По этому вопросу спорят немало. Одни однозначно утверждают, что эмиграция - это хорошо: у христиан из бывшего постсоветского пространства появилась возможность выехать в свободный мир, евангелизировать там «духовную пустыню». Другие столь же однозначно утверждают: плохо! В т.н. «свободном мире» верующие эмигранты растеряли своих детей и внуков, да и сами поостыли, прониклись «западными новшествами».
Так хорошо или плохо - эмигрировать в Америку, Западную Европу, оставляя свои «родные» церкви? Получили мы письмо в редакцию. Из Калифорнии. А потом я сделал опрос наших читателей.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/55/a-patz.10/0_279c5_574f3b9d_XL.jpg)
Дорогие друзья, братья и сестры!
Милосердный Господь открыл двери для христиан из бывшего Советского Союза - об этом раньше можно было только мечтать. Мы уехали из безбожной страны, в которой коммунистическая диктатура преследовала христиан. В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века Бог открыл двери - и тысячи верующих смогли свободно эмигрировать в Америку и Западную Европу.
Американское правительство проявило к нам сочувствие и самое доброе расположение. Беженцы получили всё необходимое для жизни в новой стране. Мы имеем возможность работать, открывать свой бизнес, учиться в колледже или университете, пользоваться различными государственными программами помощи, например, Welfare, SSI. Это милость Господа к нам и награда за те преследования, которые выпали на нашу долю в бывшем СССР.
Итак, прошли два десятилетия с начала нашей жизни в США. Эти годы показали, кто есть кто, у кого какие ценности и кто чего ищет, к чему стремится. Это стало очевидно и нам и американцам, среди которых мы живем. Сразу скажу: многие разочарованы.
Какова же духовная жизни наша и наших церквей, которых в одном г. Сакраменто (штат Калифорния, США) уже несколько десятков? Эти церкви наполнили и искренние дети Божии, и те, кто ищет своего, а не того, что угодно Духу Святому. Немало служителей из бывшего СССР, бросив свои церкви, устремились в Америку в поисках лучшей жизни. «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! Меч на руку его и на правый глаз его! Рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет» (Зах. 11:17). «А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» (Иоан. 10:13).
Некоторым таким служителям удалось устроиться и здесь пастырями, сосредоточить в своих руках власть в церквах. Они особо пекутся о сборе материальных пожертвований, устанавливают обязательные ежемесячные членские взносы. Пресвитеру выделяется ежемесячная зарплата (две-три тысячи долларов), а часов, «отработанных» в церкви, меньше, чем при «парт-тайме», т.е. меньше 20 часов в неделю. А наши братья-эмигранты работают при полном рабочем дне, по 40 часов в неделю, да и труд тяжелый...
Пресвитер нашей церкви в Украине, в которой я был членом, всячески препятствовал выезду верующих в Америку - такова была инструкция сверху. «Я и молиться не буду о тех, кто едет в Америку!» - говорил он. А сам многих опередил - уже десять лет со всей своей семьей живет в США. Совесть его не судит, молчит.
Как же Бог смотрит на нашу жизнь здесь? Может ли действовать Дух Святой в такой церкви, где место пастыря занимает «наемник»? Не превратятся ли служения в такой церкви в сухую, бессильную форму?
Кризис христианской русской эмиграции в Америке вполне очевиден. Мы теряем наших детей. Дух Святой не достигает их сердец. Они становятся добычей мира сего с его искушениями, обольщениями и соблазнами, увлекаются грехом - наркотиками, алкоголем и т.п. Христианские семьи разрушаются, увлекаются корыстью, сребролюбием и стяжательством. Всё это имеет место в американских церквах.
Но что же должны делать христиане, которые, видя всё это, скорбят и переживают? Просто созерцать всё происходящее и воздыхать? Господь не займёт Своего достойного места в церкви, пока она не станет Церковью Христа.
Сейчас в наших церквах проповедуют о скором втором пришествии Христа за Своей Церковью. Но, глядя на всё происходящее, думаю, что нас и наши церкви постигнет, скорее, бич Божий.
