Поднебесные Зубья

Aug 28, 2010 19:54

или «наконец-то мы идем в поход!»

Вообще-то вначале мы собирались на Актру. Сходить на Купол, на Голубое озеро... Но судьба распорядилась иначе. Компания, с которой мы хотели поехать на Алтай, не собралась. Поэтому, когда Игорь Radius Ушаков, мой коллега по вредному увлечению, предложил составить ему компанию, я с радостью согласился.

В том районе из нас прежде никто не бывал, так что мы решили сделать небольшую, и по времени, и по расстояниям, вылазку, так сказать «на разведку»: дойти до разрушенного Рубановского стана и сделать оттуда пару радиальных выходов в разные стороны. Отправились вчетвером: Игорь с женой и я с сыном.

Наши спутники - опытные путешественники, а для нас это был первый взрослый пеший поход под рюкзаками. Я хотел в «боевых» условиях проверить имеющееся у нас снаряжение и одежду.

До места добирались классическим способом: поездом Новосибирск-Новокузнецк, электричками Новокузнецк-Междуреченск и Междуреченск-Бискамжа до станции Лужба. Расписание у паровозов составлено так, что на первую пересадку есть10 минут, а на вторую - 15. Причем электрички идут рано утром, а вторая - вообще ходит один раз в сутки, поэтому любая задержка означает потерянный день. (Хотя вроде бы есть еще поезд Новокузнецк-Абакан, но про этот вариант мы узнали уже на обратном пути). За билетами на вокзал решили не бегать, сразу сесть в электричку и разбираться на месте с контроллерами. Как оказалось, это было правильное решение, билеты нам продали и штрафы не взяли. Единственно, что оказалось забавным, это то, что первая электричка относится к Зап.-Сиб. ж.д., а вторая - к Красноярской ж.д. Поэтому во второй с нас еще слупили денег за негабаритные рюкзаки. Электричка в Бискамжу оказалась заполненной туристами, рыбаками, промысловиками, которые ехали за ягодой. Везде рюкзаки, снаряга, бородатые дядьки в грубых свитерах, студенты, детские группы с руководителями...

Большая часть туристов высадилась как раз в Лужбе. Минут за 10 дошли до лодочной переправы через Томь. За 20 руб. с носа нас с рюкзаками перевезли на другой берег реки. Мы еще успели на автобус. Древний круглый ПАЗик за 40 мин. и 120 руб. с человека проезжает 9 км. до талькового карьера, откуда народ разбредается в разные стороны, кому куда надо. С конечной остановки хорошо видна одна из целей нашего путешествия: пик Шорский, он же пик Дураков. Вообще-то, Дураков там аж три, Шорский - самый высокий (1614м), крайний справа. (Поправка: Первый Дурак - пик Влюбленных (?м), второй - пик Шорский (1510м), третий - пик Поднебесный (1614м)).

Выгрузившись из автобуса, мы переоделись в «походное», позавтракали, я переложил кое-что из сыниного рюкзака себе и мы отправились в путь. Путь представляет собой наезженную грунтовую дорогу, которая через 10 мин. заканчивается у ворот приюта «Алгуй», и продолжается дальше хорошо заметной тропой.

Вообще, тут заблудиться практически невозможно: тропа широка и хорошо видна, и народу ходит много. Вот прям много. Ну т.е. примерно каждые 10 мин. или навстречу кто-нть попадется или обгонит кто-нть. Всегда можно спросить дорогу. Однако, отсутствие возможности доехать до этого места на машине из города, сильно влияет на контингент. Это или такие же туристы с рюкзаками или промысловики. Народу типа «пиво-водка-полежим-порамсим-послушаем умца-умца» просто НЕТ.

Еще через некоторое время тропа выходит к приюту «Снежный барс», около которого стоит часовня в память кузбасским альпинистам, погибшим при восхождении на К2. Далее начинается подъем вдоль ручья Алгуй на перевал Шорский. Перевал традиционно обозначен ленточками на деревьях. Основная тропа идет дальше вниз мимо Рубановского стана к Куприяновской поляне на р. Малый Казыр. Мы же свернули влево на маленькую тропу, по которой ходят к Дуракам. Очень скоро тропа закончилась около курумника шириной метров 200. Конец тропы обозначен пластиковой бутылкой, привязанной к дереву. Мы бросили рюкзаки и стали искать, где перейти через курумник. Сын заметил на другой стороне синий пакет на дереве, так было обозначено продолжение тропы.

