Болшневский могильник: когда убили фатьяновцев?

Feb 21, 2021 20:30


На Балтославике был размещен неплохой сюжет об одном из фатьяновских могильников. Пожалуй, оставлю это здесь. Ссылка будет  в конце

Болшневский могильник: когда убили фатьяновцев?
Болшневская мореная гряда расположена в Бежецком районе Тверской области и тянется на 1,5 км. с запада на восток. На гряде имеется несколько высот, возвышающихся над болотом примерно на 10 метров. На них располагались Болшневский 1 и Болшневский 2 фатьяновские могильники, полностью уничтоженные карьерами. Болшневскому 3 могильнику в этом плане повезло. Он оказался практически не разрушенным и в 1970 году был полностью раскопан.
Могильный комплекс состоял из четырех погребений и одного ритуального кострища. Погребения располагались очень компактно, а кострище на некотором отдалении от них.


Рис. 1. План Болшневского 3 могильника ( по Д.А. Крайнову)
Погребение №1 коллективное. Здесь обнаружены остатки четырех плохо сохранившихся скелетов, лежавшим по углам могилы, головами в разные стороны. Погребальное сооружение не прослежено, но около черепов и сосудов замечены темные пятна либо от шкур, в которые были завернуты покойники, либо от погребального сооружения.                                                   
Индивидуум 1 лежал в юго-восточной стороне могилы, в скорченной позе на левом боку, головой на восток и лицом к югу. Рядом с костями рук найдены две костяные проколки, около черепа подвески из зубов хищника, а в районе пояса подвески из зубов медведя, за спиной медвежий клык со сверлиной и кремневый скребок на отщепе. Кроме того здесь же находились кости животных и птиц.                                                                                                                                                                  Индивидуум 2 находился рядом, но в другом углу могилы, в скорченной позе на левом боку, головой на восток, лицом на юго-запад. В области шеи лежал кремневый отщеп. В ногах вверх горлом стоял сосуд ( рис.2. 1), а под ним кремневый нож на отщепе ( рис.2.2) В северо-западном углу могилы располагался индивидуум 3. Скелет плохой сохранности в скорченной позе на правом боку, головой на запад и лицом на юго-восток. Здесь же был кремневый нож ( рис.2.3) и обломок подвески из зуба животного-в районе костей таза.  Индивидуум 4 был в юго-западном углу могилы, в скорченной позе, на правом боку, головой на юго-запад и лицом на юго-восток. Две подвески из зубов животных найдены в районе черепа, в районе челюсти кремневый отщеп. Здесь же находился сосуд вверх горлом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Все индивидуумы захоронены одновременно. Из-за крайне плохой сохранности костей, определить пол погребенных трудно. По мнению автора раскопок, судя по инвентарю, все покойники женщины ( Д. А. Крайнов, 1975, стр. 175-176). Хотя отмечу, что медвежьи клыки для женских фатьяновских погребений в общем-то не характерны


Рис.2. Схема погребения № 1 и инвентарь из погребения ( по Д.А. Крайнову)
Погребение № 2 было одиночным и находилось к западу от коллективного погребения № 1 ( см. рис.1). Около западного края могильной ямы замечено углистое пятно размерами 25 х 27 см., пятно прослеживалось почти до дна могилы, а его конец сходил на конус. Это остатки деревянного столба, возможно памятного, возможно что-то типа  ритуального сооружения, причем, судя по сохранившимся волокнам, само дерево хвойное.  При расчистке могилы, были отмечены темные пятна либо от шкур, либо от погребального сооружения. На глубине 100 см. от современной поверхности лежал костяк мужчины на левом боку, головой на восток, лицом к юго-западу. Руки согнуты в локтях, кисти сложены перед лицом. Ноги сильно подогнуты. Череп разбит. У лица находился каменный сверленый топор на боку, обушком к лицу и лезвием к юго-западу ( рис.3.1). Таким образом конец рукояти очевидно был в области таза. За черепом вверх горлом стоял керамический сосуд ( рис.3.2).В области пояса -нож из широкой кремневой пластины ( рис.3.3), тут же рядом с ним медвежий клык со сверленой. У левого бедра - костяная проколка. Рабочий кремневый клиновидный топор находился в юго-западном углу могилы ( рис.3.4), здесь же два костяных орудия типа кочедыков.


