Самые древние татуировки в России

Aug 14, 2020 20:45



Самая древняя татуировка из известных - у «ледяного человека» Эци, который жил в энеолите и покрыл свое тело аж 61 вечным рисунком. Это, в общем-то, довольно широко известно. Если отсчитывать от наших дней, то у нас довольно много свидетельств о тату в древности. Это, в основном, письменные источники, в редких случаях тела, которые по тем или иным причинам сохранились в хорошем состоянии. Да и те относятся обычно к античности или средневековью. Для доистории же куда меньше свидетельств. Тот же Эци почти уникален. Для интересующихся историческими свидетельствами татуировки могу порекомендовать замечательную книгу Марии Медниковой «Неизгладимые знаки: Татуировка как исторический источник». Ее легко можно отыскать в интернете, и там найдется весьма подробная информация не только о фактах татуировки в древности, но и ее значении, технике и многом другом. Впрочем, все охватить невозможно, да и наука не стоит на месте. Поэтому сегодня поговорим про кое-что, чего в ее книге не было.
Когда появились первые татуировки на территории современной России? Сейчас с уверенностью можно сказать, что тату делали в раннем и среднем бронзовом веке. Казалось бы, одни лишь кости сохранились от людей тех времен, и ничего на эту тему найти нельзя. Но кое-что мне удалось отыскать.
В Ростовской области есть село Ремонтное, где раскапывались курганы эпохи бронзы, давшие немало интересного материала. Я даже здесь упоминал о кромлехах в погребениях ямной культуры у Ремонтного. Однако там копали также и курганы катакомбной культуры. Во втором кургане могильника Темрта-3 было найдено одно интересное погребение. Это была катакомба, а погребенный умер в возрасте 45-55 лет. Он страдал от артроза и имел деформированные плечи. Кроме того, этот человек имел ряд других травм - изношенные зубы, перелом малой берцовой кости правой ноги. Последняя травма вызвала воспаление, а на кости обнаружилась примечательная находка - схематический рисунок змеи. Он был нанесен на кожу, которая истлела, а сама татуировка перенеслась уже на кость (на верхнем рисунке). Благодаря аккуратной расчистке удалось его выявить. Интересно, что среди вещей, которые его сопровождали, были и скелеты двух ужей (Natrix natrix), которых положили на левую часть груди.



Другая примечательная находка в Ростовской области - это погребение в еще одном катакомбном могильнике у села Приморское. Там в катакомбе были захоронены двое - мужчина 30-35 лет и мальчик 5-7 лет. У взрослого на запястье тоже обнаружились следы татуировки.



Предполагается, что подобные татуировки делали в самом распространенной технике - прокалывая кожу тонкими иглами из кости, дерева, металла и даже птичьих перьев. Исследователи полагают, что в степных группах бронзового века такие инструменты (каламы) могли изготовляться также из костей скота. Имеется серия предметов такого рода из ряда погребений. Выглядят они вот так (1).



Экспериментально удалось подтвердить, что ими вполне можно наносить татуировку. В качестве пигмента, вероятно, использовалась не только обычная в такой процедуре сажа, но и охра. Имеются каламы с остатками пигмента. Кстати, охра как пигмент для тату использовалась еще тысячу лет назад в Перу. Учитывая, что степная бронза Восточной Европы - это череда культур, где охра играла огромную роль в ритуалах, вполне возможно, что охряные татуировки были широко распространены. Известна масса погребений ранней и средней бронзы, где охрой раскрашены черепа. В некоторых случаях можно предполагать раскраску лиц или татуировки на голове. Например, в одном из погребений новотитаровской культуры охряный рисунок, похожий на венок нанесен на лоб, виски и затылок ребенка (на рисунке выше 2). Есть ряд подобных погребений и в других местах, не только в России, но и на Украине, но часто наверняка сказать, что это татуировка нельзя. В некоторых случаях есть примеры посмертных манипуляций, которые с условной долей натяжки можно назвать тату на кости.

Найденные случаи татуировки, как доказанные, так и предполагаемые, указывают, что татуировали открытые части тела - руки, ноги, головы. Это перекликается с традицией знаменитых пазырыкских татуировок, которые тоже делались на открытых частях тела, а реконструкция их одежд указывает на то, что эти люди стремились оголить татуированные конечности.



Татуировки бронзового века можно разделить на две группы -геометрический орнамент типа точек или линий и схематические рисунки змеи. Учитывая контекст татуировок в древности, они могли указывать на определенные социальные роли в обществе или маркировать принадлежность к тем или иным кланам.
Тем не менее, неизгладимые знаки на теле могли нести и другие функции. Например, считается, что татуировки Эци расположены над зонами, где у него были какие-либо травмы и повреждения. Т.е. они должны были выполнять магическую лечебную функцию. Это была форма симпатической магии - веры в то, что предметы, которые находятся в контакте образуют связь. Учитывая змеиный характер татуировки человека из Темрты-3, скелеты змей на его груди, а также характер его травм, можно почти наверняка сказать, что рисунки были призваны облегчить его страдания. Как известно, змея давний символ медицины, который используется до сих пор. А ранее изображения или части змей использовались в лечебных ритуалах по всему земному шару.



Как бы то ни было, для бронзового века пока нельзя сказать определенно о том, какая социальная группа могла носить татуировки. И самих татуировок мало, и данные о социальной структуре не такие явные, как хотелось бы. Пока все татуированные катакомбники - это мужчины.

Делать татуировки мог либо ремесленник, либо лекарь. Учитывая прекрасный уровень трепанаций, лекари в ту пору были далеко не случайные люди, которые  целенаправленно занимались подобными вещами. В более поздние времена появились профессиональные татуировщики. Для некоторых пазырыкских татуировок установлено, что наносил их один человек.

В общем, исследовать еще непочатый край.  Большое значение, вероятно,  имеет хорошая расчистка погребения и зоркий глаз археолога (точнее, студента или студентки, которая будет это расчищать). Ведь все эти охряные или сажевые следы легко просто смести кисточкой. Да и вообще, не очень легко заметить во влажной мешанине на костях следы каких-то рисунков.  Надеюсь, с годами таких свидетельств станет больше.

Немного подробнее о татуировках в Темрте и Приморском можно почитать в статье Шишлиной. Оттуда фото и рисунки

Bronze Age Tattoos: Sympathetic Magic or Decoration?
https://www.researchgate.net/publication/271587804_Bronze_Age_Tattoos_Sympathetic_Magic_or_Decoration

Кстати, раз уж речь ро Эци зашла, обязательно поглядите.

антропология, искусство, археология, бронзовый век, тату, ритуалы, катакомбная

Previous post Next post
Up