Экстремальные путешествия. Часть3.

Jul 14, 2009 12:04

Ну мы как всегда в своем репертуаре.
- На Алтай хочется?
- Хочется!
- Выходных сколько?
- Два.
- Ну еще пятница + понедельник и поехали?
- Поехали.

И поехали. Две машины из Нска, одна из Бийска, одна из Барнаула. Всего 14 взрослых и 2 детей.

В планах доехать до Нижнего Мультинского озера и совершить оттуда пару радиальных походов.

Пятница, 03.07.09
Выехали из Нска в половину первого ночи с расчетом оказаться в горах к утру. Машин на трассе на удивление немного. Около Линево справа открывается чудный вид на заходящую, почти полную луну. После поворота на Бийск останавливаемся перекусить и размять ноги. На севере горит заря. Нас останавливают на посту ГАИ перед Бийском. Если учесть, что мы едем на TLC с просроченными транзитными н-скими номерами да еще и по доверенности, то мы весьма лакомый кусочек для инспекторов. Однако, все ограничивается простой проверкой документов. На прощание наш водитель поздравляет инспектора с Днем ГИБДД, и, видимо, эти его слова послужат нам защитным покрывалом на весь оставшийся путь. Нас больше нигде не останавливали.
После Бийска к нам присоединяется третья машина, барнаульцы, как водится, едут где-то впереди.
Пассажиры дремлют. Идеальный будильник - фраза штурмана, обращенная к водителю: «Слава, ты еще не спишь?»
Перед подъемом на Семинский останавливаемся на час дать водителям подремать, заодно и завтракаем.
После Семинского идут дорожные работы: расширяют полотно, устраивают дренаж для текущих поперек дороги речек.

Туэкта, сворачиваем с трассы вправо в сторону Усть-Кана. Над дорогой висит облако.

Мы едем к нему, а оно убегает от нас, словно манит за собой.

Потихоньку доезжаем до Усть-Кана. После селения Кирлык асфальт заканчивается. Наконец добираемся до пункта пограничного контроля. Наши спутники уже там. Чтобы попасть в приграничную зону мы заранее отправили заявку на пропуска, поэтому все формальности занимают у нас от силы час времени. Ждем пока подойдет наша очередь, обедаем и гуляем по окрестностям. Проезжаем шлагбаум и вперед к Усть-Коксе. На главной улице Коксы стоит школа с белыми (гипсовыми?) статуями пионеров в ограде. Трубач-горнист, знаменосец и девочка, отдающая салют. Несмотря на некоторую одиозность, скульптуры берегут и не убирают. Думаю, это хорошо.

После Усть-Коксы начинается ровная Уймонская степь. На прямой, как стрела, дороге есть небольшая ложбинка с поворотом. Идеальное место для засады, в которую и попадают наши барнаульские коллеги. Мы едем вторыми и успеваем сбросить скорость. Выражение глаз инспектора, который упустил машину с транзитными номерами, надо было видеть.
Мы отъезжаем за пригорок и стоим, ждем барнаульцев. Заодно предупреждаем по рации остальных о засаде.
Почти в самом конце Уймонской долины поворачиваем направо и переезжаем Катунь по «Бруклинскому мосту».

Едем вдоль реки Мульты, сквозь одноименный поселок до базы «Кедровая опушка». Там мы оставим свои машины и перегрузимся в ГАЗ-66, который забросит нас на Нижнее Мультинское озеро.
Несмотря на предварительную договоренность, 66-ой уже уехал и увез группу. Нам остается только ждать, заодно можно, наконец, выпить первую рюмку. «С полем!»

Пока ждем транспорт, на базу заглядывают настоящие туристы, парень с девушкой, которые, в отличие от нас, все несут сами. Похихикав над нашей кучей барахла, они уходят на озера пешком.
Возвращается 66-й. Мы складываем кучу вещей в середину кузова, сами рассаживаемся по лавкам и в путь. До озера около 12 км. Водитель говорит, что за полтора часа доедем. Догоняем настоящих туристов. В кузове места для них уже нет. Забираем только их рюкзаки, все ж налегке приятнее идти.

