Я не так уж часто интересуюсь ближневосточным неолитом, чаще по каким-то определенным, конкретным вещам, но мимо свежего исследования пройти не смог. Ливерпульский университет буквально пару дней назад опубликовал довольно интересную статью.
Известно, что сельское хозяйство зародилось на Ближнем Востоке, и одной из традиций тамошних ранних земледельцев было устройство погребений прямо на поселении, иногда прямо внутри дома. Зачастую таких погребений в доме могло быть сразу несколько. Социальные связи погребенных и послужили целью этого исследования. Казалось бы, кого могли в одном доме похоронить? Родственников. Это самый очевидный ответ. Но родственники с какой стороны? Со стороны отца, матери или как-то иначе?
Для ответа на этот вопрос исследователи изучили геномы древних людей из двух поселений анатолийского неолита - Ашиклы-Хююк и Чатал-Хююк. Пригодными к анализу оказались 22. Эти образцы сравнили с ранее опубликованными 37 геномами из трех других поселений - Барджин, Тепеджик-Чифтлик, Бончуклу.
Самые ранние поселения докерамического неолита примерно десятитысячелетней давности - Ашиклы-Хююк (8350-7300 гг. до н.э.) и Бончуклу-Хююк (8300-7600 гг. до н.э.) показывают, что похороненные там люди были организованы по принципу биологического родства. Там присутствуют связи типа сиблингов (брат-брат, сестра-сестра, брат-сестра) и предок-потомок. Исследователи считают, что это служит красноречивым показателем того, что эти общества были основаны на кровных связях. Однако, присутствуют исключения. Например, в одном из строений грудной ребенок был захоронен с женщиной, не бывшей его родственницей.
Более поздние поселения, уже керамического неолита, такие как Чатал-Хююк (7100-5950 ВС) и Барджин (6600-6000 ВС), показали более удивительные результаты.
Карта исследованных образцов, образцов привлеченных для анализы и соотношения всего этого друг с другом.
Большая часть образцов была получена из костяков подростков, детей и младенцев. Интересно, что в погребениях с несовершеннолетними семейные связи были куда более редкими. Единственное исключение в Чатал-Хююке- это пара сестер. В Барджине - две пары, двое сестер и двое мальчиков. В Тепеджик-Чифтлик - пара мать и взрослый сын. Т.е. почти все эти люди не были членами биологических или расширенных семей. Стоит добавить, хотя это многим известно, что эти поселения были крупнее и организованнее.
Соотношение связанных и несвязанных родственными узами по памятникам.
Другой интересный аспект исследования - изучение гендерных ролей. Авторы подчеркивают, что в отличие от патрилокальной и патрилинейной неолитической Европы, где женщины неизменно оказываются неместными и погребаются с мужьми (привет интернетным фанатам
«матриархальной» Старой Европы), на этих анатолийских погребениях такой закономерности нет. Взрослых женщин находят вместе с братьями и сестрами. Авторы высказывают предположение, что патрилокальные традиции возникли и развивались после принятия земледелия, а организационные принципы этих анатолийских сообществ вообще выходят далеко за рамки простых кровных отношений типа патриокальности или матрилокальности (безродовое общество?). Там, где родство прослеживается, можно заметить, что взрослые женщины оставались в домах семей, в которых родились. Из этого не следует обратный вывод о том, что было наоборот, что была некая матрилокальность. Нет, мужчины точно так же остаются со своей семьей. Авторы считают, что различия между половыми ролями усилились уже после принятия сельского хозяйства, хотя отмечают, что погребенные вместе женщины докерамического анатолийского неолита зачастую были несовершеннолетними, что может говорить о том, что патрилокальность могла складываться уже на раннем этапе освоения земледелия. Но тут же замечают, что позднее, в керамическом неолите родственные связи в погребених уже исключения.
Выяснилось, что докерамический анатолийской неолит генетически отличается от керамического. Различия эти кроются в увеличении разнообразия, чему есть две причины. Первая - это увеличение численности популяции. Вторая - это дополнительный поток генов. Путем моделирования выяснилось, что людей керамического неолита Анатолии можно описать как смесь из 90% докерамического неолита и 10% неолита Леванта.
Однородительские маркеры показывают разнообразие и не согласуются со сценариями жесткой патрилинейности или матрилинейности. В первом случае ожидалось бы, что ситуация будет как в неолитической Европе - у женщин различные гаплогруппы МтДНК, а у мужчин зачастую вообще одна и та же Y-гаплогруппа, либо очень ограниченное разнообразие. Во втором случае ожидалась бы обратная картина - женщины с одной-двумя мито, мужчины с кучей различных игреков.
В случае с исследованными анатолийскими образцами мы видим большое разнообразие мито гаплогрупп у женщин. Игреки удалось выявить всего у пяти образцов, но лишь двое мужчин принадлежали к одной гаплогруппе, у оставшихся трех они не совпадали.
Еще из интересного - фенотипические черты одного, жаль, что только одного, образца из Ашиклы. У него была смугловатая кожа (промежуточного оттенка), карие глаза и светлые волосы.
Variable kinship patterns in Neolithic Anatolia revealed by ancient genomes
https://www.cell.com/current-biology/fulltext/S0960-9822(21)00423-1 Ancient DNA hints at diverse Stone Age traditions of kinship
https://phys.org/news/2021-04-ancient-dna-hints-diverse-stone.html