Как бы это смешно ни звучало, но под таким заголовком речь пойдет именно о том, о чем каждый подумает в меру своей испорченности. Попалась на глаза занятная статья под названием "Phallic Decoration in Paleolithic Art: Genital Scarification, Piercing and Tattoos".
Известно, что часть предметов прошлого - это различные фаллические объекты. Например, в искусстве каменного века это часто используемый мотив. В рамках статьи исследователи (археологи и урологи) изучили 42 фаллических предмета возрастом от 30 до 11 тысяч лет. Семьдесят процентов этих фаллосов имели различного вида украшения. Большая часть происходит из Франции, меньше из Испании, а также есть единичные примеры из Германии и Украины. При этом большинство орнаментированных фаллосов принадлежат к позднемадленскому периоду ( от 11 000 до 12700 лет назад).
Вместе с археологами эти древние фаллосы изучили и урологи. Всеми вместе пришли к выводу, что древние люди иногда болели урологическими заболеваниями. Но самое интересное то, что наши далекие предки, судя по результатам исследования, практиковали различные модификации полового члена - шрамирование, пирсинг, возможно татуировка. Кроме того, судя по этим изображения, люди каменного века знали такую процедуру, как обрезание. Один из образцов, кстати, показывает пунктирные линии, которые похожи по своему расположению на те, что наносит хирург перед обрезанием.
Изображения отражают какие-то реальные особенности, то, что видели люди вокруг. Кто-то болел, кто-то делал татуировку, шрам или прокол. В общем, все то же самое, что некоторые люди делают и сейчас. Не только какие-нибудь изучаемые этнографами архаичные племена, но и различные любители бодимодификаций, а также представители маргинальных групп (вроде заключенных). Короче, все новое - это хорошо забытое старое.
Возвращаясь к древнему "членовредительству", стоит упомянуть, что исследователи заметили явное стилистическое сходство между орнаментацией фаллосов и наскальным искусством.
Что касается назначения, то ученые спорят для чего служили эти предметы. Среди вариантов декоративное украшение или награда за отличие, аналог медали, духовный элемент, барабанная палочка, фаллоимитатор, держатель палатки, изготовитель шнура или метатель гарпуна, а также традиционный выпрямитель для стрел.
Другой вопрос - для чего люди наносили татуировки на гениталии, делали шрамы, операции или пирсинг? Тут вариантов тоже много - это могло быть своеобразной маркой, частью процесса узнавания, отделения своего от чужого; могло отражать веру в симпатическую магию, когда подобные модификации подразумевали лечебные или иные улучшающие цели; а может отражало некий статус, постоянный или временный; или наоборот, преследовало некие охранительные цели. Современные этнографические случаи генитальных модификаций могут иметь различный смысл и наверное нет нужды искать здесь какой-то общий знаменатель. Пока ясно, что в позднемадленское время эти украшения стали необычно модными по сравнению с предыдущими периодами.
Более подробно в самой статье.
Phallic decoration in paleolithic art: genital scarification, piercing and tattoos
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22019163/ Ну и вот до кучи тоже интересная статья от урологов. Автоперевод резюме
"Происхождение ритуала обрезания потеряно во времени. Точно так же не определено примитивное антропологическое значение эрекции. Мы изучили археологические и художественные свидетельства человеческих изображений, выполненных в период верхнего палеолита, от 38000 до 11000 лет до нашей эры, в Европе, уделяя особое внимание изображениям генитальных мужчин в переносном и наскальном искусстве. Рисунков, гравюр и скульптур, изображающих людей, относительно мало, и конкретно представлено <100 примеров мужских гениталий. Некоторые изображают обрезанный половой член, а другие - урологические заболевания, такие как фимоз, парафимоз, выделения, приапизм или образование мошонки. Кроме того, небольшое количество фаллосов, вырезанных из рога, кости или камня, с различной морфологией, сохранилось до наших дней, а также свидетельствует о устойчивом культе мужской эрекции и втягивания крайней плоти, не ограниченного определенной топографической территорией. Очень немногие некоитальные человеческие или гуманоидные фигуры с выраженной эрекцией появляются в контексте серьезной опасности или смерти. Следовательно, эрекцию можно рассматривать как феномен, связанный с шаманским переходом между жизнью и смертью. Возведение в палеолитическом искусстве явно представлено почти на всех фигурах, которые однозначно определены как мужские, которые сохранились до наших дней, и во многих предметах переносного искусства. Обрезание и / или ретракция крайней плоти полового члена присутствуют в большинстве работ."
Male Genital Representation in Paleolithic Art: Erection and Circumcision Before History
https://www.academia.edu/685385/Male_Genital_representation_in_Paleolithic_Art_Erection_and_Circumcision_Before_History А вообще, все сильнее понимаю, насколько наши представления о прошлом являются отражением наших представлений о нас сегодняшних. В то время, как древние могли думать совершенно иначе. И совершенно иные вещи у них были в приоритете. Кроме того, совершенно перестал понимать людей, мыслящих в категориях "раньше было лучше". Раньше было в основном хуже, в каких-то частностях лучше, но в целом - просто по другому. Как нас будут представлять наши потомки?
Еще одна ссылка для памяти
El significado de la erección, la genitalidad y otras representaciones de índole urológico en el imaginario paleolítico
http://scielo.isciii.es/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0004-06142007000800002