Геродот писал, что татуировки у фракийцев обозначали принадлежность к знатной прослойке общества. И это одно из первых письменных сообщений о добровольном нанесении тату. Вопреки рассказу Геродота, рисунки на краснофигурной греческой вазописи изображают татуировки на руках и ногах фракийских женщин, часто менад, но не нобилей-мужчин. Обычно это простые геометрические узоры и орнаменты, линии, меандры и кресты. Клеарх Солийский, описывая обычаи скифов указывает на такое происхождение этого обычая, несомненно мифологизированное или придуманное самим Клеархом:
"Предавшись роскоши и притом весьма сильно и устремившись первыми из всех людей к тому, чтобы жить роскошно, они дошли до такой степени жестокости и высокомерия, что у всех людей, с которыми вступали в сношения, стали обрезать концы носов. Потомки этих людей, удалившиеся с родины, еще и ныне имеют прозвище от того, что те претерпели. Женщины же их татуировали тела женщин фракийцев, живших вокруг них к западу и северу, накалывая рисунки булавками.Отсюда много лет спустя пострадавшие и униженные таким образам женщины фракийцев особенным образом изгладили следы несчастья, расписав и остальные части тела, чтобы бывшие на них знаки насилия и стыда, войдя в состав разнообразных рисунков, именем украшения изгладили позор. "
Уже в начале нашей эры, во втором веке появляется вот такое (Дион Хрисостом) известие:
"Во Фракии свободные женщины покрыты татуировками, и, чем выше их ранг, тем больше они их имеют. И, значит, царица может быть татуирована, и царь тоже. Властители украшают себя такими символами как корона и скипетр, чтобы заявить свой высокий статус, подобно тому, как собственник выжигает клеймо на теле принадлежащего ему скота"
В греческом искусстве есть два типа фракийских татуированных женщин - дикие свободные и рабыни.
Последние изображались как слуги, сопровождающие хозяев. К примеру, старая фракийская служанка Геракла Героспо изображена с татуировками на руках, ступнях и шее.
В других сюжетах фракийские рабы часто присутствуют при погребальных ритуалах. Например здесь служанка с татуировкой на лице.
Другой мотив - свободные фракийские женщины. Обычно они связаны с мифом об Орфее, точнее с его смертью.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andvari5/78067063/188297/188297_600.png)
В общем, если опираться на греческую вазопись, то о назначении и распространенности татуировки у фракийцев мы узнаем немного. Скорее татуированные люди для греков обозначали лишь то, что они сами хотели видеть - варваров, слуг, персонажей мифов так или иначе связанных с фракийцами. Этакий стереотип. Интересно, что изображения татуированных людей очень редки в собственно фракийском искусстве. Единственным исключением являются кнемиды (поножи) из Враца в Болгарии, датируемые четвертым веком до н.э. и поножи из Агигиолы в Румынии. На них изображены женские лица с татуировками и они представляют собой портреты богинь.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andvari5/78067063/186361/186361_600.jpg)
В то же время, корни традиции татуирования в юго-восточной Европе могут иметь весьма давние корни. Известны, к примеру, неолитические орнаментированные фигурки, особенности которых позволяют предположить, что они изображают татуированные тела. Другой вопрос о том, кто именно связывался с этими фигурками - боги, предки или реальные люди? Некоторые исследователи полагают, что археологический контекст, в котором находят подобные изделия, указывает на то, что эти были изображения предков ли современников живших тогда людей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andvari5/78067063/186784/186784_300.jpg)
Интересный мотив - фигурки, орнаментированные
знаком бычьей шкуры.
Проблема всех подобных орнаментированных рисунков или скульптур в том, что они не дают ясного представления о свойствах этого самого орнамента. Толи это одежда, толи рисунок на теле, толи шрамирование, а может и правда татуировка. Исследователи стараются решить этот вопрос, используя различные подходы. Например, повторяют ли фигурки анатомические особенности голых людей? Или нанесен ли орнамент на незащищаемую одеждой часть тела? Такую, как лицо. В этих случаях уместно говорить о гриме или татуировке.
Интересно, что стилистистические особенности исполнения фигурок могли меняться со временем, а орнамента - нет. Другая особенность - орнамент чаще применялся к женским фигуркам. Зачастую они буквально полностью им покрыты. Мужские фигурки же обычно облачены в пояса и редко имеют какие-либо другие детали на теле. Кроме того, выявлены некоторые особенности узоров в зависимости от их расположения. Например, бедра и ягодицы обычно оснащались спиральным орнаментом. Иногда он мог быть нанесен на живот, так же как и ромбовидный узор. Подобных особенностей замечено немало.
Есть, впрочем, одна проблема. Не найдено подтвержденных инструментов для татуирования, которые можно было бы соотнести с Фракией того времени. Причин может быть две - либо эти инструменты были из недолговечных материалов (например, шипы растений), либо сказывается плохая археологическая изученность региона. Есть некоторые находки, которые требуют дальнейшего изучения. Так, есть энеолитические (4500-4200 гг. до н.э.) иглы из Пьетрела, Румыния. Часть из них собрана в своеобразные пучки. Это могло делаться с целью более плотного закрашивания кожи. На некоторых из них обнаружены кусочки охры. Эти иглы чрезвычайно хрупки и вряд ли ими прокалывали что-то мягче кожи - человеческой или животной.
В общем, ситуация с татуированными фракийцами далека от ясности. Сам факт татуирования несомненно есть. Но кто, как, зачем и почему - непонятно.
THRACIAN TATTOOS
https://www.academia.edu/15080736/Thracian_Tattoos The Antiquity of Tattooing in Southeastern Europe / Ancient Ink: The Archaeology of Tattooing
https://www.jstor.org/stable/j.ctvcwnc53