Когда на Ближнем Востоке появилось производящее хозяйство, население стало постепенно увеличиваться. Это привело к масштабным миграциям во все доступные стороны. Достигнув Европы и расселившись от Средиземноморья до Скандинавии, фермеры продолжали планомерно увеличивать свою численность. Я уже когда-то делал пост
о численности людей в неолите, но работа, на которой он был основан, не учитывала Восточную Европу. В то же время, конечно, люди жили и здесь. Более того, в неолите в этом регионе существовало три варианта экономики. Земледельческая трипольская культура занимала часть современной Украины, а некоторые дериваты схожих ранненеолитических культур проникали в Белоруссию. Общества степной полосы кардинально отличались - здесь распространилось животноводство, а не земледелие. В то же время, лесная полоса встретила неолит вообще без производящего хозяйства. Так она его и провела. Основной маркер новой эпохи тут керамика. Возможно, что она даже не была заимствована у земледельцев. Но вернемся к жителям лесов Восточной Европы. Наверное, большинство тех, кто будет читать этот пост, живут здесь же, в городах-миллионниках. Как думаете, какой процент населения вашего города мог бы населять всю лесную Восточную Европу?
Собственно, похоже, что древние насельники этих мест были не совсем обычные охотники-собиратели. В их экономике огромную роль играла
рыба. Более того, некоторые исследователи даже отмечали, что их комплексное охотничье-рыболовное хозяйство по своему укладу было наиболее близко к земледельческо-скотоводческому хозяйству. Сетевое и запорное рыболовство дало свои плоды и предопределило создание долговременных оседлых поселений. В литературе даже проскакивала мысль о том, что успехов, которых на юге добились земледелием, на севере добились рыбной ловлей. И действительно, так же, как и на юге, в лесах Восточной Европы мы видим увеличение численности населения в неолите. Статистически зафиксированных поселений в мезолите в 2-3 раза меньше, чем неолитических. Однако, если рассматривать неолит поэтапно, то его ранняя фаза будет мало отличаться от мезолита в этом отношении. Существенное увеличение численности население произошло в развитом неолите и связано как с переходом к оседлому рыболовству, так и с оптимальными климатическими условиями.
В то же время, стоить понимать, что плотности населения лесного неолита и земледельческого были несравнимы. Иногда в качестве противовеса приводили данные о высокой плотности тех или иных мест Европы, где существовало присваивающее хозяйство. Это в большей степени касается балтийского побережья, богатого биоресурсами. Подобная плотность вполне объяснима притоком промысловиков во время охотничьего сезона. Так же это происходит в Австралии и Тасмании, где окрестное аборигенное население стягивалось к побережью для охоты на тюленей. Такие группы объединяют представителей разных родов и территорий. После охоты они разбредаются восвояси.
Неолит в лесную зону пришел не в революционной, а в эволюционной форме. Переход к усиленному рыболовству случился, по всей видимости, еще в позднем мезолите. И нарастание население здесь происходило не рывком, а постепенно. В развитом или даже позднем неолите население лесов еще больше специализируется на рыболовстве и оседлости. В это время отмечено увеличение доли рыбы в остеологических материалах. Это, а также сложение оптимальных климатических условий, вероятно, благоприятно сказалось на численности, учитывая возросшее количество памятников. Занятный факт, но похоже, что диета демонстрировала гендерные различия. Исследование изотопов одного из памятников показало, что основа пропитания женщин - рыба. Мужчин - мясо и рыба.
А теперь к цифрам. Лесное население было распределено крайне неравномерно. Например, В.В. Сидоров предполагает существование 42 позднельяловских групп на 100 квадратных километров Московской области. Это 2-2,5 тысячи человек.Зато на 60 квадратных километрах в Костромской области жило не более 6 групп. Разница колоссальная. Для всего населения льяловской культуры от лесостепи до Белого моря и от Ветлуги до Ржева предполагается численность всего 5-7 тыс. человек. В то время как общая численность поздненеолитических культур лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала оценивается в 20-25 тыс. человек. Это очень скудные цифры. Наверное, это как население какого-нибудь пгт или микрорайона крупного города. Кроме того, некоторые авторы предлагают для северо-востока Восточной Европы не применять термин «заселения», а говорить о «пребывании» , что предполагает лишь эпизодическое, а не постоянное проживание.