Вернулись за рюкзаками и перешли на ту сторону. Сынин рюкзак перенес я, т.к. опасался, что он свалится куда-нть. (Надо сказать, что прыгать по куруму для него было основным развлечением и основным источником моих седых волос). Еще через метров двадцать вышли на пустую стоянку. Чуть выше была видна палатка. Молодые ребята, лет 25..27, муж с женой и девочка-колокольчик лет 5. МУ сходила, разузнала, что 10 метрах есть родник. Решили остаться на этой стоянке. Чудо враждебной техники ака GPS навигатор показало, что от конечной остановки за 2 часа мы прошли около 4 км., час ходу и час «на посидеть».

В этот день по прогнозу должно было быть +33С и прогноз, надо сказать, оправдался. Лагерь мы разбили как раз к обеду и остаток дня матрасничали и батонились, поскольку ходить в такую жару никуда не хотелось. Нам не хотелось. Мальчик же настоял на обследовании местности и был страшно рад курумнику чуть ниже лагеря. Мы с фотоаппаратом составили ему компанию.

Если в лесу вполне прохладно, то от камней идет ощутимый жар, минут через 15 начинает кружиться голова и хочется в тень. Поэтому курумник мы обследовали в три приема. В перерывах собирали росшую повсюду чернику. Говорят, что для промысловиков ее тут мало, но на мой взгляд - дофига. Не сходя с места можно набрать полкружки ягоды. Правда, мошка не дает сидеть на одном месте. Лезет везде и очень больно кусается. От мошки спасались мазилками типа «Off», помогает, но только пока пОтом не смоет крем.

У соседей узнали где начинается тропа наверх. Весь день мимо нас к Дуракам ходил туда-сюда народ, в основном, налегке.

В ручье очень вкусная вода. Ее хочется пить и пить. Такое чувство, что организм настоятельно хочет набраться этой водой как можно больше. Утром даже некоторое подобие похмелья было: сухость во рту и сильное желание срочно выпить еще кружечку.

Пока было светло набрали дров, в основном на курумнике. Вечером после ужина немного пофотали пейзажи. Перистая облачность на горизонте предсказала изменение погоды. Ночью спать было жарко, но к утру похолодало и пошел дождь.

На след. день встали около 07.00, позавтракали растворимыми кашами ака Быстров, собрались и около 10.00 пошли наверх. С собой взяли газовую горелку, воду, поскольку наверху воды нет, и растворимую же лапшу с колбасой чтобы пообедать. До первого Дурака поднимались примерно часа четыре, шли потихоньку, часто отдыхали, освежались черникой. Набор высоты составил около 700 м. Тропа идет вначале по лесу, потом лес заканчивается и последние метров 100 высоты идет то по курумнику, то рядом с ним. Уклон около 45 градусов. По мере подъема за спиной открываются красивые виды. Виден Мал. Казыр.

Поднялись на хребет между первым и вторым Дураками. Это не совсем хребет, довольно широкая плоскотина, поросшая черникой, брусникой, шикшей, можжевельником и кедровым стлаником. По хребту как раз проходит граница между Кемеровской областью и Хакасией. Поэтому шишки кедровые у нас были кемеровские, а черника - хакасская. Устроили себе отдыхалово: наелись ягод, повалялись всласть. На севере видны Средний и Большой Зубья.

На второго Дурака сходили без рюкзака, налегке. Второй и третий Дураки представляют собой сплошной курумник. Хорошо, что было сухо, лазать по камням было вполне безопасно. На третьего Дурака не полезли (чем сильно расстроили мальчика), потому что стала портиться погода. Максимальная высота составила 1520м по навигатору. Спустились к рюкзаку, сварили водички и пообедали. После обеда набрали черники домой. Ягода там крупная и очень вкусная.

Поднялся ветер и стал накрапывать дождик. Собрались и пошли вниз. Фотка перед спуском.