Дорога пересекает маральник, поэтому время от времени встречаются ворота. Перед первыми водитель заглянул к нам в кузов и поинтересовался, как мы там. Мы сказали, что нормально. А он усмехнулся и сказал, что это пока еще был «асфальт». Самое интересное начнется после третьих ворот. Вот после этих.

И правда. 66-й кренило то на один борт, то на другой. Про «заваленный горизонт» даже и говорить не приходится. Фотик бы в руках удержать.

Собственно, дороги как таковой там нету. Направление. Где посуше, там и едем. Обогнали (Ха! Громко сказано. Объехали по соседней колее.) застрявший уазик.

Наш водитель вышел помочь. Уазик оказался правильным. Ему только показали буксирный трос и он сам выбрался из колеи. Чуть позже он снова засел, и снова сам выбрался. А вот потом мы встретили неправильный уазик. Точнее, сам уазик не при чем. Вот водила у него был ваще вдрыбадан. Как народ согласился с ним ехать, я не понимаю.

На перевале встретилась нам удивительная парочка: девушка в бикини, белоснежном парео и соломенной шляпке и парнишка в модных плавках-шортах. Как нам потом объяснили, с этого места нормально работают сотовые телефоны. Народ туда «позвонить» ходит из лагеря.

Тем временем мы спустились вниз. Пока разгружались и договаривались с егерями, где они нам выделят место, я сфотографировал наш «трамвай»:

и его пилота. Алексей Федорович, прошу любить и жаловать.

Ну, разбили лагерь, обустроились, поужинали, а там и вечер наступил.

В кои-то веки сидя у костра на пару с половиной пели песни туристическо-геологические.
На противоположном конце озера находятся Шумы, это где Среднее озеро перетекает в Нижнее. Ночью от шума электрички не отличишь, с той только разницей, что она едет не останавливаясь. Так и назвали: «Электричка Мульта-Домой отправляется с первого пути!»

Суббота, 04.07.09
Встали в 8.30, как будто не на отдыхе. А озеро красивое! Облаков нету, ветра нету, вода - как зеркало отражает горы. Слева берег пустынный вдаль уходит, напротив снежники Катунского хребта, справа ... Оп-па! А что это еще за голожопики там? Ну-ка, где там наши бинокли и супер объективы? Дядьки лет 40..50, девчонки помоложе, лет 25, худые все, смотреть, по большому счету не на что. Оказалось, москвичи, йоги (йожики, как их назвала одна из наших дам). Цельный день то под солнцем гимнастикой занимаются, то неглиже в воду лазают. Они стояли на самой дальней стоянке и все время ходили мимо нас в баньку у егерей. И очень неодобрительно посматривали на нашу баранинку. Знатоки отечественного кинематографа заметили среди йожиков племянника известного актера ФБ, тоже актера, вроде как из «9-й роты». Этот парнишка, на следующий день, когда все остальные йожики ушли в теплую баньку заниматься своими упражнениями, подходил к нам в надежде стрельнуть сигаретку. Сигарет у нас не было, а от моего предложения отсыпать ему табачку он отказался.

Тем временем мы позавтракали и стали строить планы. Часть народа решила отправиться в соседнюю долину на озеро Куйгук вдоль речки Куйгук к водопаду Куйгук, другая - сходить на Шумы. Мое семейство отправилось на озеро. Как умные Маши мы перешли Мульту вброд в специально взятых под это дело шлепках, переоделись, сфотались на память и отправились в путь.

Практически сразу от брода начинается конная тропа. Идти по ней не очень удобно, но зато с дороги не собьешься. Мы раз попытались сойти с тропы и блуканули немного, но потом вышли снова на нужную дорогу. р. Куйгук - правый приток Мульты. До озера удобнее идти по его правому берегу, он более пологий. Поэтому нам пришлось еще и Куйгук форсировать. Вброд его нам вряд ли удалось бы его перейти: течение очень сильное и бурное. Кстати оказался естественный мост из упавшего кедра. Взрослые перешли ногами, а парень мой преодолел его «сидя».

