О падении навзничь

Oct 08, 2009 17:19

Уже давно обещал написать в блоге свои мысли по поводу относительно нового в некоторых христианских конфессиях явления - падения навзничь.
Наверное, следует начать с напоминания о том, что у Бога ВСЁ имеет смысл, Он - «Бог устройства и порядка»! Даже завеса в храме в момент смерти Христа разодралась «сверху донизу». Не наоборот! Это свидетельствует о том, что сие действие было свыше, волей и четкой реализацией плана Отца Небесного!..




Давайте для начала определимся, что же означает падение вообще? Падение - это сокрушение, поражение, унижение, если хотите. В боксе, да и в «простой» уличной драке люди стремятся ударить друг друга именно так, чтобы противник упал. Невозможно себе представить, чтобы Господь имел подобные намерения по отношению к Своим детям. Его сущность другая!

Он имеет о нас намерения в точности противоположные: «Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня» (Пс. 117:13). Видите, Господь не толкает, а наоборот - поддерживает, когда толкает кто-то другой! Отец небесный желает, чтобы мы были побеждающими (Откр. 3:5). А падение - это самый красноречивый признак поражения.

Интересно заметить, что и о духовном падении Библия не умалчивает. Не оставляет она нас в неведении и в вопросе о причинах такого падения. «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего» (Ос. 14:2). В этом тексте падение показано не как средство освобождения от нечестия, а как следствие этого самого нечестия. От своего нечестия человек может упасть, но это не является целью и волей Господа.

Далее. Внимательный читатель непременно обнаружит в Библии принципиальную разницу между падением ниц и навзничь. И поскольку, как мы уже отметили, у Бога всё имеет вполне определенный смысл, то эту разницу очень важно понять. Единственный вид падения, который имеет место в поклонении Богу, это падение ниц. Вот несколько примеров.

• «Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Лука 5:12).

• «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лука 17:15-16).

• «И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1 Кор. 14:25).

• «Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу...» (Исх. 34:8).

• «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его...» (Откр. 1:17).

• «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу...» (Откр. 11:16).

• И, наконец, последний пример, который дает нам Сам, Господь Иисус: «...и Сам, отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (Лука 22:41).

Само слово «ПОКЛОНение» не указывает ли нам на то, как это должно происходить?! Во всех вышеуказанных случаях речь идет о добровольном падении (ниц). Не от чьего-то удара или «прикосновения», а именно об осознанном (по доброй воле) падении перед Богом. В знак величайшего почитания Его, как Бога - Всемогущего и Святого Творца и Владыку.

Ничего подобного нельзя сказать о падении навзничь. Меня лично не удивляет то, что в Библии крайне мало говорится о подобном падении. Но обращает на себя внимание факт, что всегда в отрицательном смысле. Давайте прочтем все упоминания о падении навзничь. Тем более что их немного.

Самое красноречивее из них записано в книге пророка Исаии: «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены» (Ис. 28:13).

Какой смысл этого текста? По-моему, вполне очевидный. Когда люди начинают заблуждаться, заменяя Слово Господа своими «заповедями», «правилами», «ведениями» и т.д., то следствием этого и явным признаком заблуждения Библия называет падение навзничь. Вне всякого сомнения: в данном тексте падение навзничь несет отрицательный смысл.

Второй текст описывает смерть пророка, имеющего нечестивых сыновей.
«Когда упомянул он о ковчеге Божием, [Илий] упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он [был] стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет» (1 Цар. 4:18).

И наконец, третий случай касается больного, которого злой дух бросал на землю.
«И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его [Христа], дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену» (Мар. 9:20). Здесь, правда, не сказано конкретно «навзничь». Однако, судя по описанию, речь, скорее всего, идет о припадках эпилепсии. Как они выглядят, интересующиеся могу узнать у специалистов.

Таким образом, в Библейских текстах понятие о падении навзничь всегда несет определенно отрицательный смысл. И уж тем более нигде в Слове Божьем нет даже намека на то, что такое падение может произойти с человеком вследствие прикосновения Господа, или Его Духа.

Мои оппоненты иногда возражают: «А как же случай с воинами, которые приходили арестовать Христа?» Имеется в виду текст Евангелия от Иоанна 18:6: «И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю».
Даже если воины и упали от слов Христа именно навзничь (я всё же думаю - ниц, иначе, для чего нужно было «отступать назад»? Только для того, чтобы освободить перед собой место для падения, что логично), то действие Бога (Христа в данном случае) было направлено против своих противников.

Еще приводится пример, когда священники не могли стоять в присутствии Господа, «дом Господень, наполнило облако, 14 и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий» (2 Пар. 5:13-14).
Уверен, что подобно всем мужам Божьим священники под воздействием облака, осенившего их пали пред величием Господа ниц, а не навзничь. Это явствует из оценки, данной падению навзничь самим Богом (см. Ис. 28:13).

И уж совершенно несправедливо некоторые «укладывают» навзничь Апостола Петра в День пятидесятницы. Во второй главе книги Деяний написана якобы фраза: «Петр встав». И из этого делается вывод, что Петр, дескать, лежал, валялся... На самом деле текст гласит: «Петр же, став, ...возвысил голос свой» (14 стих). «Встав» и «став» - разные слова, с различным смыслом. Петр стал в центре толпы или на какой-то возвышенности для произнесения проповеди. И нет в описании даже намёка на то, что он до этого лежал.

«Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией...» - сказал некогда Иисус (Матф. 22:29). Это происходит всякий раз, когда человек Слово Божие оставляет в пренебрежении, выставляя на первый план свои «ведения», «откровения», и «правила» (иногда еще и правила на правила), о чем говорит приведенный выше текст.

Благословений вам!..
А.Патц

***
Ответы на другие вопросы:

О крещении Святым Духом и служении Евангелиста Еще вопросы, пожалуйста... № 1

О бессмертии души Еще вопросы, пожалуйста... № 2

О единстве церкви Еще вопросы, пожалуйста... № 3

О покрытии головы Еще вопросы, пожалуйста... № 4

верующие, Вопрос, христианство

Previous post Next post
Up