Испытываю необходимость зафиксировать позицию. Много общался с различными людьми по поводу событий на Украине, слышал массу различных отзывов и интерпретаций - весь спектр мнений, от «Ужас-ужас!» до «Так их, гадов!», с рациональным анализом или без. Далее - моё личное мнение по текущим событиям на Украине. Те, кто при виде буквы Z впадает в ярость или вселенскую печаль, могут дальше не читать.
На основании имеющейся у меня информации я поддерживаю действия, предпринятые Путиным и руководством страны на Украине. Поддерживаю осознанно, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне. Причём, под имеющейся у меня информацией имеется в виду не содержимое телевизора. Нет, я не зомбирован т.н. «кремлёвской пропагандой». Я мало интересуюсь политикой, газет почти не читаю, телевидение не смотрю. У меня и телевизора-то никакого нет, я даже не знаю, что там сейчас показывают. Качество современного телевидения, как и качество кинематографа, меня совершенно не устраивает уже очень давно. Не могу я это смотреть, от него мозг болит. Качество современной журналистики меня тоже весьма печалит. Всякий может делать какие-то умозаключения и выводы только на основе доступной информации, по поводу полноты и достоверности которой нет больших сомнений. Надёжных источников информации нынче не существует. Современный мир давно расстался с иллюзией, в соответствии с которой есть некие независимые репортёры/журналисты, которые приносят информацию, как она есть, с места событий. Фуфло полное, извините мой французский. Этого, на самом деле, вообще никогда не было, но сейчас и иллюзий никаких не осталось. Помимо ошибок, неточностей и искажений, вызванных ограниченными возможностями репортёра на месте событий, всегда есть ещё намеренная манипуляция информацией. Эта последняя перестала быть чем-то постыдным, вошла в норму вещей и даже особенно никем не скрывается.
Но если следить за происходящим вокруг, пользуясь разнообразными источниками, анализируя информацию и сопоставляя разрозненные фрагменты из различных источников, то возникает некоторая картина, которую можно считать настолько объективной, насколько это возможно для частного лица. Для этого нужно не забывать пользоваться и чужими источниками, даже откровенно враждебными. Просто нужно концентрироваться на фактической части сообщений и выводить за скобки анализ и интерпретации. Подчёркиваю: так можно добиться более-менее объективной, а не полной/верной/истинной картины. Полной и верной картиной, я полагаю, не обладает даже наш Генштаб. Никто ей не обладает, это вообще невозможно.
Так вот, на основании имеющейся у меня на сегодняшний день информации, я полностью поддерживаю нашу операцию на Украине. Я поддерживал её 24-го февраля, я её поддерживаю и сейчас. Всё, что поступало за последний месяц, только утверждало меня в моём мнении по этому поводу. На основании имеющейся у меня информации я считаю, что ввод войск как на территорию республик Донбасса, так и на территорию самой Украины, в текущей ситуации был единственным возможным решением. Я глубоко сочувствую мирным жителям, которые оказались в районах активных боевых действий и случайно попали под раздачу. Жертвы среди кадровых военных с обеих сторон меня тоже не радуют. Однако необходимо понимать, что люди и территории тут не причём. Дело не в территориальной экспансии или в реставрации Советского Союза / Российской Империи, дело просто в обеспечении интересов национальной безопасности государства Россия. То же было с Крымом. Мы его забрали обратно не потому, что он всегда был русским и был присоединён к УССР в советские времена по чисто административным причинам, которые с распадом СССР потеряли свою актуальность. Мы его забрали обратно потому, что это стратегически важный пункт, обеспечивающий контроль над всем черноморским бассейном. Именно поэтому мы с такими трудами и потерями воевали за него с крымскими ханами в 17-18 вв. Именно поэтому не забрать его обратно хотя бы в 2014-ом было бы просто непростительным легкомыслием, преступлением. Забрали и правильно сделали. Операция была проделана на пять, можно только поаплодировать.