На спуске набрали бадана. Когда спустились до границы леса, пошел настоящий ливень, камни стали очень скользкими, лишний раз поблагодарили судьбу, что не полезли выше. Спускаться было бы опасно. До лагеря дошли примерно за час, дождь как раз закончился. Переоделись в сухое, штаны и обутки постирали в ручье и повесили сушиться под тентом. На ужин набрали грибов, подберезовиков и опят, и пожарили их на костре. Очень вкусно. Вечером был розовый закат. Такие цвета мне раньше видеть не приходилось.

Ночью был сильный дождь с ветром. Я сквозь сон пытался придумать, как перетащить палатку подальше в лес, чтобы на нас дерево не упало. Но обошлось.

Весь третий день шел дождь. То сильнее, то слабее, но все время. Поэтому фотографий мало. В этот день мы сходили в другую сторону, на Куприяновскую поляну на Малом Казыре. Обед с примусом решили не брать, сходить налегке. Рассовали по карманам карамельки, курагу и отправились. Перебрались через курумник и тут у сына порвались кроссовки. Хорошо, что тут. Сходили обратно в лагерь, переобулись в запасные ботинки и снова в путь. По тропе вернулись на перевал Шорский и вдоль Куприяновского ручья стали спускаться вниз. Навстречу шли люди, возвращающиеся из походов. Тропа вначале спускается по ровному болоту. Дожди превратили ее в «грузинскую тропу», от слова Чав-чав-адзе. Скользко и мокро. Плюс мокрая растительность вдоль тропы. Вымокли довольно быстро. Вскоре тропа прижимается к ручью и идет уже вдоль него по курумнику, поросшему мхом и лишайниками.

Время от времени останавливаемся отдохнуть. Черники тут уже меньше, но зато появляется черемуха, черная смородина и жимолость. На курумнике видели пищуху. Зверь, похожий на большую мышь, но родственник зайца. Несколько раз вброд переходили ручей. До поляны спускались около полутора часов. Рядом с тропой много стоянок, но все пустые. Перед самой поляной наткнулись на поля малины. На самой поляне были три группы, которые идут по большому кольцу вокруг Зубьев. Стоянка на поляне бесплатная, есть баня. По Казыру можно сплавляться, только сейчас воды маловато.

Обратный путь занял около двух часов. Были видны Дураки, первый и второй. Третий был скрыт в тучах.

На обратном пути шли по самой широкой тропе и в результате промахнулись мимо перевала, но зато попали таки на Рубановский стан. К вечеру облачность раздуло, ночь была холодная и звездная.

Утром встали, собрались и пошли вниз, домой. Из ручья набрали с собой бутылку воды, гостинец. До автобусной остановки дошли за час. Сходили на экскурсию на тальковый карьер. Захватили с собой образец породы. Даже довезли его до дома, хотя тальк очень мягкий и рассыпается от малейшего прикосновения. Пока ходили на карьер, автобус ушел, поэтому путь до переправы проделали пешком. Но тут рюкзаки уже полегче, да и дорога все время вниз. Вот по такой аллее мы шли.

Стало припекать и идти было уже не так весело, как под дождем, жарко. Дошли до переправы примерно часа за два. На том берегу пообедали, искупались в Томи, переоделись в городскую одежду и вовремя успели на электричку. Вечером поезд из Новокузнецка увез нас домой.

Поход получился удачный. Стало понятно, что не так с рюкзаками, какие в них нужно внести изменения. Разочаровался в палатке, которую мы брали с собой. Она легкая, но места для двух человек в ней только-только, при этом для вещей места уже нет совсем. Рюкзаки на ночь приходилось оборачивать в чехлы и оставлять снаружи. Палатку буду менять, если есть желающие на эту - с радостью продам. Спальники для таких походов в самый раз, но на пенке спать можно только если сильно устанешь, бока болят. Костюмы, сшитые в Глетчере, выше всяких похвал, не говоря уже о поларовской кофте. Из обуви стоит брать с собой пластиковые тапки, чтобы ходить в лагере. Трекинговые ботинки - хорошо, в меру держат воду, на камнях скользят не сильно.

С точки зрения транспортной доступности - Зубья лучше Алтая, большую часть дороги едешь ночью, спать можно лежа. Природа - великолепна. Из деревьев в основном пихта и береза. Ну и ехать нужно в августе. Где еще можно в один день поесть ДЕСЯТЬ видов ягод: черника, малина, брусника, шикша, черемуха, жимолость, красная смородина, черная смородина, костяника и земляника?