Именно так в переводе на русский называется новенькая статья по палеогенетике. В "The mixed genetic origin of the first farmers of Europe" исследовали не так уж и много образцов - всего 15, зато с высоким качеством. Это останки 13 первых земледельцев и 2 охотников-собирателей на территории от Западной Анатолии до Германии. Их сравнили с ранее исследованными геномами.
Попробую максимально просто и понятно рассказать к каким выводам пришли в этой статье.
Образцы, локации, археологические культуры, периоды и годы
Собственно, авторы попытались изложить генетическую историю первых земледельцев. И началась она задолго до появления земледелия, 32-21 тыс. лет назад, когда все люди были охотниками-собирателями. Тогда население исследованного региона разделилось на две части - восточную и западную. Спустя некоторое время западная часть прошла через бутылочное горлышко, когда численность, а следовательно и разнообразие, существенно сократились. Видимо, выжившие представляли собой очень ограниченные группы, изолированные друг от друга, и в результате западные охотники сформировали еще три отдельных популяции. Две из них пережили кризис где-то в Юго-Западной Европе, а одна на Балканах. Археологически их предлагается соотнести с мадленской и эпиграветтской культурами.
В то же время, восточные (ближневосточные) охотники не претерпевали никаких бутылочных горлышек и в целом, существовали благополучно, со временем также разделившись на три разные группы, обитавших в Анатолии, Леванте и Иране соответственно.
Около 19 тыс. лет назад закончился ледниковый период, западные охотники вышли из убежищ, активно размножились и начали потихоньку осваивать новые территории. Одни из этих групп, центральная (central), как ее назвали в статье, обитала на Балканах и расселившись, наткнулась на встречный поток охотников из Анатолии. В результате произошедших контактов возникла смешанная популяция, ставшая предком европейских фермеров.
Интересно, что при из всех трех восточных групп охотников только одна смешалась с западными охотниками, и только она участвовала в неолитизации Европы. Проще говоря, люди из одной части Анатолии стали предками первых европейских земледельцев, а люди из другой части Анатолии, генетически близкие к населению Леванта - нет.
Используя полученные данные, генетики проверили несколько сценариев освоения Европы неолитизаторами. Выяснилось, что постепенное освоение территории куда лучше согласуется с полученными данными. Т.е. сценарий, при котором жители Анатолии сразу бы мигрировали куда-нибудь в Нижнюю Австрию маловероятен. Кроме того, исключены сценарии, при которых не происходило бы смешения с европейскими охотниками по мере продвижения. Ранние земледельческие общества явно включали в себя какое-то количество (2-6%) местных аборигенов во время движения по всему Дунайскому коридору. Тем не менее, общее количество вклада охотников-собирателей не увеличивалось в раннем неолите из-за постоянного популяционного давления с юга.
И конечно, не обошлось без однородительских маркеров и информации о пигментации. В этой таблице можно увидеть сведения о папах и мамах исследованных древних людей.
Почти все образцы темноволосы (от темно-коричневого до черного оттенков). Но есть два исключения - LEPE52 и VC3-2 похоже были русоволосы (light brown). VC3-2 при этом имел и голубые глаза, как и STAR1. А вот все остальные были кареглазыми. Подавляющая часть выборки имела цвет кожи от смуглого до светлого, но два мезолитических образца - VLASA7 и VLASA32 были явно темнее.
The mixed genetic origin of the first farmers of Europe
https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2020.11.23.394502v1