С республиками вообще всё понятно, поддержать их военной силой нужно было давным-давно. По всей видимости, это не было сделано раньше только потому, что раньше мы были не вполне готовы к такой операции. Едва у меня когда-нибудь появится уверенность в том, что мне известно достаточно подробностей этого дела, чтобы считать, что я знаю, почему Россия не включилась полноценно в борьбу обеих республик Донбасса против украинских карательных войск в 2014-ом, почему нужно было подождать 8 лет (при том, что нам было прекрасно известно что там происходит), и почему именно в 2022-ом решили всё-таки вмешаться. Тогда не вмешались, значит тогда не могли вмешаться. Сейчас вмешались, значит сейчас либо оказались готовы (или сочли себя готовыми), либо случилось что-то такое, что потребовало немедленных действий.
В этом плане я склонен доверять президенту и генштабу. Я во многом не согласен с тем, как Путин и его команда решают внутренние проблемы страны. У нас есть много предельно важных внутренних проблем, которые решаются из рук вон плохо или вообще брошены на самотёк. Это очень хреново, и это всё нам ещё ой как аукнется и в ближайшем, и в более отдалённом будущем. Но вопросы безопасности, обороны и внешнего стратегического планирования у нас поставлены достаточно неплохо. Что есть, того не отнимешь: в вопросах внешней политики наше нынешнее руководство всегда действует взвешенно и планомерно в течение очень длительного периода времени. Практически полная бессменность власти тут сильно помогает. :) В тех случаях, когда Путину приписывают «слив», комментаторы обычно исходят из совершенно ложных предпосылок касательно цели совершаемых действий. По какой-то причине многие долго считали, что Россия пытается добиться равноправия и уважения в дружной семье европейских, американских и других-прочих «демократических» стран, которые присвоили себе право считаться «всем цивилизованным миром», центром мировой цивилизации и настоящей культуры. Многие наши решения и действия отдаляли нас от этой идеальной цели и поэтому считались крупными промахами руководства. А на самом деле уже 20+ лет назад было прекрасно понятно, что никакое место в дружной семье нам никогда не светит, не говоря уж об равноправии и уважении, так что можно и не напрягаться. Да и дружной семьи-то никакой нет, если внимательно посмотреть. Если посмотреть на действия правительства с точки зрения постепенного отделения от глобалистского мейнстрима и возврата к концепции поддержания суверенитета отдельно взятого государства, то всё становится логично и понятно. Короче говоря: раз раньше не вмешивались, значит были не готовы; раз теперь вмешались, значит пришла пора, или случилось что-то, что вынудило к немедленному вмешательству.
Полагаю, что то же относится и к введению войск на территорию Украины за пределами Новороссийсих республик. Варево в котелке достигло точки кипения, пришла пора решительно действовать, пока через край не полезло. Да, я искренне считаю, что Украина методично, под руководством наших глобальных недоброжелателей, перестраивалась в одно из квазигосударственных образований, основной функцией которых было выступать в качестве «антироссий». Их, таких, довольно много по нашим границам. Украина была как-то особенно деятельна в этом направлении. Кроме того, настойчивое стремление страны такого размера на нашей границе вступить в НАТО, это перегиб, мириться с которым невозможно. Это экзистенциальная угроза нашей стране, которую было необходимо устранить. Массовый нацизм с явно антироссийской и конкретно антирусской направленностью - просто вишенка на торте, лишний существенный аргумент в пользу самых решительных действий.
По поводу «за что?!», ответственности каждого за происходящее и прочего:
Вопрос «за что?!» в масштабах государства задавать странно. Должно быть и так понятно. Тем более, что никто не скрывал. Ответ на этот вопрос был дан списком ещё до начала операции. Тот же вопрос в масштабе области, города, района, личного домохозяйства или отдельного человека мне непонятен. Война идёт со всем государством разом. За то, что являешься частью данного государства. Не очень справедливо, но логика справедливости отдельных индивидов не применима к межгосударственным разборкам. Я не буду повторять аргументацию из разряда «а где ваше «за что?!» было последние восемь лет, когда всё то же самое делали с вашими соседями?», хотя это вполне осмысленная аргументация. Человек не обязан бороться со своим государством, даже если государство делает что-то сильно не то. Никому нельзя поставить в вину то, что он не вышел на улицу протестовать против несправедливостей, которые государство совершает (от его лица, между прочим). Никто это делать не обязан, даже если не согласен. Однако, всякий член общества несёт часть коллективной ответственности за действия общества в целом. Хочешь - не хочешь, нравится - не нравится, а никуда от этого не денешься. Скажем, я прекрасно понимаю, что как гражданин РФ я несу часть коллективной ответственности за действия нашего правительства, независимо от того, поддерживаю я их, или нет. То есть, если в результате наших действий начнётся, скажем, масштабное вторжение войск НАТО уже на нашу территорию, и вокруг моего дома начнут падать бомбы, то вопрос «за что?!» у меня не возникнет, хотя лично я в теперешней войне не принимаю никакого непосредственного участия. Дурацкий это вопрос. Это примерно как требовать у небес ответа, когда тебе случится чем-нибудь заболеть.