По настоянию половины осмотрелись на предмет клещей и стали подниматься по тропе. Иногда довольно пологой...

а иногда и карабкаться приходилось.

Вообще дорога довольно удобная: крутые подъемы чередуются с относительно пологими участками, на которых можно отдохнуть. Оценил приобретенный накануне рюкзак, маленький, 29 литров всего, но с поясным ремнем. Несмотря на небольшой вес поклажи, под рюкзаком идти удобнее, чем без него: даже малый вес придает курсовую устойчивость на скользких местах.
По дороге встречаются вот такие вот... идолы, что ли. То ли кошка, то ли птица, то ли леший.

От лагеря до водопада 10 км пути. Мы прошли их за 5 часов. Перепад высот около 400м. Честно сказать, если бы мы не несли рюкзак по очереди, я бы шел гораздо дольше. Или высота так сказывается (хотя там всего около 2000м), или недостаток общефизической подготовки.

Перед самым водопадом несколько стоянок, все заняты. Часть народу тут отдыхает, часть приезжает на конях на экскурсии, часть транзитом идет дальше. Пешеходов вроде нас мало.

Преодолеваем последние 30м подъема и вот оно, озеро Куйгук.

По установившейся традиции, мы с КС искупались в озере. Температура воды, думаю, была градусов 5..6С, не то, что в Мультинском. Там утром все +12С было.

Нам вообще повезло с погодой. Было сухо, тепло, но при этом умеренно пасмурно, идти было одно удовольствие. Пока мы сохли после купания и обедали, набежали тучки. Только и успели сфотографироваться на память, как стал накрапывать дождик.

Да, еще около озера растет множество всяких цветов.

Не говоря уже о бадане, смородине, курильском чае, бруснике и еще каких-то чаеполезных травах, которыми оказались полны карманы моей куртки по возвращении.

Как спустились к реке, дождь пошел уже в полную силу. Кстати, на заметку. Под кедром можно переждать практически любой дождь и остаться сухим. Но у нас не было столько времени, нужно было возвращаться, поэтому мы нацепили дождевики и пошли вниз. Тут же, кстати, вымокли изнутри, т.к. материалы дождевиков были нифига не мембранные. Но зато познакомились с местным жителем, который угостил нас щавелем, росшим вдоль тропы. Отлично, кстати, освежает.

Конные тропы - штука обманчивая. На обратном пути мы чуть не заблудились. Свернули на другую, более привлекательную тропу и в результате промахнулись мимо брода. Слава богу, вовремя посмотрели по навигатору, где там брод. Оказалось, что мы вышли к нему точно, но метров на 100 выше по косогору. В результате навигатор зафиксировал максимальную скорость путешествия 28 км/ч, когда ИЛ поскользнулся и проехался по склону вниз.

По бревну через Куйгук все перешли спокойно и уверенно. Несмотря на то, что оно было мокрым и скользким.

Дождь был не очень сильный и не очень долгий, но он вымочил вообще все вокруг. Поэтому когда мы в половине 10-го вечера промокшие насквозь подошли к броду через Мульту, переодевание в другие тапки устраивать не стали, прям так и перешли.

На поляне нас ожидала картина из знаменитого мультика Норштейна:

Вот только пока фотик доставали из рюкзака туман почти рассеялся. Медвежата в этих краях точно есть, ежики, вероятно, тоже. А уж веточек можжевеловых пруд пруди.

Дошли до палаток, сняли с себя все мокрое и развесили сушиться на ночь глядя в надежде, что дождя все же не будет. Перед тем, как переодеться в сухое и теплое, я залез окунуться в озеро. Как ни странно, мгновенно согрелся и потом уже не холодно было. Даже 50 гр. за возвращение пить не стал.
Пока переодевались, ужинали и пр., облачность рассеялась и вышла луна.

