На днях по СМИ и сетям прошумела туча статей с цитатами из речи главы СК Бастыркина, который агитировал за возрождение системы образования. Почему-то основным признаком возрождения образования у него значится отмена ЕГЭ. Не очень понятно, почему мнение чиновника из Следственного комитета может у нас быть основанием для бурных дебатов на эту тему. Ну, если только СК не находит во введении ЕГЭ состава преступления, вредительства какого-нибудь.
Довольно забавно: каждый раз, когда начинают ругать современную систему образования в нашей стране, разговор непременно сворачивает на ЕГЭ и необходимость с ним что-то сделать. Я не фанат идеи этого дурацкого экзамена, но проблема образования, довольно очевидно, не в способе проверки уровня знаний, а в том, что этот уровень знаний, вслед за уровнем школьного образования в среднем по стране, опустился ниже плинтуса. Современная общеобразовательная школа чудовищна... Даже в крупных городах, даже в "культурном центре" Питере. Наш старшенький как раз мучается в восьмом классе сейчас, а мы вместе с ним. Это чистая боль. От лучшей в мире советской школы остались только старые списки медалистов на стенах.
Деятельность министерства образования (или просвещения, - как хотите переименовывайте, суть не меняется) за последние 20 лет я вынужден оценить как саботаж и вредительство.
Учебники нелепы. В них добавлены всякие развлекательные элементы, которые тщетно пытаются привлечь интерес учащихся. С какой-то загадочной целью туда были ещё добавлены ошибки. Видимо, это тоже развлекательный элемент. Мало того, что программ несколько, по каждой программе есть много разных учебников. Их всегда не хватает, их всё время путают. У части детей всегда нет нужного учебника или пособия. Откуда их брать - непонятно (с книжными магазинами сейчас известно как обстоит), а в родительской группе в каком-нибудь Вотсаппе при каждом подходящем случае поднимается буря комментариев на эту тему. В школе постоянно не хватает преподавателей. Если кто-то заболеет - заменять особо некому. Детей просто сажают читать учебники. Понятное дело, вместо учебников все пырятся в свои дурацкие телефоны, а школа на это молчаливо соглашается - лишь бы тихо было. Один раз преподы притомились в конце четверти и вместо физики и химии посадили класс два урока подряд смотреть Фиксиков. Мультик такой, как бы образовательный, знаете? Мультик! В восьмом классе... Мрак.
Заполнение электронного журнала превратилось в процесс, протекающий в какой-то параллельной вселенной. Там появляются какие-то записи, не имеющие никакого отношения к происходящему на уроках, появляются какие-то оценки - независимо от того, была ли какая-нибудь работа и даже независимо от того, был ли вообще ребёнок в школе. Иногда там неделями подряд вообще ничего интересного не появляется.
Отдельный показательный пример - родительские собрания. Не знаю, везде ли так, но это чудовищно. Большая часть собрания посвящена чтению протокола собрания. Этот протокол, содержащий страшно важные темы, обязательные для донесения до родителей и учащихся, всегда совершенно невероятной длины. Если бы родителям кто-то вздумал действительно всё это в какой-то форме доносить, то собрание бы продолжалось до утра. Просто чтение протокола может занять минут 30-40. А потом всех просят подписаться, как будто всем нам всё это в подробностях рассказали. Все подписывают. Чего спорить-то? Но какой-то баран ведь всё это придумал. После этой обязательной части собрания на учебные вопросы ни у кого уже энергии не остаётся.
Очень хочется наорать на преподов или на завуча, но язык не поворачивается. Школьные работники - замученные бесправные создания, постоянно находящиеся на грани нервного срыва. Школа теперь ничему не учит, она оказывает "образовательные услуги". Родители постоянно требуют, чтобы "услуги" оказывались качественно. Родители вообще много всего требуют теперь, что вполне естественно для "потребителей услуг". Кроме того, помимо ненормальной учебной нагрузки, при которой невозможно полноценно готовиться к занятиям и вдумчиво проверять сданные работы, учителей постоянно заставляют писать тонны бессмысленных бумажек, административных и откровенно очковтирательских. И всё, главное, в заботе об уровне преподавания и образовательной деятельности. В общем, в пылу заботы о "современном уровне образования", улучшательства и повышения эффективности школу практически полностью уничтожили. Какой ЕГЭ? Причём тут ЕГЭ? Какая разница каким способом проверять отсутствие знаний?
В этом месте обычно начинают рассказывать про хорошие школы, которые безусловно есть. Или пробуют стыдить родителя, который не нашёл способа и средств засунуть ребёнка в школу получше. Да не пошли бы вы куда подальше! Нормального человека должен беспокоить уровень образования не только собственного ребёнка, а вообще всех детей, если это нормальное здоровое общество. Что мне за радость от того, что где-то есть 1% школ с приличным уровнем образования? Особенно если половина из них - в Москве. С тем же успехом можно корить среднестатистического родителя за то, что он не изыскал возможности отправить своё чадо на обучение в Оксфорд. С какого-растакого я должен тратить тьму времени и личных ресурсов на то, чтобы обеспечить своему ребёнку уровень образования, который мы привыкли считать базовым?! Мы намерены мириться с тем, что 1% наших детей получат какое-то образование, а остальные останутся серыми придурками, предел мечтаний которых - быть блогером, заливать "видосики" в Тиктоке и получать за это тучу денег? В советское время тоже были школы получше и похуже, но такого беспредельного мрака не было.
Короче, дядя Вова, настоятельно прошу вмешаться и прекратить этот балаган. Эффективным, мать их так, управленцам и прочим улучшаторам, которые поют всем песни о выращивании образцовых граждан великой страны, надавать по жопе (Sic!) и выслать на исправительные работы за Полярный круг. Только не языком молотить и бумажки пачкать, а делать какое-нибудь нехитрое, но полезное дело. Там сейчас много работы, рабочих рук не хватает. Давайте уже образованием займутся люди, которые хотят кого-то чему-то научить, а не отчитаться об эффективности выращивания образцовых овощеподобных исполнителей.
Большой респект за то, что не дали совсем пропасть армии, восстановили нормальный уровень возможностей по сохранению суверенитета страны. Однако, без образования, науки и медицины стране всё равно хана через какое-то время, а эти три области в нашей стране разрушены до основания. Это нужно исправить. Чем скорее, тем лучше. Не считаясь с затратами. Если для этого кому-то придётся обойтись без золочённых дворцов, личных бизнес-джетов или яхт за миллиард рублей, то значит так тому и быть. Невелика печаль.