Далее, по поводу гуманизма, оскотинивания, артиллерийских обстрелов школ, детских садов и жилых кварталов:
Я не считаю человеческую жизнь безусловной абсолютной ценностью. В межличностных отношениях ценность жизни отдельного человека очевидна, тут всё понятно. И то, я не сторонник библейского подхода с подставлением щёк, и идея активной самозащиты у меня никакого внутреннего протеста не вызывает. Однако, при переходе на уровень больших сообществ жизнь индивида становится не более чем единицей в массиве статистических данных. Это грустно, но ничего тут не поделаешь. Общество постоянно жертвует интересами, а иногда и жизнью отдельных индивидов, своих собственных членов. Почему интересы и жизни членов других сообществ должны иметь какое-то большее или хотя бы такое же значение? Тут я во многом согласен с интерпретацией Гоббса - члены сообщества (государства) как бы договорились передать государству своё естественное право всеми средствами защищать свою жизнь и имущество от посягательств со стороны других членов данного сообщества. Однако государства между собой ни о чём таком не договаривались и всё ещё находятся в естественном состоянии войны всех со всеми за ресурсы и жизненное пространство. Все попытки договориться и установить некую надгосударственную структуру, которая будет обеспечивать мир и справедливость между государствами, пока безнадёжно провалились. Самый влиятельный из международных институтов этого вида, ООН, - совершенно беззубая организация, которая с этой задачей совершенно не справляется. Под «международным правом», как давно выяснилось, подразумевались правила взаимодействия между странами-участницами клуба управления планетой. На те государства, которым отказали в членстве в этом клубе, правила не распространяются. Особенно теперь, когда с подачи ведущих мировых держав международные договоры потеряли всякий смысл. Теперь международный договор - это ни к чему не обязывающая декларация, от которой всегда можно отказаться, не утруждая себя поисками веской причины. Передумали и всё. Больше не отвечает нашим интересам. На этом фоне скорее удивляет факт существования международных конвенций, которые кто-то ещё исполняет.
Короче, во время войны гибнут мирные жители. Это прискорбно, каждый отдельный случай вызывает массу сочувствия, но совершенно не отменяет необходимости эту войну вести. Это никак не свидетельствует о презрении к человеческой жизни. Гуманизм требует сделать всё возможное для минимизации потерь среди мирных жителей. Отношение потерь среди мирного населения к потерям вооружённых участников конфликта и без того беспрецедентно низкое. Между прочим, это было достигнуто совершенно осознано, ценой дополнительных жертв среди наших военных. Большего для украинцев бы никто не сделал. Никто не просит их сказать нам за это спасибо, но тут к нашим войскам никаких претензий быть не может.
Мне непонятны переживания по поводу школ, детских садов, больниц, церквей или второстепенных культурных объектов, которые подверглись обстрелу и разрушениям. Любое сооружение, в котором размещены вооружённые бойцы неприятельской стороны или военное оборудование/имущество, является законной военной целью и может быть при необходимости поражено. Все эти здания очень подходят для оборудования в них временных укреплений. Люди не понимают, но школа, поликлиника или детский сад в городской застройке часто идеальные здания для использования в городских боях. Это малоэтажные изолированные здания, часто с хорошим круговым обзором, часто возведённые более основательно, чем жилые сооружения, с очень удобной для оборонительных целей планировкой и без фигова числа железных дверей на замках, которые нужно вскрывать для доступа во все помещения. Обороняющиеся в городской черте войска обязательно будут их использовать. Это нормально, и не надо возмущаться по поводу казарм и огневых точек в детских садах. Такая у них военная необходимость. Детьми там никто не прикрывается, это просто здание, которое можно потом заново отстроить. А наступающие будут по этим сооружениям лупить для выкуривания этих обороняющихся. Это тоже нормально, и по этому поводу тоже очень странно возмущаться.