Рис.3. Схема погребения № 2 и его инвентарь ( по Д.А. Крайнову).
Погребение № 3 также одиночное, оно расположено чуть к северу от группы погребений № 1, № 2 и № 4 ( рис.1). Внутри могилы зафиксирована воронка от рухнувшего перекрытия и прослежено погребальное сооружение. Покойник-мужчина был буквально втиснут в это небольшое погребальное сооружение. Костяк хорошей сохранности лежал на левом боку в скорченном положении, головой на северо-восток, лицом к юго-востоку. Каменный сверленный топор находился перед лицом на боку, обушком обращен к стенке сооружения, а лезвием ко лбу покойника ( рис.4.1).За черепом вверх горлом помещен небольшой сосуд (рис.4.2). За спиной кремневый клиновидный рабочий топор ( рис.4.3). У стенки погребального сооружения лежал кремневый нож на узкой треугольной пластине ( рис.4.4). Под ним находилась костяная булавка длиной 18 см. с двумя овальными отверстиями на уплощенной головке, острием к востоку ( рис.4.5). На стопах ног вверх горлом стоял сосуд без орнамента ( рис.4.6). Створка раковины речной беззубки встречена в юго-западном углу, под ней костяная проколка. Здесь же еще один кремневый нож на остроконечном отщепе ( рис.4.7). Вдоль западной стенки сооружения лежало длинное костяное лощило.


Рис. 4. Схема погребения № 3 и погребальный инвентарь ( по Д.А. Крайнову)
Рост погребенного составлял порядка 180 см. Информации о следах  повреждений на костях умершего нет.


Рис. 5. Мужчина из погребения № 3 Болшневского 3 могильника. Реконструкция Г.В. Лебединской
И наконец еще одно коллективное захоронение -погребение № 4. Оно обнаружено рядом с погребением № 1 ( рис.1). В могиле были обнаружены четыре человеческих костяка, лежавших по углам и скелет собаки.                                                        Индивидуум 1 ( рис. 6.а) находился в северо-восточной стороне могилы. Скелет мужчины, частично разрушенный ямой лежал в скорченной позе на левом боку, головой на восток- северо-восток, лицом на юг. Ноги сильно согнуты и оказались под ногами индивидуума 2 ( рис.6. б). Череп хорошей сохранности пробит чем-то острым. Каменный сверленный топор находился за черепом ( рис. 6.1), здесь же кости свиньи. Около локтя найден медвежий клык со сверлиной, а в районе правого бедра кремневый нож ( рис.6.2). Индивидуум 2 находился в северо-западном углу могилы ( рис.6.б). Женский костяк был скорчен на правом боку, головой на юго-запад и лицом на юго-восток. Ноги сильно согнутые лежали на ногах индивидуума 1. Череп также пробит чем-то острым. Из погребального инвентаря присутствовали костяное лощило и костяная проколка.  Индивидуум 3 был в юго-западной стороне могилы ( рис.6. в). Скелет молодой девушки лежал в скорченной позе на правом боку, головой на юго-запад, лицом на юго-восток. Череп пробит острым орудием. Вещей никаких не оказалось и только около черепа найдены две раковины речной беззубки.  Индивидуум 4 находился в юго-восточном углу могилы ( рис.6.г). Это мальчик. Его скелет оказался разрушен ямой. Но по остаткам костей можно утверждать, что он был скорчен на левом боку, головой на восток-северо-восток, лицом на юг. В области груди найдена половинка клыка медведя.                Захоронение собаки обнаружено к югу от индивидуума 4 ( рис.6.е). Скелет собаки лежал на боку с поджатыми ногами, мордой на юг. Собака была похоронена на особой приступке, примыкающий к погребению мальчика ( индивидуум 4).