Так что же нам делать? Мне бы хотелось услышать мнение читателей.
Анатолий ИВАЩЕНКО,
г. Сакраменто, США
***
Мнения читателей
Я эмигрировал, потому что:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/a-patz.10/0_279c6_35d0a630_XL.jpg)
Когда я была ребенком, моя семья вместе со мной эмигрировала из СССР в Израиль. Причин было много, но думаю, что для моих родителей главной было возвращение на историческую родину. Я в этом решении, по понятным причинам, не участвовала.
Вторая эмиграция была уже в сознательном возрасте. Мы с мужем решили выехать в Канаду. Причин опять же очень много. Но главная - это отсутствие братолюбия в Израиле, что очень отягощало нашу жизнь. Политическая обстановка, конечно, тоже повлияла, но значительно меньше.
Первая эмиграция была благом, во-первых, потому что в Израиле познала Бога Отца; во-вторых, потому что, не напрягаясь, выучила иврит; в-третьих, потому что там прошла вторая половина моего детства, там меня нашел мой любимый муж.
Вторая эмиграция также была благом, потому что в Канаде я познала Бога таким, как Он есть, т.е. Бога Отца, Сына и Святого Духа. Тут Господь коснулся моего сердца и даровал мне спасение. По сравнению с этим благом, все остальное меркнет. Слава Богу!
Лея, г. Виннипег, Канада.
***
Я эмигрировал из СНГ, потому что хотел покинуть Страну Советов. Это желание было у меня в течение всей сознательной жизни. Мне чужды идеи социализма, коммунизма, диктатуры пролетариата. Это решение очень конкретно обозначилось во время пребывания в советской армии. Буквально спустя полтора-два месяца после демобилизации я подал заявку в посольство США. Ждали ответ почти два года, затем пятиминутное интервью, статус беженца. Еще три месяца оформляли бумаги - и всё, прощай «любимая Совдепия»!
И вот через девять лет я посетил Украину. Ходил по улицам и все время себя спрашивал: «Неужели я здесь жил?» Может, звучит грубо, но выглядело все уж очень дико. Это и беспардонность, и наглость людей, и грязь, и бескультурье, и угрюмость, и постоянное чувство, что тебя хотят ограбить.
Эмиграция стала для меня благом, потому что дала мне много положительных моментов. Рад, что вынужден был изучить другой язык, было бы неплохо еще какой-нибудь освоить. Множество переживаний и благословений - и всё из Его руки! Понимаю, что общение с Богом и служение Ему возможно только при должном состоянии сосуда. А приготовление этого сосуда происходило годами в эмиграции. Как бы было без нее, я не знаю.
Желания вернуться нет. Но говорить, что этого никогда не произойдет, не стану. Вообще-то, стараюсь подходить к этому вопросу так: мой Дом - на Небесах. Там моя Отчизна, туда стремлюсь. А если приходится сегодня жить в штате Вашингтон, ладно. Быть может, завтра - в Австралии или Бразилии. Кто знает? Я лично не знаю. Главное, не держаться крепко за земное, чтобы когда Господь усмотрит это у меня забрать, не было сильно больно.
Понимаю, что Христос пострадал за всех людей и они везде, в общем-то, одинаковые - в Америке, Украине России или на Ямайке. Возможно, поэтому «проблемы жизни в эмиграции» не вижу. Везде хорошо и прекрасно, где нас ...нет. Но как только мы туда попадаем, все как-то меняется...
Теперь задача - не потерять живую веру. Передать её детям и ближним - тем, кто готов слушать, кому могу и должен рассказать. Гибнущих людей предостаточно, совсем рядом. Вот только замечаю, что христиане, которые живут там, на земной родине, не сильно об этом ревнуют. Мало того, очень быстро теряют то, за что с таким трудом в эмиграции приходится держаться и бороться. То, за что наши деды и отцы шли в тюрьмы. Почему так происходит? Почему христианам XXI века кажется, что тот древний путь устарел и нужен какой-то новый, современный? Очевидно, что наше время - последнее. Поэтому нужно быть готовым к Последней Эмиграции.
