Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Так начиналась каждая проповедь Александра Владимировича Меня - православного еврея, протоиерея Сретенской церкви в Новой Деревне возле подмосковного Пушкина.
Стремительно пролетели 19 лет со дня его мученической смерти. Александр Владимирович, на мой взгляд, был человеком святым. Святой - это, прежде всего подвиг.
Этот подвиг - Библиографический библейский словарь в шести томах, пятитомник «История религий», «Сын человеческий», «Таинство, слово, образ», «Вестники Царства Божия» и т.д. Как человек ещё не старый (А.В. родился 22 января 1935 г.) смог написать комментарии к Библии? А всего лишь за три последних года жизни прочитал более двухсот лекций. Как-то я спросил его, как он всё это успевает. Он ответил:
- Чем больше делаешь, тем больше успеваешь.
В октябре 1981 г. один мой знакомый предложил поехать на служение в Новую Деревню. Я в то время испытывал острую нужду в наставнике, и появилась какая-то тяга к церкви. Неосознанно верил в Бога, но как большинство советских людей в то время, боялся церкви и стеснялся туда ходить. В разных городах я посещал церкви как турист, но чтобы приходить туда с верой - этого не было.
После службы я долго ждал, пока священник пообщается со всеми желающими. Наконец пригласили и меня. Навстречу мне поднялся улыбчивый, красивый, довольно молодой человек. Такое ощущение, что А.В. уже давно ждал моего прихода, что рад видеть меня, хотя с чего бы это? Он сказал, что знает меня по рассказам в «Литгазете». «Наверное, говорит из вежливости», - подумал я тогда. А он, оказывается, всегда всё замечал и всё помнил. Он даже смотрел некоторые программы ТВ, чтобы знать, что интересует прихожан, чтобы ответить на их насущные нужды. Он и книги писал так, чтобы души напитать - в книгах этих и несоизмеримая глубина, и простота слова.
Я хотел креститься. Человек я нетерпеливый. Думал, вот в следующий приезд и окрестят меня. Но отец Александр сказал, что нужно сначала уверовать и пройти катехизацию. Стал я посещать в Москве на частной квартире, так сказать, курсы постижения основ вероучения. А за это и посадить могли, но Господь сохранил. Я молился, не будучи крещёным, о выздоровлении матери. Она просто падала после операции и химиотерапии. Бог услышал меня, и она стала чувствовать себя лучше. Я ездил регулярно церковь, поскольку А.В. мне в душу запал и у него всегда можно было выяснить всё, что непонятно. Ещё он говорил мне:
- Твои родители ждали мальчика или девочку, а Бог ждал именно тебя.
Проповедь его - это образец, каждое слово - в душу. Послушать его и пообщаться приезжала целая делегация из Канады. В Италии, например, в 89-м году, на его проповеди собирались тысячи католиков. А как он раскрывал «Заповеди блаженства»! Цитирую отца Александра:
- «Заповеди блаженства» - важнейшая проповедь Христа, и недаром начинается со слова «блаженны» - счастливы... Мы хотим быть счастливыми. Попытка выдвинуть материальные блага на первый план и оттеснить духовность уродует человека. Мы должны сохранить и развить в себе глубочайшее, а не поверхностное, и тогда мы будем счастливы. Каждый будет счастлив, потому что будет уметь любить. Мы идем по улице с ненавистью к жизни, к миру, мы удручены, и это наше главное бедствие. Не то, что у нас колбасы нет - нет более важного.
А «блаженны кроткие и милостивые» - это, вообще, кредо отца Александра. И учил этому и жил так же. За девять лет я не слышал, чтобы он с кем-то ругался и грязью кого-то поливал. Был приветлив и, я бы даже сказал, ласков. Но при этом никому не льстил, говорил прямо на основе здравого смысла и Библии. Хмурился, думая перед тем, как решить какой-нибудь «жизненно важный» вопрос. Так он сосредотачивался на произносимом. Однажды его спросили, нужно ли каждый день читать Евангелие. Он ответил:
- Спрошу вас и я: нужно ли каждый день дышать?
К А.В. тянулась и интеллигенция. С ним дружили Надежда Мандельштам, Фазиль Искандер, поэт Александр Зорин, Даниил Гранин. Историки, физики, писатели. Александр Галич, прочтя книгу «Вестники Царства Божия», решил принять крещение. И отец Александр крестил его.
Он был не политиком, а священником, христианином, и своим миссионерским трудом боролся за свободу Церкви. Под стать ему была и супруга его - Наталья Федоровна. Всегда приветливая, хлебосольная, понимавшая важность служения А.В. и создававшая ему для этого необходимые условия.
Я рад, что мог служить ему своей машиной для поездок на крещения, посещения больных, общения с простыми людьми. Ещё он со своими единомышленниками ухаживал в больнице за безнадёжно больными детьми.
Иногда я думаю, что Господь на протяжении веков отбирал из многих поколений людей какие-то черты лица, характера, ума, для определенной цели. Может, жил 100 лет назад где-то предок Александра Владимировича, ничего особенного не сделавший в своей жизни. И, возможно, он спрашивал себя и Бога: для чего я живу, в чём смысл моего существования? А смысл-то был - высший смысл. От того человека передалась А.В., допустим, доброжелательность. И каждый из его предков передал своему потомку - великому служителю Божию - какие-то свои черты. А Господь сверху отбирал это всё и кропотливо конструировал, создавал замечательное творение. И родился мальчик Саша. И сколько потом вложил Господь труда через родителей, учителей, друзей и просто знакомых, для того чтобы вырос именно этот уникальный человек.
А когда он был создан и достиг расцвета творческих сил, служа Богу и людям, какой-то ничтожный человечишка взял и одним ударом топора разрушил то, что Господь так долго и тщательно созидал. Они долго шли с разных сторон в одну точку. Один через проповеди, через книги, общение с умными людьми, творя добро и сея вечное. А другой - выпивая, матерясь, развратничая и гадя, с ненавистью и желанием разрушать. Человечишка взмахнул топором, а Человека, посланника Божия не стало.
***
Вечером девятого сентября 90-го вернулся я из дальней поездки, а в полдвенадцатого звонит друг и говорит:
- Ты что, ничего не знаешь? Александра Меня убили.
Я положил трубку и заплакал.
Обидно. Непонятно. И здесь, на Земле, непостижимо. Но наверняка чем-то оправдано там, наверху. А может быть и Тот, Кто создал А.В. и вёл по жизни, не все узлы может развязать здесь на Земле без нашей с вами помощи. А.В. говорил, что Господь на Земле желает творить волю Свою именно через преданных и посвящённых Ему людей - тружеников, вышедших на побелевшие нивы. В этом-то и великий смысл крестной смерти Иисуса Христа.
Неисследимы пути Господни, и не мне их объяснять... Есть высший смысл, который когда-нибудь здесь или там - в вечности - нам откроется.
Будем ждать.
Лион ИЗМАЙЛОВ,
писатель
Материал предоставил для публикации
vladimir_08