Тем не менее, предельная численности не была достигнута. Отмечается, что многие богатые биоресурсами районы были освоены поздно. Есть предположение, что лесное население могло ограничивать рождаемость или прибегать к геронтоциду для обеспечение оптимального соотношения людей и ресурсов. Другое мнение предполагает зависимость численности от выживаемости детей в сложных условиях лесной зоны. Расчетов детской смертности именно для этого региона я не видел. Но в целом, для европейских палеопопуляций, детская смертность колеблется от 26,2 до 63% в мезолите. В неолите и в эпоху бронзы - от 7 до 67,1%. Разброс огромный и не очень информативный. Вполне возможно, что некоторые богатые места были табуированы. К примеру, одно из племен Южной Америки сознательно избегало охотиться на солончаках, куда животные по ночам приходили лизать соль. Эти места считались у них священными, хотя и сулили богатую добычу. В то же время, их соседи солончаками не брезговали. Впрочем, такое объяснение хорошо для единичных примеров, но не для обширных регионов.Указанная численность, хоть и кажется скудноватой, на самом деле довольно неплохая для охотников. Этнографически зафиксированные примеры могут еще меньшие цифры демонстрировать.
Кстати, интересно, что по подобному пути, с увеличением доли рыбной ловли в экономике, могли пойти и степные сообщества Восточной Европы. По крайней мере, тенденция такая намечалась. В Среднем и Нижнем Поднепровье в первых культурах с керамикой, подобно Нижнему Подонью, развивались речные сообщества, в которых в отличие от неолита в Западной, Центральной, Северной Европы, Балкан доля рыбы в составе диеты значительно возрастает. Однако, не срослось. Животноводство тут оказалось наиболее выгодным.
Интересно, что в лесном неолите жить стало лучше и веселее. Меняется возрастная динамика смертности. В мезолите и раннем неолите мужская смертность в возмужалом возрасте составляла 80%, а в среднем и позднем неолите почти 70%. Средняя продолжительность жизни носителей льяловской культуры (конец V- начало IV тыс. до н.э.) составляла 32,5 года, а у более поздней волосовской культуры (середина Ш -начало П тыс. до н.э.) эта величина равна 32,0 годам для женщин и 34,4 годам для мужчин на раннем этапе существования этой культуры, и 34,9 года для женщин и 37,0 лет для мужчин - на позднем ее этапе.
Литература
Сорокин В.В. Человек, адаптация, культура
https://vk.com/doc7852148_437641889?hash=869b2998720d84fd14&dl=726e92064d3fb3f521 К ВОПРОСУ О ЕДИНСТВЕ КРИТЕРИЕВ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ ДЛЯ КУЛЬТУР СЕВЕРА И ЮГА
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-edinstve-kriteriev-neoliticheskoy-epohi-dlya-kultur-severa-i-yuga МЕТОДЫ ПАЛЕОДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОДСЧЕТОВ (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
https://cyberleninka.ru/article/n/metody-paleodemograficheskih-podschetov-istoriograficheskiy-aspekt Стратегии жизнеобеспечения в каменном веке, прямые и косвенные свидетельства рыболовства и собирательства. Материалы международной конференции
http://www.archeo.ru/izdaniya-1/vagnejshije-izdanija/pdf/2018MatConf_Loz50.pdf Неолитические культуры Восточной Европы: хронология, палеоэкология, традиции
http://www.archeo.ru/izdaniya-1/vagnejshije-izdanija/pdf/Neolit_2015.pdf Неолитическое население на европейском Северо-Востоке: обитание или пребывание?
https://www.researchgate.net/publication/294633831_Karmanov_VN_Neoliticeskoe_naselenie_na_evropejskom_Severo-Vostoke_obitanie_ili_prebyvanie_Pervobytnye_drevnosti_Evrazii_K_60-letiu_Aleksea_Nikolaevica_Sorokina_M_IA_RAN_2012_S_419-446 Феномен питания в эволюции и истории человека
https://www.dissercat.com/content/fenomen-pitaniya-v-evolyutsii-i-istorii-cheloveka