Михаил, г. Сиэтл, США.
***
Я уехал из СНГ, потому что надоело за свои же деньги «воровать» (покупать налево или направо), потому что в церкви были кланы и я был вторым сортом. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римл. 8:28).
Назад никогда не вернусь, потому что всегда вспоминаю деда (он мне многое рассказал), нет гарантии, что всё это не повторится. Впрочем, Бог усматривает. Родина наша в небе, а с американцами мы живем дружно, как и с казахами, когда жили в Казахстане.
В.С., г. Ванкувер, США.
***
Судьба человека от Бога. В моей судьбе была миграция и эмиграция: миграция из Украины в Россию, а эмиграция - из России в Америку. Это были переломные моменты моей жизни. В обоих случаях было много молитв и слез перед Богом. Следующий переход, надеюсь, уже будет на постоянное жительство в Вечность.
Владимир, США.
***
Я покинул СНГ, потому что мне хотелось работать по специальности, зарабатывать и содержать семью (получилось); хотелось обучать детей в частной школе (получилось); хотелось быть побольше с семьей, а не ездить в большой город на пол-недели на заработки (получилось); хотелось быть в хорошем, консервативном собрании (тоже получилось); хотелось жить в обществе, где меньше нечестности и бюрократии. Всё, по милости Божьей, получилось. Ему слава!
Влад П., Манитоба, Канада.
***
Уехали мы из Украины как только появилась такая возможность. Может, и колбаса или другое что-либо - а почему бы и нет?! Живя здесь, всегда стараюсь помочь тем, которые остались там. Возвращаться не хочу. Некоторые впадают в ностальгию, но только до того, как побывают в гостях, а когда вернутся, ностальгию как рукой снимает.
Сергей, Германия.
***
Я остался на родине, потому что:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/a-patz.10/0_27b0d_c4221f03_XL.jpg)
Я не эмигрировал, потому что, во-первых, такая мысль мне в голову не приходила, да никто и не предлагал. Меня всё здесь устраивает. Нет у меня и бытовых предпосылок для переезда (родственники за рубежом, деньги на переезд и т.п.). Кроме того, я очень не люблю большие перемены. Неизвестно, где найдешь, а где потеряешь. Там хорошо, где нас нет. Что русскому хорошо, то немцу - смерть. Не в деньгах счастье.
Дмитрий Ф., г. Одесса, Украина.
***
Мое призвание от Бога - совершать служение здесь. Я люблю мой народ и желаю видеть духовное пробуждение в его среде. Желаю, чтобы Бог употреблял меня в служении Евангелию здесь!
Евгений Бахмутский, г. Москва, Россия.
***
Я остался в России, потому что у меня была четкая уверенность: вопрос места жительства нельзя решать самому или за компанию с другими. Ответ на этот вопрос - у Господа. Это Он еще до создания мира решил, где я должен быть и что делать. Может, кому-то Богом и был назначен переезд в другую страну.
Исаак и Иаков мучились вопросом эмиграции, каждый в свое время. Одному Бог велел остаться в Ханаанской земле во время голода, а другому - перебраться в Египет. Каждому свое.
Одновременно с возможностью эмигрировать в России открылись небывалые возможности для благовестия. Господь призвал на учебу и на конкретное служение - основать новую церковь. Бросить служение и уехать было бы предательством по
отношению к Нему. Самым страшным было потерять Его благословения и
блаженство от призвания и возможности служить Богу и людям.
Я совершенно не осуждаю тех, кто эмигрировал. Однако еще одной причиной, что мы остались, были люди, пришедшие к Богу после перестройки. Я помню, как
после отъезда очередного пресвитера из соседней церкви несколько членов нашей
церкви подошли и спросили: «А вы когда собираетесь нас бросить и эмигрировать? У вас же наверняка, в отличие от нас, есть такая возможность». Тогда я понял, что не смогу оставить этих людей. Уехать - значит всю оставшуюся жизнь жить воспоминаниями и с угрызениями совести.