Жилые кварталы никто не подвергает ковровым бомбардировкам, хотя могли бы. Вообще легко. Но если во дворе жилого дома стоит САУ, РСЗО или миномётный расчёт, то туда может прилететь. Дому при этом тоже достанется, особенно если сдетонирует боекомплект уничтоженной цели. Очень плохо, но ничего с этим не сделать. Прячьтесь в подвалы и стыдите ваших военных за такую тактику (если они это делают специально). Лучше всего было бы умотать из горячей зоны, но если не вышло или не пускают, то никаких вариантов больше не остаётся.
Я считаю, что государственный суверенитет моей страны стоит того, чтобы за него сражаться. Я не согласен променять его на более комфортное житьё и сытную кормушку. Для меня важно ощущение того, что мы живём в своей стране своим умом (уж таким какой есть), а не по инструкции от каких-то умных дядей, которые нас не сильно трогают, пока мы безобразие не нарушаем. И, кстати, да, я совершенно убеждён, что наши войска на Украине сражаются именно за наш государственный суверенитет, за право жить своим умом, отбрасывают от наших границ подползающую сволочь, а заодно помогают живущим на Украине русским добиться равных прав в стране, в которой они родились ещё до всего этого националистического маразма. Если обеспечение безопасности моей страны и безопасности мирной жизни русского населения Украины потребует нашего внешнего контроля над этой страной или даже её фрагментации, значит так тому и быть. С моим государством в своё время именно так и поступили, безо всяких сантиментов.
Как член нашего общества я принимаю на себя свою долю ответственности. Да, я понимаю, что уровень комфорта моей жизни упадёт. Я и моё семейство потеряем некоторые возможности. Многое станет сложнее или поменяется. Жизненные планы придётся корректировать, возможно - радикально. Мало того, сохраняется риск случайного прямого столкновения с войсками НАТО, которое может привести к очень горячему конфликту. Я живу в городе, который, скорее всего, в числе первой десятки целей уничтожающего удара. На ПВО надежды мало, в случае массированного удара. Я это всё понимаю, и всё равно поддерживаю. Потому что по-другому нельзя. Пусть американцы с европейцами займутся своими проблемами у себя дома. Мы не позволим им продлевать их сытую безмятежную житуху за счёт привычного уже ограбления непривилегированного остального мира. По крайней мере, не за наш счёт. Основная причина истерики на коллективном Западе не нарушение гуманистических принципов, а как раз то, что мы в очередной раз поднимаем знамя сопротивления их политике наглого грабежа всего остального мира, той политике, которая позволяла сначала европейцам, а после - американцам за чужой счёт поддерживать высокий средний уровень жизни, высокий средний уровень потребления и наращивать технологический отрыв от тех стран, которых в европейский клуб не взяли даже в качестве младших партнёров. Они были уверены, что втоптали нас в грязь, а мы снова поднимаемся. Этого нам, конечно, никогда не простят, и собственно Украина тут совершенно не причём.
Этот длинный текст примерно суммирует то, что я думаю по поводу наших действий на Украине. Я искренне надеюсь, что у нас всё получится, что погибнет не слишком много людей, что упырей начинят серебром и закопают, а всем заблуждающимся доходчиво объяснят - как и что. Не надо думать, что этот конфликт смертельная ссора до конца времён. Не переоценивайте. Людям, на самом деле, до свечки то, что их непосредственно не касается. Нужно только перестать вбивать им в голову всякую чешую, и через несколько лет они отвлекутся на более актуальные для них проблемы. Во время Гражданской войны сто лет назад в этих самых местах те же люди убивали друг друга в таких масштабах, какие нам сейчас даже не представить. И что? Быльём поросло и забылось, пока специально вытаскивать не начали. Вот и пришла пора надавать по балде этим, которые с вражеской подачи стравливают соседей для каких-то тёмных дел.