверенитете»). Этот акт возвращал безоговорочно капитулировавшей стране полный суверенитет во внешних и внутренних делах, открывая тем самым дорогу к ее объединению.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6313/72807607.53/0_c6fb1_4594bc92_orig.jpg)
До последнего момента не было ясно, будет ли подписан этот договор. В конце 1980-х «германский вопрос» считался самой сложно проблемой мира. Подписанию Договора об окончательном урегулировании препятствовали щекотливые вопросы: должна ли воссоединившаяся Германия быть членом НАТО? что будет с советскими войсками, все еще размещенными в Восточной Германии? и т.д. Кроме того, европейские соседи Германии - при всей радости по поводу ее воссоединения - с озабоченностью смотрели на новую державу в регионе. Будет ли Германия уважать их границы?
Уникальный договор по мнению политиков был подписан благодаря беспрецедентной сговорчивости Кремля (в основном сговорчивость зависела, конечно, от М.Горбачева). Возможно, она объяснялась информированностью советского президента. Он прекрасно знал о настроениях немцев, о недовольстве ГДР-овцев своим руководством (на муниципальных выборах 1989 года власти ГДР сфальсифицировали итоги; народ вышел на улицы, рванул в загранпоездки: в Венгрию, Польшу, Чехословакию, где осадил посольства ФРГ с просьбами о въезде). Остановить людей в этой ситуации сложно. Разогнавшись, локомотив уличных действий прет без остановок до конечного пункта.
Поэтому Горбачев счел за лучше отпустить немцев на все четыре стороны. Сами-то они хотели только на запад, что и было реализовано. И все же Германию ограничили обязательствами. Она обязалась не разрабатывать ядерное, химическое и бактериологическое оружие, сократить численность войск до 370 тысяч и пообещала компенсацию СССР за вывод войск в размере 15 млрд. немецких (западно-германских) марок.
Юридическое оформление документов серьезно отставало от реального положение вещей. Немцы начали объединение задолго год до подписания Договора. Еще 9 ноября 1989 года на пресс-конференции в прямом телеэфире руководство ГДР объявило об открытии границ с ФРГ и Западным Берлином. Тысячи телезрителей вышли из домов и тут же отправились проверять, правду ли сказали власти. Непредупрежденные восточные пограничники попытались оттеснить толпу, но, опасаясь фатальных последствий (все же времена были уже перестроечные), вынуждены были открыть переходы. Навстречу восточным немцам хлынули толпы западных, незнакомые люди обнимались и плакали. К утру стало ясно: стене не устоять. Ненавистный символ разъединения стали разбирать голыми руками.
9 ноября 1990 года Горбачев прибыл в объединенную Германию. Триумфатором: вкусить по праву полагающуюся ему долю благодарности и обожания (народ присвоил ему титул «Немец столетия» и воспринимал его в ореоле симпатий за чудом исполненную мечту). В Германию прибыл не просто президент СССР, не просто обожаемый Горби, визит совершал лауреат Нобелевской премии мира. В 2011 г. ЮНЕСКО внесла Договор «два плюс четыре» в список всемирного документального наследия «Память мира».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9932/72807607.53/0_c6fb2_9a63b10c_orig.jpg)
Памятник «Отцы объединения» в Берлине. Джордж Буш (старший), Гельмут Коль и Михаил Горбачев.