Воскресение, 05.07.09
Проснулись опять в полдевятого. Облаков нету, на озере штиль и гладь.

Справа от снежников Катунского хребта видна скала «Спящая царевна». Девушка лежит на спине, хорошо видны длинные волосы, лоб, прикрытые ресницами глаза, прямой нос, губы, высокая грудь...

Ну а мы тем временем взялись готовить нашего барашка. Из части поставили вариться шурпу, часть пересыпали специями и луком, чтоб вечером шашлык пожарить. Одну ногу решили запечь целиком.

За хлопотами время прошло и шурпа подоспела. Под такое блюдо 50 гр. «Лезгинки» грех не выпить. Будьте здоровы!

А природа не дремала. Набежали тучки и привет. Вот вам и дождичек. Вообще, говорят, что если был на Алтае в походе и не было дождя, то поход не засчитывается. Ну а дождик там или нет, посуду вымыть надо.

Дождик кончился и небо стало проясняться.

Мы решили тоже сходить на Шумы, тем более что дорога туда существенно легче, чем на Куйгук. Все время по берегу и только в конце подъем до Среднего озера. Снова конная (конская, как мы ее называли) тропа, камни и корни. Некоторым повезло больше, их почти всю дорогу несли.

Вид на Нижнее Мультинское озеро с середины Шумов:

и на Среднее:

Перепад высот между озерами около 30 м. Шумы - участок реки между двумя озерами, где она течет между обломками скал и камнями. Ближе к Среднему озеру прыгая по камням можно перейти на другой берег. А можно и не переходить, просто попрыгать. Парень мой нашел себе подружку для этого развлечения.

Смотреть на них было страшно. Камни мокрые, течение сильное, оступиться и сломать себе ногу - как нефиг делать. И при этом докричаться до них нет никакой возможности. Надо сказать, что они вылезли на берег после первого же предупреждения. (Ремарка в сторону: разница в возрасте у этой парочки такая же, как и у нас с половиной.)

Вид на Среднее озеро. Счас опять ливень пойдет.

Час дороги под дождем и мы в лагере. На обратном пути встретили группу туристов. У каждого рюкзак литров на 100 минимум. Парни спрашивали как пройти в библиотеку. Чуть погодя встретили еще двух девчонок. Спросили, не в библиотеку ли они идут? Те улыбнулись и сказали, что да. Мы им немного позавидовали в том смысле, что у них есть время (и силы) ходить под рюкзаками дольше двух дней.

По возвращении в лагерь Шерлок Холмс

и доктор Ватсон

были отправлены караулить костер и казан с ужином. Вечером народ пошел греться в баню, а я остался запекать баранью ногу. Ногу мы запекли, но съесть ее голодным после бани не дали. Слопали на след. день холодную. Вкусняшка была еще та!

Уже по темноте на соседней стоянке появились соседи, пришли пешком с Куйгука. Судя по приветственным крикам, это были какие-то язычники, собирающиеся праздновать Ивана Купала на след. день. :)

Ночью пошел дождь, под мерный стук которого мы сладко спали до утра. Правда, выяснилось, что палатку надо будет менять, тент протекает.

Понедельник, 06.07.09
Последний день.
Ничего особо интересного: встали, позавтракали, собрались и поехали на том же 66-м обратно. Незадолго до нас в путь отправился конный караван, который мы так и не догнали. У 66-го преимущество только в грузоподъемности.

Прошедший ночью дождь размыл дорогу. И наш трамвай немного застрял. Пришлось мужикам выпрыгивать за борт, чтобы облегчить 66-му путь наверх.

Обратно ехать было не страшно, а даже и весело.

На базе перегрузили манатки обратно по машинам и отправились домой. Всего-то 11 часов ездьбы и в половине второго ночи во вторник мы дома.

Алтай, походное, отчеты о путешествиях