Всякая ли власть от Бога?

Oct 18, 2012 12:06

Мир вам, уважаемая редакция!
Хочу узнать ответ на вопрос: как понимать слова апостола Павла: «...Нет власти не от Бога...» (Римл. 13:1). Получается, что всякая власть (например, руководство страной) - от Бога?
С уважением, Александра




Действительно, на первый взгляд этот отрывок из Священного Писания может показаться странным. И когда читаешь его, кажется, что в этих словах дается совет проявлять абсолютную покорность любой гражданской власти. Но это неправильный вывод. Когда мы желаем найти ответ на какой-то конкретный вопрос, рассматривать его нужно всесторонне, обращая внимание на каждое слово и на то, что по этому поводу сказано в других текстах Священного Писания.

Прежде всего, в указанных стихах апостол Павел вовсе не говорит о том, что Бог всегда одобряет поведение гражданских властей. Не говорит он и о том, что долг христианина - во всех случаях повиноваться им. Требования властей могут порой противоречить закону и повелениям Господним. При таких обстоятельствах христианин должен следовать принципу, которым пользовались апостолы: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (см. Деян. 4:19; 5:29).

Выражением «нет власти не от Бога» Павел показывает, что земные власти установлены Богом, точнее, допущены Богом соответственно Его намерениям, во благо человека. Все, что происходит в этом мире, происходит под наблюдением Бога. Срок действия властных полномочий находится в Его руках. Поэтому истинный христианин всегда будет поддерживать государственную власть, когда это не противоречит законам Бога. Он не осмелится противиться ей, не будет настраивать себя против нее, не говоря уж о том, чтобы свергнуть власть.

Существование гражданской власти приносит пользу ее гражданам. Во-первых, человек, живущий в государстве, обязан ему своей защитой. Государство - это организация группы людей, договорившихся между собой поддерживать друг с другом отношения при соблюдении определенных законов. Без этих законов, без их соблюдения, главенствовали бы сильные, эгоистичные и безнравственные люди. В жизни общества действовал бы закон джунглей, старые и слабые были бы просто уничтожены. Поэтому, повторю ещё раз, каждый человек обязан своей безопасностью государству.

Во-вторых, никто не может отмежеваться от общества, в котором живет, а также изолировать себя от народа. Как члены общества мы пользуемся определенными преимуществами, которых не имели бы, если бы жили в одиночку. Это эгоистично - пользоваться различными привилегиями, существующими в государстве, и при этом отказываться от выполнения обязательств, связанных с социальной жизнью. Каждый человек имеет обязательства по отношению к государству и должен выполнять их даже тогда, когда на троне сидит Нерон.

В этом отрывке Священного Писания апостол Павел рассматривает государство как орудие в руках Бога, для спасения мира от хаоса. Те, кто управляет государством, призваны сохранять порядок и думать о благоденствии граждан. Независимо от того, признают они Бога или нет, они выполняют предназначение Божие. Если смотреть на отношения людей в идеале, то их должна связывать друг с другом любовь. Но пока такого идеала нет, людей объединяет государство.

В дни апостола Павла такое наставление было особенно необходимо, так как в различных частях Римской империи наблюдались волнения среди иудеев, нередко переходившие в открытый мятеж. Палестина, особенно Галилея, постоянно бунтовали. Зелоты, представители радикального направления среди иудеев, были убеждены в том, что у иудеев нет иного царя, кроме Бога, а потому никому, кроме Бога, не следует давать подать. Они верили, что Бог не поможет им, пока они сами, с оружием в руках, не помогут себе. Их целью было уничтожение любого гражданского правительства. Это были люди, применявшие террористические методы борьбы. Зелоты не только выступали против римской власти, но и разрушали дома, сжигали урожаи своих же сограждан-иудеев, плативших подать римскому правительству.

Это было прямым нарушением норм христианского поведения, и Павел считал такие действия неразумными. Поэтому апостол обращает внимание на отношение к гражданской власти и определенно говорит об этих отношениях. Он подтверждает принцип, что христианская церковь и государственная власть имеют различное предназначение. Об этом учил и Иисус Христос: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Иоан. 18:36).

Проявление христианами духа неповиновения не только не соответствовало христианским принципам, но также навлекало бы на церковь преждевременные гонения со стороны властей. Это бы лишило их защиты Римского государства, которая нередко была для ранней христианской церкви благословением, о чем, кстати, Павел свидетельствовал на основании собственного опыта (см. Деян. 22:24-30). Более того, это положило бы пятно на христианскую церковь и ее проповедь о мире и любви. Поэтому Павел и в других своих посланиях говорит о том, как нужно относиться к гражданской власти. Например, призывает верующих молиться за начальствующих: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу...» (1 Тим. 2:1-3). В послании к Титу апостол также призывает повиноваться властям: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовым на всякое доброе дело, никого не злословить...» (3:1).

Подобным образом и апостол Петр повелевает всем христианам: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2:13-18).

Часто задают вопрос: а тоталитарные режимы, во время которых были уничтожены миллионы людей, тоже от Бога? Выражение «нет власти не от Бога» совсем не говорит о том, что Бог постановляет каждое правительство и всегда одобряет любое его действие. Бог допускает - по некоторым причинам, может быть, нам не всегда понятным, - существование и тоталитарных правительств.

Хорошая иллюстрация - избрание первого израильского царя Саула (1 Цар. 8:4-22). Израильтяне захотели иметь царя, как у прочих народов. Самуил, пророк Божий, очень огорчился, когда узнал об этом желании. Он убеждал людей, что Царем Израиля является сам Господь и другого царя избирать не имеет смысла. Но народ настаивал на своем. Тогда Самуил в молитве просил Господа о мудрости в решении этого вопроса и получил ответ: «Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, они отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними...» (ст. 7). Господь допустил, чтобы царем был избран Саул, но это вовсе не означает, что таково было желание Бога. И годы царствования Саула принесли израильтянам много проблем.

Итак, Бог разрешает народу поступать по своему выбору, если он отказывается руководствоваться наставлениями Божьими. Отношение Бога к избранию многих царей можно описать словами пророка Осии: «И Я дал тебе царя во гневе Моем...» (Ос. 13:11). Когда люди упорно желают идти своим путем, не ища одобрения Божьего, или когда они сопротивляются Его ясно выраженной воле, Господь часто удовлетворяет их желание, дабы через последующий горький опыт народ мог осознать собственный неправильный выбор и в будущем раскаяться в своих ошибках. Допуская различные правительства, Господь желает, чтобы человек извлек урок, что его гордость и мудрость - опасные путеводители. История многих народов свидетельствует: то, чего люди желают вопреки воле Божьей, впоследствии оказывается для народа проклятием, а не благословением.

В заключение можно отметить, что государство - орудие в руках Бога, которое служит для предотвращения хаоса в мире. А христиане должны отдавать «всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Римл. 13:7-8).

Пастор Мирон ВОВК
© «Международная христианская газета».
Книгу «Ответы пастора» - сборник ответов Мирона Вовка на вопросы читателей (448 страниц, твердая обложка, иллюстрации) - можно приобрести ЗДЕСЬ (Европа и США) и ЗДЕСЬ (Россия).

Ваши вопросы, связанные с пониманием Библии, христианской практики, жизни церкви присылайте, пожалуйста, на адрес: titel@mail.ru или напишите их в комментариях к этому посту. Ответы пастора Мирона Вовка на ваши вопросы будут опубликованы в МХГ.
Previous post Next post
Up