Федор, г. Санкт-Петербург, Россия.
***
Не уехал потому, что не получилось. Родная сестра жены уехала в США со всей семьей (как беженцы). В 1996 г. я съездил к ним в гости. Америка мне показалась землей обетованной. За четыре месяца, проведенных там, я подал документы на родителей жены, их несовершеннолетних детей и нашу семью вместе. Но нас отделили. В течение полугода скоропостижно умерли родители.
Я надеялся, что каким-нибудь образом всё же получится уехать. Поскольку принимали верующих, то я начал читать Библию, нашел церковь, стал посещать собрания - и мы с женой уверовали. Я рад, что Господь из моей корысти сделал мне благо.
До сих пор живу в России. Зная, как живут мои родственники там, какая обстановка в американских церквах, больше не собираюсь в эмиграцию.
Эдгар, Россия.
***
Я служу Богу там, где родился. Такая у меня природа: сильно привязан к кровным и духовным корням. В свое время мне предлагали переселиться в Москву. Когда уезжала семья Винс, Лидия Михайловна предлагала мне в Киеве (я только освободился из заключения) их дом и все в доме. Но я и мысли такой не допускал. Было внутреннее чувство своего пути, считаю, что это водительство Бога.
Бывал в США, на восточном и западном побережьях, в Атланте у меня живут дочь, зять и внучка. Сын закончил Пенсакольский колледж и вернулся домой.
Около десяти раз бывал в Германии, попутно видел другие страны Европы. Не скрою, везде хорошо, но дома лучше.
Кроме природной привязанности, имею внутренне убеждение о Божьем поручении, надо жить и служить там, где родился. Это очень хорошие предпосылки для благословения в жизни и служении. Вроде, не ошибся. Имею все необходимое, даже более того, в духовной и материальной жизни.
Эмиграцию считаю ненормальным явлением во многих отношениях, хотя у разных людей обстоятельства жизни и служения складываются по-разному. Поэтому мы не имеем права осуждать кого-либо за его выбор. Тем более, что в отношении каждого человека Бог имеет Свои планы.
Евгений, Украина.
***
Мы с мужем и нашими детьми не пережили эмиграции, хотя имели и имеем такую возможность - выехать на постоянное место жительства в другую страну. Считаем, что Господь каждому дал свободную волю сделать самостоятельный выбор. Тем самым Бог испытывает наши сердца, веру, преданность и упование на Него. «...Господь взвешивает души» (Прит. 16:2).
Когда этот вопрос вплотную коснулся нас, мы обратились к Слову Божьему и увидели Его волю: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марка 8:34-35).
Тогда мы решили не искать своего, а покорно исполнять волю Господа о нас, «не считаясь с плотью и кровью». Чтобы, исполняя своё призвание, в конце пути услышать слова: «добрый и верный раб!» - и быть в числе тех, о которых сказано в Писании, что они «не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12:11).
Когда приходят мысли о том, что, возможно, опять наступят времена гонений на христиан и нам и нашим детям, как и прежде, придётся страдать, то мы читаем в Слове Божием: «Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас»; «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни»; «Верою Моисей… лучше захотел страдать с народом Божиим… и поношение Христово почёл бόльшим для себя богатством… ибо он взирал на воздаяние».
При этом у нас созрело такое понимание, что, получив статус «беженца», мы, подобно Исаву, продаём своё первородство за похлёбку.
Как и многие наши сограждане, мы часто испытываем материальные затруднения, беспокоимся о будущем наших детей, но ведь Сам Господь сказал: «Не беспокойтесь и не говорите: „что нам есть?“ или „что пить?“ или „во что одеться?“ Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне» (Матф., 6 гл.). «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» (1 Петр. 5:7).
Мы благодарны Богу за то, что живём в России. «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18).
Вера Катко, г. Москва, Россия.
© Фото:
http://andy-777.livejournal.com