Рис.6 Схема погребения № 4 и инвентарь погребения.
На значительном расстоянии от могил к западу обнаружен жертвенный костер в яме, размерами 90 х 80 см., к низу яма сужалась, ее глубина 70 см.
Можно попытаться реконструировать произошедшие здесь события. Представляется что четыре женщины (?), а может еще одна семья (?), похороненные в одной могиле ( погребение № 1), мужчина с разбитым черепом (погребение № 2), наконец семья: муж, жена, дочь и сын, черепа которых   пробиты ( погребение № 4), все они умерли одновременно насильственной смертью и одновременно были похоронены. Любопытной деталью является столб в мужском одиночном погребении № 2. Видимо именно этот мужчина на момент события являлся каким-то социально значимым субъектом своего коллектива. О его социальном статусе свидетельствует и расположение каменного сверленного топора перед лицом. Д.А. Крайнов отмечает, что все топоры, лежащие перед лицом сопровождают самые богатые погребения. Как правило такие могилы выделяются особым расположением на древнем кладбище, размерами могильных ям, погребальных сооружений и т.п., а по возрасту все такие погребенные не моложе 30-60 лет ( Д. А. Крайнов, 1972, стр.193). Кстати, все индивидуумы, захороненные в коллективных могилах отличаются бедностью погребального инвентаря и на их фоне  погребение № 2 выглядит достаточно богатым. Вероятно это и есть погибший лидер коллектива. А рядом похоронены убитые вместе с ним сородичи
Немного сложнее обстоит дело с погребением № 3. При жизни похороненный здесь мужчина вероятно также являлся социально значимым субъектом. Об этом свидетельствуют расположение каменного сверленного топора перед лицом и относительное богатство погребального инвентаря на фоне могильника в целом. Был ли и он жертвой той же кризисной ситуации, что и люди, похороненные в других могилах? Исключать этого конечно нельзя. Но возможна и другая интерпретация: умерший  похоронен совсем незадолго до разыгравшейся здесь трагедии. Итак.                                                     Во-первых. Почему «до», а не «после»? А вот почему. Вряд ли функционирование родового кладбища началось с похорон убитых, продолжилось и закончилось похоронами данного субъекта и больше на нем вообще никого не хоронили. Скорее ситуация обратная: кладбище перестало функционировать, когда был физически уничтожен точнее почти уничтожен коллектив, его обустроивший. Хоронить было некого. Во-вторых. Почему он был похоронен незадолго, а не, скажем, лет десять, двадцать, тридцать назад? Потому что за это время появились бы и другие погребения, а их нет. Значит время между данным захоронением и последующими захоронениями убитых было довольно коротким.                                                               В третьих. Какие основания допускать, что рассматриваемое погребение не одновременно другим в могильнике, а умерший не является точно такой же жертвой, как и все остальные? Отсутствие видимых повреждений на черепе и костях умершего. Хотя это косвенное основание: насильственная смерть могла и не оставить следов на костяке, а специальная экспертиза не проводилась. Еще одно - это само обустройство погребения. В могиле устроено капитальное погребальное сооружение, затем было сделано перекрытие. Следы рухнувшего перекрытия могилы прослеживаются на профиле в виде характерной воронки. В общем перед нами классическая могила Фатьяновской культуры. На ее фоне бросается в глаза некая небрежность, возможно поспешность в обустройстве трех остальных могил. И ни в одной из них однозначно не зафиксировано погребальных сооружений. Конечно не исключено, что пятна темного тлена это и есть остатки плохо сохранившихся погребальных сооружений. Но тогда почему в одной могиле совсем рядом такое погребальное сооружение прекрасно сохранилось, а сразу в трех нет? Возможно их там и не было. А покойники были завернуты или накрыты какими-то легкими материалами типа шкур животных и т.п., от этого и пятна. Аналогичным образом обстоит дело и с перекрытиями могил. В одном случае оно есть, в трех нет. Если бы такие перекрытия были, то вряд ли их следы не были бы прослежены при раскопках. А вывод напрашивается такой. Вероятно первое захоронение совершалось неспешно, добротно и по всем правилам, а на остальных сказалась кризисная ситуация и было уже не до соблюдения всех обычаев. Девять человек убитыми это огромная, видимо невосполнимая потеря.
Интересной особенностью Болшневского 3 могильника является то, что здесь мужчины похоронены скорченно на левом боку, а женщины на правом. Для Фатьяновской культуры в большинстве случаев характерна обратная дифференциация.
Как уже отмечалось ранее, при калибровке фатьяновских дат не удалось достичь высокой точности. Видимо счастливым исключением стал Болшневский 3 могильник. Его возможно датировать очень точно. И вот почему. Образцы для радиоуглеродного анализа из коллективного погребения № 4 -кость человека, взяты у двух из четырех индивидуумов, захоронных в могиле. Абсолютные даты в ВР 4005+-39 л.н. и 3876+-36 л.н.  Калиброванные значения в ВС составляют 2829-2460 гг. до н.э. и 2468-2211 гг. до н.э. (K.Nordqvist.et al. стр.6)
Предельный доверительный диапазон для первой даты и начальный для второй пересекаются во временном отрезке 2468-2460 ВС. Это с большой долей вероятности и есть время совершения данного захоронения и двух других одновременных с убитыми людьми. Абсолютная датировка погребения № 3( о котором я говорил выше ) 3956+-34 ВР  2571-2343 ВС, она не вступает  в противоречие с абсолютной датировкой погребения № 4. Учитывая все вышесказанное, есть вероятность, определить функционирование Болшневского 3 могильника в диапазоне  2470-2460-х годов до н.э. В дальнейшем материал Болшневского 3 могильника может послужить репером для относительной хронологии других фатьяновских памятников.
Литература:
Д.А. Крайнов. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. М.,1972
Д.А. Крайнов. Болшневский могильник фатьяновской культуры / Памятники древнейшей истории Евразии.М.1975
K.Nordqvist.V.Hryd. The Forgotten Child of the Wider Corded Ware Family: Russian Fatyanovo Culture in Context, 2020
http://www.balto-slavica.org/forum/index.php?showtopic=8309&p=354140

первобытные войны, культура шнуровой керамики, археология

Previous post Next post
Up